Сезон 1995 закончился в австралийской Аделаиде, сезон 1996 начинался в австралийском Мельбурне. Можно пошутить, что Формуле 1 не надо было никуда уезжать, но между этими двумя событиями произошло пять месяцев.
Итак столица штата Виктория, где более легко относятся к курению и её рекламе, нежели в остальной Австралии. Новая трасса спроектирована вокруг озера Альберт-Парк, в трех километрах от Мельбурна. Трасса городская, но очень быстрая и требовательная к тормозам и двигателю. Пилоты довольны не смотря на довольно пыльный асфальт. Публика довольна, 300 000 зрителей, не смотря на брюзжание экологов. Экклстоун воспользовался возможностью, чтобы уколоть Индикар, который через три недели также посетит Австралию, в Серферс-Парадайз:Формула-1 - это бой за пояс чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе. Инди - это просто реслинг.
Утром в четверг, 7 марта, мельбурнская трасса была официально открыта тремя «крестными отцами»: Джек Брэбэм (69 лет) выехал на трассу за рулем Brabham BT20, на котором он выиграл титул чемпиона мира в 1966 году. Стерлинг Мосс (66) следует за ним на Maserati Sport 300S, который позволил ему выиграть Гран При Мельбурна в 1956 году. Наконец, Алан Джонс (49), ведет Maybach, за рулем которого его отец Стэн отличился в 1953 году, на первом Гран-при Австралии. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Мельбурн.
Тревожно начинался сезон для Лижье. У Ги Лижье остается 18% акций команды, Том Уокиншоу, хочет их выкупить, что бы закрыть фабрику в Маньи-Кур и полностью перевезти команду в Британию, заодно избавившись от французов. Ги это настолько не устраивает, что он отправляется, по старой памяти, к французскому президенту. Его старого друга Франсуа Миттерана уже нет, но есть Жак Ширак и Жак заинтересован в возвращении национальной команды. Он обещает привлечь на помощь национальных мотористов - Рено или Пежо. Он готов облегчить налогообложение новым спонсорам команды - Parmalat и энергическому напитку Power Horse. И начать расследование, каким образом Том и Флавио Бриаторе приобрели акции Ligier.
Лижье в Австралии, кстати, выглядел вот так. С большими вкроплениями красного.
Сезон едва начался а Benetton, Ferrari и McLaren подали жалобу на Williams и Jordan, дескать борта у них недостаточно подняты. Но на самом деле все в рамках правил. В правилах было прописано, что борта должны на столько то прикрывать плечи пилотов. Все нарастили бортики, а Williams и Jordan опустили место пилота (каждый по своему), что с точки зрения аэродинамики куда лучше. Это я на деревенском языке объяснил, на самом деле, конечно там все более изящно типа верхний край боковой защиты салона должен проходить через воображаемую линию, расположенную на расстоянии 22 см параллельно линии, разделяющей две дуги безопасности и сдвиг поперечой балки, позволяющий пилоту вести машину в более вытянутом положении.
Ну а все внимание публики на этом молодом человеке. Жак Вильнев внешне мало похож на гонщика Формулы 1. Скромный молодой человек в очках, клетчатой рубашке и мятых джинсах, более похож на заблудившегося в паддоке студента. К огорчению ветеранов журналистов хотевших бы послушать рассказы Жак об отце, Вильнев младший все эти вопросы сразу пресекает. Я здесь не для того, чтобы увековечивать его память. Я горжусь тем, чего он добился, но я всегда хотел стать гонщиком и у меня свои задачи. На самом деле Жаку все вопросы про Жиля болезненны ибо отношения с отцом у него сложные.
Дэймон Хилл рад, что наконец-то внимание переключилось с него. Он привычно жалуется, что болид этого года не очень хорош, ну Дэймон так жалуется каждый год. На самом деле новые правила по ширине кокпита принесли облегчение его огромным ногам (у Хилла лапа 46 размера), которые теперь не цепляют педали.
Ещё один объект внимания - Мика Хаккинен. Чуть было не погибший в Аделаиде, финн вроде бы восстановился, но сам признает, что рефлексами у него есть проблемы. Впрочем Рон Дэннис старательно опекает пилота от жадных до сенсации журналистов.
Сверкает позолотой новый Jordan-Peugeot 196 и Ян Филипс, коммерческий директор, шутит, что это цвет денег. Benson & Hedges, новый спонсор, предлагает непредвиденную прибыль в размере 30 миллионов долларов в течение трех лет плюс дополнительные 20 миллионов долларов в случае хороших результатов. С такими серьёзными деньгами и я возможно стану серьёзным. Отмечает Эдди Джордан.
Пятничные тренировки в четверг начались с сенсации Жиль Жак Вильнев самый быстрый на трассе. В субботу канадец занял поул-позицию 1'32''371, опередив Хилла на 138 тысячных
У Williams нет конкурентов. Феррари быстры, но ими сложно управлять. Ирвайн (3-й) произвел фурор, опередив Шумахера (4-й). Из-за поломки коробки передач немцу пришлось присесть на плохо настроенный запасной болид. У итальянцев Барнард довольно поздно представил машину и тестов много провести не успели. Хаккинен занял очень хорошее пятое место на своем McLaren, в полутора секундах от поула. У Култхарда (13-е место) много проблем с поиском правильных настроек, и он так и их и не решил. Дэвид даже развернулся на старте квалификации. Плохой старт сезона для Benetton, очень неустойчивого на неровностях. Алези (6-й) разбил машину в пятницу, друг Бергер рядом (7-й)
10
Mika Salo
Tyrrell 024
Yamaha OX11A (Judd JV) 3.0 V10
9
Heinz-Harald Frentzen
Sauber C15
Ford Cosworth JD 'Zetec-R' 3.0 V10
8
Rubens Barrichello
Jordan 196
Peugeot A12 3.0 V10
7
Gerhard Berger
Benetton B196
Renault RS8 3.0 V10
6
Jean Alesi
Benetton B196
Renault RS8 3.0 V10
5
Mika Hakkinen
McLaren MP4-11
Mercedes FO110D 3.0 V10
4
Michael Schumacher
Ferrari F310 (648)
Ferrari 046 3.0 V10
3
Eddie Irvine
Ferrari F310 (648)
Ferrari 046 3.0 V10
2
Damon Hill
Williams FW18
Renault RS8 3.0 V10
1
Jacques Villeneuve
Williams FW18
Renault RS8 3.0 V10
У Jordan смешанный уик-энд. Очень быстрый в свободной тренировке, Баррикелло был разочарован своим восьмым местом в стартовой решетке. Брандл живет в кошмаре: он не может найти правильные настройки и сжег двигатель. Он стартует 19-м. Sauber (Френтцен 9-й, Херберт 14-й) страдали от явного недостатка предсезонных тестов. Хороший подвиг для Сало: после поломки подвески на своем обычном Tyrrell он показал десятое лучшее время на запасном. Катаяма (15-е место)стабильно показал несколько разворотов. Ligier пострадали от жары. Панис (11-й) выполняет хорошую работу, а Динис (20-й) чувствует себя некомфортно и доволен своей квалификацией. Разочарование и в Arrows: после плавания в «десятке» на свободных тренировках Ферстаппен надеялся на лучшее, чем двенадцатая позиция в старте, Россет (18-й) отметился вращением. Minardi легко прошли квалификацию, к большому облегчению своего босса. Неофит Физикелла (16-й) выступил лучше, чем Лами (17-й), но прервал квалификацию красным флагом, влетев в стену. Наконец, Forti не преодолели роковую отметку в 107% и поэтому были исключены. Бадоер (21-й) не смог показать чистого круга, а Монтермини (22-й) становится жертвой несвоевременного отключения электроэнергии.
Сезон 1996 напоминает сезон 1972 не только малым количеством участников. Но, как в 72-м, он начинается с сенсации. Дебютант берет поул. В 1972 это был Карлос Рётеманн. Отмечу, что некоторые, уважаемые, энциклопедии это позабыли и пишут про поул Андретти в Монце 68 года.
Хиллу есть над чем задуматься, но с утра в воскресенье он наконец-то опережает Жака, у Вильнева проблема с гидравликой. А Жан Алези не успел затормозить в боксах и сбил своего механика сломав тому ногу.
Брифинг для пилотов ведет новый директор гонки и федеральный делегат по безопасности, контр-адмирал Роджер Лейн-Нотт, настоящий офицер Королевского флота, страстно увлеченный автоспортом. Он объясняет новую процедуру старта. Теперь пять светофоров будут последовательно загораться и внезапно гаснуть, что бы один комментатор успел крикнуть Гаснут огни.
Жарко, трасса пыльная и почти все планируют по два пит-стопа, кроме Williams и McLaren те решают заезжать один раз.
Смотрим
https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1996x01.Australian.Grand.PrixУ Лами ремонтировали коробку, поэтому он стартует с пит-лейна.
7.00 У Френтцена сбой электроники на прогревачном круге и он остается на обочине
9.00 Жак отлично стартует, Хилл пытаясь за ним угнаться, срывает машину во втором повороте и пропускает обе Феррари. Проваливает старт Алези, он оказывается в середине пелотона.
В третьем повороте Култхард притирается с Ферстапеном, Дэвида заносит и он пересекает траекторию Херберта. Джонни резко тормозит и получает в задницу удар от разогнавшегося до 280 км/ч Брандла
Jordan подлетает как ракета на заднем колесе Sauber. Брандл перелетает Джонни и Дэвида скосив им заднее крыло.
и тяжело приземлился на заднюю ось.
Дважды перевернувшись Мартин скользит несколько сотен метров в гравийной ловушке.
Машину разрывает пополам. Двигатель улетает в сторону.
Но Мартин Брандл, это мастер красочных аварий (вспоминаем его аварию в США 84 или удар по голове машиной Ферстапена) он тут слегка контужен, но цел. Гонка, с радости для Френтцена остановлена. Хайнц-Харальд и Култхард стартуют на запасных машинах, а вот для невинно пострадавшего Херберта такой нет. Мартин Брандл осмотрен Сидом Уоткинсом и тоже получает разрешение на старт. Дэвид и Мартин стартуют с пит-лейн.
32.00 Рестарт. Вильнев снова стартует хорошо. Хилл сохранил второе место, Алези хорош и даже кратковременно опередил Шуми.
После первого круга
1. Вильнев
2. Хилл
3. Ирвайн
4. Шумахер
5. Алези
6. Хаккинен
7. Баррикелло
8. Френтцен
9. Бергер
10. Сало
34.00 Брандл попытался обойти Диниса в любимом третьем повороте, но снова ошибся с торможением, задел Лижье, развернулся и заглох. На этом насыщенное событиями воскресенье для британца закончилось.
35.00 В Кларке Ирвайн пропускает Шумахера и оказывается под атаками Алези, эта пара быстро отстанет от лидирующей тройки.
Бергер отобрал 8-е место у Френтцена
40.00 Россет атакует Лами в Аскари, но ошибается. Бразилец развернулся, задев задним колесом португальца и вернулся на курс последним.
Сало обходит Френтцена. Лами переобувается.
47.00 Алези слишком широко заходит в третьем повороте атакуя Ирвайна, хорошо закрывшего перед ним калитку. В итоге Жан подскакивая на поребрике, бьётся бортом об Феррари и отрывает себе левый понтон. Далее француз радостно едет в боксы, посыпая трассу обломками карбона.
49.00 Он, конечно, добирается до боксов, но это ремонту не подлежит
Есть две плотные группы: лидеры - Вильнев, Хилл, Шумахер и группа Хаккинен-Баррикелло-Бергер-Сало, посередине в свое удовольствие едет Ирвайн
58.00 Пит-стоп Сало. Ферстапен, почувствовав, что двигатель сейчас взорвется, решил сойти.
01.04 Шумахер проводит довольно долгий пит-стоп и оказывается 4-м
Хилл начинает наседать на Вильнева, оба обходят на круг Култхарда.
01.07 Пит-стоп Ирвайна. Эдди седьмой
01.11 Бергер заправляется и выезжает перед Катаямой
01.12 У Джордан хороший пит-стоп Баррикелло оказался перед Бергером, но пропустил австрийца
01.14 Култхард сходит в боксах с заевшим дросселем.
Вильнев выдает быстрый круг 1:33''421
После 28 кругов
1. Вильнев
2. Хилл
+ 1,2 сек
3. Шумахер
+ 38 сек. PitStop
4. Хаккинен
+ 55 сек.
5. Ирвайн
+ 59,5 сек PitStop
6. Бергер
+ 1 мин 22 сек.PitStop
7. Баррикелло
+1 мин. 24 сек.PitStop
8. Панис + 1 мин. 30 сек. PitStop
9. Сало
+ 1 круг PitStop
10. Френтцен
+ 1 круг
01.19 Вильнев заезжает на свой единственный пит-стоп и у канадца возникают проблемы с правым задним. Однако канадец остается впереди Шумахера.
01.20 Единственная дозаправка Хаккиннена отбрасывает того на 6-е место
01.21 Хилл упирается в трафик из Хаккинена, Паниса и Физикеллы
Баррикелло сходит в боксах, чувствуя что его двигатель вот вот помрет
01.22 Хилл заезжает на пиит-стоп, довольно длинный, судя по тому, что ехавший позади Панис, выехал из боксов раньше Дэймона. Но из-за заминки у канадца, Хилл выезжает перед напарником.
01.24 Во втором повороте Жак выходит слипстримом из под Хилла, Дэймон перекрывает траекторию, но за счет этого теряет скорость на выходе из третьего поворота и Вильнев оказывается впереди
Меж тем Шумахер заезжает в боксы с жалобой на тормоза, механики занимаются длительным ремонтом.
01.25 Выехав из боксов Шуми тут же уезжает в гравий в третьем повороте, он предпочел вернутся в гараж.
01.26 А Хилл не сдается, он пытается протиснуться мимо Жака, но Вильнев красиво пресекает эту попытку.
01.27 В первом повороте Вильнев всеми 4 колесами выезжает в гравий, но успевает отловить машину и выскочить на трассу перед Дэймоном. Мэри Уокер тут же начинает вспоминать Жиля.
Меж тем видно, что болид Хилла грязный от потеков масла, что говорит о том, что у впереди едушей машины есть какие-то проблемы
01.36 Второй пит-стоп Френтцена, он окажется восьмым за Панисом
01.38 Второй пит-стоп Бергера, Герхард сохранил 4-е место
01.40 Ирвайн проводит пит-стоп и остается 3-м
Педро Лами заканчивает Гран При по оригинальной причине - у него сломалась пряжка ремня безопасности.
01.52 Уже и по телевизору видно облако масла исходящего из двигателя Жака, лампочка на руле сигнализирует канадцу, что давление масла падает.
01.57 С мостика Williams попросили Вильнева сбросить скорость показав надпись Slow. Жак подчиняется, между 2-м и 3-м поворотами Хилл выходит вперед и тут же скрывается за горизонтом
02.05 Хилл выигрывает Австралийское Гран При, правда весь в коричневой субстанции от яркого дебютанта Жака Вильнева.
1. Damon Hill
2. Jacques Villeneuve
+38.020 сек.
3. Eddie Irvine
+1:02.571
4. Gerhard Berger
+1:17.037
5. Mika Häkkinen
+1:35.071
6. Mika Salo
+ 1 круг
Вильнев, конечно, расстроен Именно команда подсказала мне, что расход масла у меня ненормальный. Услышав, как мой мостик кричит, я понял, что что-то серьезно не так. У меня почти закончилось масло в двигателе. В то время это было настоящим разочарованием, но мой мостик не попросил бы меня просто так притормозить. Так я и сделал, иначе двигатель не ваыдержал бы до конца. Для команды, да и для меня важно закончить этот первый Гран-при на первых двух местах. До сих пор обидно... Конечно, Деймон наверняка попытал бы счастья, но победа была так близко!
Тут Жак сам виноват, скорее всего его вылет за пределы трассы и резкая работа рулем в гравии и повредили трубку маслопровода, проходящую в днище.
Но дебют шикарный, уже и Ален Прост говорит, что в этом году Вильенев вполне может стать чемпионом. Бернар Дюдо Мы давно знаем, что у Жака большой потенциал. Он очень верит в себя и полагается на свои инстинкты, что приводит к тому, что он все еще совершает юношеские ошибки. Но его способность приспосабливаться к конкретной ситуации, к машине, которая не в лучшей форме , впечатляет.
Конечно на фоне Вильнева победа Хилла несколько померкла, но в целом Дэймон показал характер, атаковал канадца и вынудил того ошибиться. Я нахожусь на вершине чемпионата и со мной такого не случалось уже очень давно. Очевидно, я не знаю, что меня ждет дальше, но это хорошее начало…
Стоит отметить и Феррари, до схода Шуми шел вполне в темпе Williams. А Эдди хватило надежности двигателя добраться до подиума. Benetton явно не хватает скорости, хотя такой же двигатель как у Williams. Бергер всю гонку был незаметен, а Алези начудил. Недопустимая оплошность, достойная плохо обученного новичка самокритичен Жан. А Эдди с сарказмом заметил С Алези проблема в том, что никогда не знаешь, откуда он прилетит... или куда он летит.
Что уж тут говорить про Мартина Брандла?
Я точно не знаю, что случилось, все произошло слишком быстро. Мне кажется, что передо мной зигзагами пошли машины. Я был на шестой передаче, на скорости 290 км/ч, и был слишком близко к остальным, чтобы отвернуть. Авария показалась мне очень долгой. Я знал, что машина полностью разрушена, но подумал про себя, что я проделал такую долгую поездку в Австралию не для того, чтобы сидеть и смотреть, как другие люди участвуют в гонках! Так что моей первой заботой было вернуться в боксы и начать заново. Но Сид Уоткинс настоял на том, чтобы сначала выслушать меня. Допрос, который он сам счел излишним, когда увидел, что я бегу к нему!
Но на самом деле, если бы не новые нормы по высоте бортов, все могло закончится хуже, ведь почти 200 метров Брандл скользил по асфальту и гравию вверх ногами.
Ну и отметим пятое место Мики Хаккинена, что замечательно с учетом пережитой им аварии. Конечно, я потратил много сил, чтобы финишировать в этой гонке, и чувствовал себя очень уставшим, выходя из машины, но я знаю, где нахожусь, и знаю, что команда McLaren сыграет свою роль в этом сезоне.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Дэймон Хилл
-10
2. Жак Вильнев
-6
3. Эдди Ирвайн
-4
4.Герхард Бергер
-3
5. Мика Хаккинен
-2
6. Мика Сало
-1
1. Williams-Renault -16
2. Ferrari-4
3. Benetton-Renault -3
4. McLaren-Mercedes -2
5. Tyrrell-Yamaha -1
Это было настолько ярко, что казалось, что Жак Вильнев надолго и у Шумахера появился достойный конкурент. Он им и был, но у Вильнева было столько увлечений, помимо гонок, что сконцентрироваться на чем-то одном ему не хотелось, ну а себе и папе он все уже доказал.
Jacques Villeneuve
Вероятно, я мог бы принять другие решения, которые могли бы означать больше титулов. Но я также мог убить себя в другой команде. Вы просто этого не знаете. Вы никогда не сможете изменить прошлое, и я счастлив там, где я есть сегодня.
Начнем сезон с канадского вундеркинда, на базе большого интервью Адама Купера
Жак Вильнев родился 9 апреля 1971 года. Это означает, что в это время его папашу мало кто знал. Это был молодой лоботряс, который все деньги и любовь тратил не на жену и маленького сына а на гонки снегоходов. Соревнования, где вряд ли можно заработать деньги на жизнь. В итоге семья ютилась в доме на колесах. Жиль дома появлялся редко, но в те редкие моменты, когда он появлялся, он успел привить сыну любовь к гонкам, часто садя его на колени и позволяя рулить машиной. У Жака действительно сложное отношение к отцу, он им восхищался как гонщиком, но никак отцом.
Жиль был излишне погружен в себя и излишне требователен, требуя, что бы Жак был на голову выше всех и во всем. В одном из интервью Вильнев младший откровенно сказал, что он не стал бы чемпионом мира, если бы Жиль был рядом, потому что своими придирками отец мог бы убить любое начинание. Тут можно ещё и вспомнить, что Жиль Вильнев в личной жизни то, оставался вечным мальчишкой. И даже перед последним Гран При в Зольдере, прилетел в гостиницу на вертолете полном девиц, одна из которых потом сокрушалась, что Жиль погиб и теперь никто не отвезет её домой. А ведь Жиля ждала жена и двое маленьких детей. И уже довольно взрослый Жак все это видел и понимал.
Но тем не менее с пяти лет Жак Вильнев хотел стать гонщиком. Одобрил ли бы папа, что бы я стал гонщиком. Да, определенно. Хотя я не помню, что бы говорили с ним об этом. В любом случае, в тот момент он был слишком занят собой. Что нормально.
А когда Жаку было 11, папа погиб и будущего чемпиона отправили в школу интернат в Швейцарию. Я смотрел, гонки когда мог. Интернета тогда не было, и я был в интернате, так что, это все равно, что меня включили из жизни. Я помню гонку в Монако под дождем [1984], потому что это был праздник. И все, о чем я заботился, это начать участвовать в гонках. Моя мама с пяти лет знала, что я все равно буду участвовать в гонках, так что это никогда не было проблемой. Пока я продолжал учиться только для того, чтобы убедиться, что у меня есть багаж знаний. Она видела, что у меня есть страсть. Это все, что вы хотите, чтобы ваши дети что-то делали, чтобы у них были увлечения и они стремились к ним.
Но моя мать не собиралась тратить деньги на то, чтобы я участвовал в гонках, потому что мой отец их нам не оставил. Так что бюджета не было, и она не собиралась быть моим механиком. И это не требовалось. Я стал лыжником, участвовал в гонках и получал необходимый мне опыт. Это была хорошая тренировка для ума, которая также помогла лучше ориентироваться в пространстве, линиях, как работать в гонке, как психологически подготовиться и найти способы и приемы, чтобы ехать все быстрее, быстрее и быстрее. В свободном катании все, что я хотел делать, это прыгать со скал и утесов, поэтому всегда был элемент раздвигать границы, и делать это немного лучше, чем другие. Это было все равно, что пройти на скорости Красную воду. Без причины, без цели, просто чтобы вы могли сказать: "Я сделал это".
В 14 лет Жак впервые оказался за рулем картинга, в Имоле, но это было несколько кругов, среди старых покрышек, для фотографов, что бы те могли пофотографировать Жака с сестрой.
В 16 лет, Жак попал в гоночную школу Ричарда Спенарда в Шаннонвилле, Онтарио. Я поехал во время летних каникул - мне было, кажется, 16 лет - работать механиком. Я жил с механиками, а платой было то, что ты мог принять участие в нескольких школьных гонках. Это было весело, это был хороший опыт помочь мальчику стать мужчиной. Я был в дурацком возрасте, когда тебя все равно не слушают, и я был ужасным механиком.
В конце 1988, пребывающий в отчаянье Жак принял участие в одном из клубных чемпионатов Alfa Romeo, по андорской лицензии, так как ему кещё не было 18.
Я участвовал в двух или трех гонках. Было весело, но это была просто очень плохая машина. Я действительно не знал, что я делаю, я думал, что я в видеоигре. Затем Кэмел захотел поддержать сыновей гонщиков. К счастью, меня взяли, мне тогда было 17 лет. Именно тогда гонки стали серьезными.
Но про это в следующих выпусках.
Телеграмм
https://t.me/Simakoff79