Итак сезон 1995 и мы с вами попрощались на ГП Бразилии, где Шумахер и Култхард были дисквалифицированы. Что происходит дальше? Мишель Бонне спортивный директор ELF уверяет, что их топливо полностью соответствовало представленному образцу а виновато оборудование лаборатории в Бразилии. Он даже предложил Уильямсу и Бриаторе, что те смело могут везти то же топливо в Аргентину и там исследования подтвердят его правоту. Команды, правда, воздержались от таких поступков. Прессе Бонне объясняет Суть в том, что аналитики FIA не не ждали дополнительного анализа или какой-либо экспертизы, прежде чем сделать поспешные и крайние выводы. Для профессионалов в области нефти, которыми мы себя считаем, несоответствие, подтвержденное официальными лицами Сан-Паулу, никоим образом не доказывает, что это разные виды топлива! Мы позволим независимым экспертам принять решение по этому вопросу. Я хотел бы уточнить важную деталь: хотя FIA объявила о дисквалификации двух наших гонщиков, она никогда не указывала, что используемое топливо не соответствовало техническим спецификациям. На сегодняшний день ни Williams, ни Benetton, ни тем более мы сами не знаем, в чем именно нас обвиняют. А в итоге выиграл гонщик отставший на круг. Но ФИА хранит молчание и правильный ответ мы узнаем не раньше 13 апреля, через 4 дня после Аргентины. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Буэнос-Айрес.
Последний раз ГП Аргентины проводилось 14 лет назад. Военная хунта, жесткое преследование всех несогласных, колючая проволока и автоматчики вдоль трассы, все это ФИА устраивало, пока Аргентина не подняла вопрос про Фолклендские острова. Но с тех пор страна изменилась. Президент Карлос Менем хочет показать миру новую Аргентину и контракт с Ф1 заключен на 14 лет. Сильно изменилась и трасса. От трассы времен 50-х тут осталась только связка трех поворотов Виборита - Омбу - Хоркилья. С 1981 года, трасса сильно сокращена, гонщики уже не едут вдоль озера. Только одна длинная прямая.
В общем трасса медленная, довольно скучная. Асфальт быстро пришел в негодность и в 96 его уже продеться перекладывать. Да и аргентинских пилотов нынче нет. Есть в немецкой трёшке Норберто Фонтана и он был на гонке и даже раздавала автографы - одну штуку, ибо никто парня не знал.
На гонке так же замечен 53 летний губернатор Санта-Фе Карлос Рётеманн, которого многие пророчат в следующие президенты. Карлос долго беседовал с тренером Диниса - Рене Арну, потом долго был в боксах Williams, где многие его помнили.
А потом за 10 000 долларов, что он перевел в фонд двух детских больниц, Карлос проехался по трассе на Феррари.
Вполне такая картинка способная взорвать мозг знатокам в до интернетскую эпоху, мол кто этот гонщик и где сделано фото. Феррари 94 года и это отдельный заезд в среду в честь открытия нового завода Фиат в Аргентине.
Где-то читал, что Карлос выдал время свободно позволяющее попасть на стартовую решетку, но не нашел подтверждения этому.
А пятикратному чемпиону мира маэстро Фанхио уже 83 года, он недавно перенес очередной инфаркт, только выписался из больницы и быстро угасает у себя дома. Давние связи Фанхио и Мерседес привели к тому, что в гости в Хуан-Мануэлю приехали Рон Дэннис, Хаккинен, Бланделл Норберт Хауг и Вальтер Шатлинг, пресс-секретарь немецкой фирмы. Встреча длилась всего полчаса, ибо Фанхио уже не мог говорить.
Команда Ляррусс пропустила первые два Гран-при, чтобы укрепить свое финансовое положение и собрать болид, соответствующий новым правилам, но кажется её мы не увидим. Fast Group, швейцарская компания Патрика Томбэ и Мишеля Голе, вложившая свои деньги в 94, из проекта вышла. А Франция готовится к президентским выборам и ей сейчас нет дела до маленькой команды и её бед. Жаль, как все красиво было ещё пять лет назад.
В самом низу турнирной таблицы тоже уже начинается брожение. Пилот Forti Роберто Морено сообщил, что вообще-то с ним контракт только на две гонки. По слухам отошедший после травмы Педро Лами, не попавший в Tyrrell предложил Гвидо Форти два миллиона за место.
Михаэль Шумахер вполне мог не появится на ГП Аргентины и вообще на старте любого другого Гран При. После Бразилии он решил снять стресс нырянием на островах и его течением далеко унесло от катера. Пришлось плыть около часа за судном и Шуми признался что заглянул в лицо смерти.
В четверг на первых тестах на новой трассе всех быстрее был Алези. Увы, следующие два дня будут испорчены дождем. В пятницу мокрый поул берет Култхард. В субботу утром сухо и быстрее всех едет Шумахер, но едва начинается квалификация, как полило ещё сильнее. Все остались в боксах не желая рисковать. Но за десять минут до клетчатого флага трасса стала подсыхать и началось столпотворение. И Дэвид Култхард в этих условиях улучшил свое время, взяв первый поул 1'53''241
Он опередил Хилла на восемь десятых. Williams монополизировали первый ряд. Benetton изо всех сил пытаются найти себя на мокрой трассе В субботу Шумахер (3-й) выполняет разворот на 360° на полной скорости. Херберт довольствуется посредственной одиннадцатой позицией. После скачек по газону из-за проблемы с тормозами Ирвайн оказался в центре внимания и поднял свой Jordan на четвертое место. Баррикелло (10-й), пострадавший от проблем с двигателем, отстает. В McLaren Хаккинен показал хорошее пятое время, а Бланделл (17-й) не вышел на трассу в нужный момент.
10
Rubens Barrichello
Jordan 195
Peugeot A10 3.0 V10
9
Heinz-Harald Frentzen
Sauber C14
Ford Cosworth ECA 'Zetec-R' 3.0 V8
8
Gerhard Berger
Ferrari 412T2 (647)
Ferrari 044/1 3.0 V12
7
Mika Hakkinen
McLaren MP4-10
Mercedes FO110 3.0 V1
6
Jean Alesi
Ferrari 412T2 (647)
Ferrari 044/1 3.0 V12
5
Mika Salo
Tyrrell 023
Yamaha OX10C (Judd HV) 3.0 V10
4
Eddie Irvine
Jordan 195
Peugeot A10 3.0 V10
3
Michael Schumacher
Benetton B195
Renault RS7 3.0 V10
2
Damon Hill
Williams FW17
Renault RS7 3.0 V10
1
David Coulthard
Williams FW17
Renault RS7 3.0 V10
Превосходный Сало (7-й) снова вывел свой Tyrrell в топ, в то время как Катаяма (15-й) не смог найти хорошего сцепления. Не заметный на сухой дороге, Sauber кажется быстрее на мокрой трассе. Френтцен (9-й) чувствует себя намного лучше, чем Вендлингер (21-й), который явно не в лучшей форме. Морбиделли (12-й) хорошо использовал свой многообещающий Arrows. Его коллега Иноуэ отличается медлительностью и разворотами и оказывается последним... 14 секунд до поула! Minardi (Бадоер 13-й, Мартини 16-й) заняли свое место в середине группы. Ферстаппен совершил небольшой подвиг: он квалифицировался на четырнадцатой позиции за рулем очень скромного Simtek, отставая от Култхарда «всего» на четыре секунды. Скиаттарелла (20-е место) также хорош. Ligier, быстрые в сухом состоянии, оказываются в конце стартовой решетки: Панис (18-е место) и Сузуки (19-е место) действительно запомнились несколькими вылетами с трассы. Наконец, Pacific (Монтермини 22-е, Гашо 23-е) превосходит Forti (Морено 24-е, Динис 25-е). Последние, очень медленные на прямой, отстают от лучших на двенадцать секунд!
Днем еще прохладно, но трасса совершенно сухая. Прогноз погоды не обещает дождей в гонке. Любопытно на этот раз Williams выбирает стратегию с тремя пит-стопами, как у Benetton
Смотрим
https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1995x02.Argentine.Grand.Prix14.00 Старт. Култхард стартует отлично в отличии от Хилла.
Алези слишком поздно тормозит на грязном участке трассы и соприкасается с Бергером. Жана развернуло и это сеет панику в задних рядах.
В Феррари влетает Сало, которого догоняет Бадоер, задевший Херберта. Панис подлетает на машине Мартини. Херберт в следующем повороте врезается в Баррикелло. Паника, хаос и гонка остановлена.
Алези, Панис, Мартини и Баррикелло бегут в боксы, что бы сесть на запасную машину. У Минарди нет второй запасной машины и гонка Бадоера закончилась. Машина Сало ремонтируется на решетке. Баррикелло выезжает из боксов слишком поздно и стартует с пит-лейн.
На втором прогревочном круге глохнет Вендлингер и он будет стартовать с конца.
24.00 Второй старт. Мне кстати очень нравятся стартовые огни в Аргентине, прям очень атмосферные. Култхард сохраняет лидерство, а Шумахер обгоняет Хилла. Хаккинен подрезает Ирвайна, ломая Эдди крыло, ирландец бьет McLaren и пробивает финну заднее левое колесо.
С проколом финн вылетает в гравий
Позади Вендлингер поздно тормозит и выносит оба Pacfic, Гашо и Карл сходят, Монтермини продолжит, но его хватит на один круг, машина сильно повреждена.
После первого круга
1. Култхард
2. Шумахер
3. Хилл
4. Сало Tyrrell
5. Алези
6. Френтцен
7. Катаяма Tyrrell
8. Херберт
9. Бланделл
10. Ферстапен
(!)
Плохой старт Бергера он 12-й между Сузуки и Мартини
26.00 Ирвайн меняет нос.
Култхард на 2 секунды уезжает от Шумахера, более в гонке ничего не происходит. Алези давит на Сало. Хилл в зеркалах Шуми.
33.00 Култхард внезапно замедляется в последнем повороте из-за сбоя в электронном управлении. Двигатель глохнет, но Дэвид смог его перезапустить, правда пропустит Шуми и напарника.
Алези обходит Сало. Скиаттарелла и Мартини делают первый пит-стоп, затем шины меняют Сузуки и Панис
35.00 Ирвайн останавливается с дымящимся двигателем после разрыва масляного шланга.
38.00 Култхард догнал лидеров, застрявших в траффике.
Ферстаппен и Бергер опережают Катаяму, Герхард обойдет Йоса. Все это вдали о глаз операторов ибо все заняты борьбой за лидерство.
39.00 В шикане Хилл обходит Шумахера
40.00 Бландел замер на обочине с поломкой масляного радиатора
45.00 Култхард атакует Шумахера в третьем повороте и чуть не влетел в немца.
Пит-стоп Сало
48.00 Бергер заехал на пит-стоп думая, что у него сломана подвеска, на самом деле это прокол. но ошибка австрийца пит-стоп затянула. Шумахер упирается в кругового Мартини и пропускает атаку Култхарда
49.00 Пит-стоп Хилла, довольно долгий, британец 4-й
50.00 Снова электроника замедляет Култхарда и на этот раз это сход, в лидеры выходит Шуми, но он в конце круга проводит пит-стоп. Немец третий а в лидерах оказывается Алези
Хилл начинает стремительно догонять Алези. А вот выбравшийся на 6-е место Ферстапен сошел - отказала коробка лишив Simtek реальных очков
01.01 Первый пит-стоп Херберта
У Шумахера плохой ритм на новых шинах. Жан Алези провел пит-стоп и выехал перед немцем.
После 28 кругов
1. Хилл
PitStop
2. Алези
+ 22, 8 сек PitStop
3. Шумахер
+ 24,4 сек.PitStop
4. Френтцен
+ 1 мин. 12 сек.
5. Херберт
+ 1 мин. 24 сек PitStop
6. Сало Tyrrell + 1 мин. 26 секPitStop
7. Морбиделли
+ 1 круг PitStop
8. Баррикелло
+ 1 круг
9. Панис
+ 1 круг
10. Катаяма Tyrrell+ 1 круг PitStop
01.09 Алези и Шумахер упираются в группу круговых, Панис явно мешает Жану и пилот Феррари машет кулаками.
01.11 Панис проводит пит-стоп,
01.13 единственный пит-стоп Френтцена
01.14 Дымит Джордан Баррикелло это как и у Ирвайна разрыв маслопровода
01.15 Хилл проводит второй пит-стоп не теряя лидерства в гонке. Под давлением Шумахера, Алези перетормаживает, но остается впереди
01.17 Пит-стоп Шумахера, проблемы со шлангом и немец ещё больше отстает от Хила
Теперь Хиллу грозит лишь довольно быстрый Алези
01.29 Второй пит-стоп Сало
01.31 Иноуэ напугался, что Морено обходит его на круг и вылетел в траву
01.32 Ну а Морбиделли вывело из строя короткое замыкание, Джани мог заработать очки
01.33 Развернуло Мартини и итальянец заглох
01.35 Херберт проводит второй пит-стоп
01.37 Второй пит-стоп Алези, Жан остается вторым
01.39 Последний пит-стоп Хилла. Дэймон не теряет лидерство. В повороте Хоркильи Сузуки не заметил обходящего его на круг Сало и врезался в бок финна, для обоих гонка закончилась.
Шумахер проводит третий пит-стоп и на свежих шинах выдает лучший круг 1'30''522
Алези пытался все же угнаться за Хиллом, но за 10 кругов до конца смирился и снял ногу с педали газа
01.51 Третий пит-стоп Катаямы
01.59 Дэймон Хилл пересекает финишную черту
1. Damon Hill
2. Jean Alesi
+ 6.407
3. Michael Schumacher
+ 33.376
4. Johnny Herbert
+ 1 круг
5. Heinz-Harald Frentzen
+ 2 круга
6. Gerhard Berger
+ 2 круга
Хилл отлично начал сезон. Он доминировал в Бразилии, пока техническая поломка не выбила его из гонки. Он уверено победил в Аргентине Сегодня я провел очень хорошую гонку, несмотря на сложные условия, Во-первых, я не очень хорошо начал. Я терял время позади Майкла и увидел исчезающего вдалеке Давида. Оттуда я решил атаковать Майкла. Это была хорошая перестрелка. Обгоны - непростая задача на этой трассе, но мне удалось создать хорошую возможность при торможении после боксов. Место было свободно, я нырнул. Тогда я смог выйти вперед.Далее мой постоянной заботой был Жан Алези.
Williams снова доминирует? Бернар Дюдо призывает не делать поспешных выводов. Этот Гран-при не имеет значения с точки зрения шасси и двигателя. Аэродинамика там не принципиальный фактор, двигатель используется только при полной нагрузке на 35-40%... Настоящим мерилом будет Имола.
Но пока все выглядит так, что главным соперником Хилла будет Култхард. Я чувствовал себя настолько комфортно, что победа казалась мне легкой - признается шотландец. После первого предупреждения я смог перезапустить двигатель, оставаясь на первой передаче, но примерно через десять кругов он окончательно заглох. Большое разочарование.
Шумахер винит во всем шины. Мои первый и третий комплекты шин были настоящей катастрофой. Я был нигде. На Алези я терял до двух секунд за круг. Я ничего не мог поделать. Я думаю, что это проблема прилипания пыли к протектору. С другой стороны, мой последний отрезок был идеальным. Хилл поддержал немца На мой взгляд, проливные дожди предыдущих дней либо покрыли трассу тонким, но цепким слоем пыли, либо пропитали битум. Это разнообразило вождение.
Пилот дня это Жан Алези, приехавший 2-м на запасной машине, стартуя с 6-го места. На победу можно рассчитывать, только стартуя с первых двух рядов. Но финишировать вторым это хороший подарок. В Бразилии мы не могли идти в ногу с Williams и Benetton. На этот раз было не так. Ferrari была здесь на том же уровне, что и Williams. Надежной, быстрой и последовательной. Она, наконец, позволила мне ездить так, как я люблю: на полную катушку. Чего со мной еще никогда не случалось в Ferrari!
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1.Герхард Бергер
-11
2. Дэймон Хилл
-10
3. Жан Алези
-10
4. Мика Хаккинен
-6
5.Михаэль Шумахер
-4
6. Марк Бланделл
-3
6. Джонни Херберт
-3
7. Мика Сало
-2
7.Хайнц-Харальд Френтцен
-2
6. Агуру Сузуки
-1
1. Ferrari-21
2. Williams-Renault -10
3. McLaren-Mercedes -9
4. Benetton-Renault -7
5. Tyrrell - Yamaha -2
5. Sauber-Ford 2
7. Ligier - Mugen Honda-1
Мика Сало вполне мог финишировать в очках, он шел 5-м, когда невнимательность Сузуки, угробила ему гонку. Горячий финн побежал в боксы Лижье, что бы набить японцу морду. Его остановили механики "берюзовых" но Сузуки предложил встретиться "за горажами" и поговорить как мужик с мужиком. По какой-то причине встреча не состоялась.
Mika Salo
Итак, как мы выяснили, особо в Японии Сало не блистал, но обрел связи и спонсоров. Джонни Херберт, когда уходил из Лотуса в конце 94, посоветовал обратить внимание на Мику. С учетом того, что Сало был в Японии популярен, он и оказался за рулем в Японии и Австралии. Сбылась мечта, правда ничего примечательного финн не показал.
Но на него обртаили внимание набирающие популярность производители мобильников Нокиа, как ни как финн и эти деньги позволили заключить контракт с Lotus на 1995 год. Но брат Ханта все метался в поисках спонсора, потом объединился с Pacific, где были свои пилоты а Сало, помня, как Pacific выглядел в 94, решил , что такое объединение его освобождает от обязательств. Он вроде бы решил продолжить в японской Ф3000, как тут его пригласили на тесты в Tyrrell.
Это действительно произошло так быстро. Мне позвонили за день до финальных тестов в Хересе перед первой гонкой. Я прилетел туда ночью, приехал утром, зашел в гараж и сел в машину - без сна! Использовал место Марка Бланделла и оно мне подошло. Я обнаружил, что машина на самом деле довольно хороша. В то время я не знал, насколько она ненадежна… Хорошо, у меня был какой-то намек, потому что я думаю, что возвращался в боксы только пару раз за весь тесты- каждый второй раз двигатель взрывался.
Выбор стоял между Сало и Педро Лами, не менее талантливым и более богатым. То, что произошло после этого, уже не было забавой, потому что я не знал, что буду делать в 95-м, Первая гонка все ближе и ближе. Потом было точно так же, как с тестами, мне внезапно позвонили и , сказали: «Лети в Бразилию! По чистой скорости на тестах Сало понравился больше. О том, как он был быстр на тестах, в Бразилии гудел весь паддок.
Кен уже был немного в стороне. У него там были действительно хорошие люди Харви Постлетуэйт и Майк Гаскойн. Харви был таким забавным, как "Чокнутый профессор". У меня было несколько, что можно сказать, неловких моментов в офисе с ним за эти три года. Однажды он просто сказал мне прийти в офис, сесть в кресло и сделать быстрый круг по Сильверстоуну. Я спросил: «Что?» Он ответил: «Да, только представьте. Закройте глаза, сделайте быстрый круг и сделайте то, что вы делаете с руками, ногами и всем остальным». Поэтому я "проехал круг", а потом он просто сказал: «Хорошо. Спасибо.' Ничего больше!
В Бразилии Сало поднялся до 3-го места. Я потерял 3-е место из-за сиденья Марка Бланделла! Моя рука онемела, и я развернулся на последнем повороте. Я ничего не чувствовал, до конца гонки я вел практически одной рукой. Так как решение о пилоте принималось в последний момент, никто не успел подготовить место под Сало. А потом, когда Мика поехал, решили, что и так сойдет, до конца сезона финн ехал в сиденье Бланделла. Издержки работы с маленькой командой.
Конечно, после Бразилии я подумал: «Ого, мы можем победить больших игроков», Даже на следующей гонке в Аргентине мы боролись за подиум, пока меня не выбил круговой. Начало сезона было очень хорошим. Машина оказалась надежной и быстрой, что стало большим сюрпризом - после тестов я и подумать не мог, что мы будем такими быстрыми. В целом у нас были неплохие гонки. Ребята хорошо отрабатывали пит-стопы, в некоторых гонках у нас были самые быстрые пит-стопы и гоночные круги с точностью до трех-четырех десятых. У нас много раз были идеальные гонки, но машина была настолько медленной, что так не казалось, потому что мы были где-то между 10-м и 9-м местами.
В условиях ограниченного бюджета приходилось выдумывать. Наверное самая известная гонка Сало за Tyrrell произошла в Монако 97
Непосредственно перед стартом гонки Майк Гаскойн сказал мне: "Я думаю, что мы сможем обойтись без пит-стопа, если всю гонку будет идти дождь". Поэтому мы заправили машину топливом. Майк сказал, чтобы мы немного экономили топливо на торможении, чтобы бы его хватило. Майк знал, что делал. Конечно, хотя я и паниковал в конце гонки, когда трасса начала подсыхать, но на самом деле в конце гонки в машине оставалось немного топлива. Монако в том году было довольно неплохо.
Tyrrell оказалась единственной командой, где Сало задержался надолго. Нам было очень весело, и я думаю, что это часть успеха. Вы должны получать удовольствие от того, что вы делаете, чтобы получить результаты. В такой команде, если я чего-то хотел, это немедленно случалось. Вам не нужно было проходить через множество уровней людей, а затем какой-нибудь инженер на заводе думал о том, что они собираются делать - с нами всегда были все инженеры. Реакция была быстрой.
Автомобили Харви Постлетуэйта всегда были сбалансированы . Очень просты в управлении, и они мне очень подошли. На мокрой дороге мы всегда были на высоте из-за их управляемости. Может быть, ими было легко управлять, потому что они были не очень мощными! Но они всегда были веселыми. Увы не было денег. Я помню, мы выбрали Cosworth. Было ясно, что у нас будет на 100 л.с. меньше, чем у всех, еще до начала сезона, но это было все, что они могли себе позволить
В конце 1997 Мика подписал контракт с Arrows. Том Уолкиншоу сумел наговорить мне на ухо столько чуши. Но, по этот этап в следующей серии.