2 августа 1993 года в Париже суд FIA вынес решение по апелляции, поданной Williams и McLaren (Footwork отозвала жалобу) против запрета с сезона 1994 электрических приблуд помогавших вождению. McLaren прислал штаб юристов, Williams представлял сам Падди Лоу, но совершенно ясно, что четыре судьи, уже заранее вынесли решение и никакие аргументы о том, что за всем этим, запрещенным стоит прогресс, на них не сработали. Одна светлая новость, что то же суд решил никого не наказывать по итогам рейда маршалов на ГП Канады (где единственной командой не нарушавшей регламент оказалась BMS). Это еженедельный пост про историю Формулы 1 давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. И у нас Хунганоринг.
Дадим слов Берни Формула-1 - это часть шоу-бизнеса. Мы артисты. Я хочу, чтобы зрители получили свои деньги и не знали имя победителя заранее. По общему признанию, в прошлом McLaren часто подавляла конкурентов. Но они предлагали зрелище само по себе с двумя пилотами, способными сражаться друг против друга. Как в Williams в свое время, чего нет сейчас. Если бы Renault согласилась поставить двигатели McLaren или Benetton, или даже и тем, и другим, я был бы самым счастливым человеком. Без АБС, без антипробуксовочной системы, это значит что победит лучший! И вот после такого интервью снова начинаются проблемы у ELF, дескать их топливо все же не соответствует нормам. На Хунгароринге Чарли Уайтинг, технический делегат FISA, вызывает для консультации Гилберта Шапеле, менеджера Elf, а также нескольких клиентов французской фирмы: Фрэнка Уильямса, Патрика Хеда, Бернара Дюдо, Флавио Бриаторе, Рори Бирна и Кармена Циглера (представителя Sauber). И буквально через 10 минут, Патрик Хед просто выскочил с совещания с воплями "Попросите FISA назначить нам другого собеседника, этот хочет, что бы наша команда ушла из Ф1". Нет на самом деле цель была проста, Чарли давит и придирается к ELF, те начинают давить на давнего партнера Рено, Рено предоставляет свой двигатель ещё одной ведущей команде и в чемпионате начинается красота и конкуренция. И эта ведущая команда, скорее всего Benetton ибо у McLaren контракт с Shell, с которыми Рено не хотят работать. Зато хотят Пежо и Жан-Пьер Жабуй в эти дни отбивает пороги McLaren ну и Larrusses.
Ну и к ГП Венгрии которое вполне могло бы и не состояться, ибо организаторы не потянули взносы, но помогли деньги Philip Morris, завесившей трассу своей рекламой.
В начале августа Герхард Бергер почувствовал сильную боль в локте и обследование обнаружило у него воспаление нерва. Бергер примет участие в Гран При, но пропустил тесты активной подвески. Меж тем в журнале Quattroruote появились рисунки нового поперечного редуктора, разработанного Джоном Барнардом на машину 94 года. И Жан Тод теперь старательно ищет крысу, слившую информацию.
Ален Прост тренирует в Сильверстоуне старты. После 10 гонок и 9 поулов, он лишь трижды заканчивал первый круг первым. Слишком осторожно Ален стартует.
А вот в Benetton не все в порядке. В Венгрии Флавио объявил Патрезе, что с ним не будут продлевать контракт на следующий год. Да Риккардо многими нравился в команде и все с удовольствием отмечали на прошлом Гран При его очередной рекорд по проведенным гонкам. Но, объективно Патрезе отстает от Шумахера больше чем Брандл и Пике. Кто же мог знать, что напарнику, что сможет обойти Михаэля сейчас только 8 лет и он осваивает картинг. Ну а Патрезе надо искать новое место.
Как и возможно и Андретти. Венгрия всегда полна финских фанатов и сейчас на трибунах, фанаты Хаккинена развесили полотна с надписью "Андретти Гоу Хоулм"
Ну а Ligier, первой из команд, заявила, что отказывает от доработки активной подвески на следующий год. Три миллиона долларов пущены псу под хвост. Остальные команды все ещё ждут чуда и что Мосли отменит своё решение.
Квалификация превращается в дуэль Хилла и Проста. Дэймону очень подошла эта трасса и они с напарником стали перебивать время друг друга. Хилл Нужно постоянно концентрироваться. Ездить по этой трассе очень весело. Это очень технично, но немного похоже на большую картинговую трассу. Здесь так много поворотов и так много разных типов, что пожалуй лучше найти средний темп, вместо того, чтобы пытаться быть слишком хорошим в одной части и проигрывать в другой. На самом деле важно быть очень точным на протяжении всего круга
Француз борется с избыточной поворачиваемостью, трижды (!) разворачивается, но берет свой десятый поул в сезоне, тридцатый в карьере, со временем 1:14:631 против 1:14:835. '' у его напарника.
Оба почти на секунду опередили поул, показанный Патрезе в 1992 г. Benetton быстры, хотя таинственные вибрации мешают Шумахеру (3-е место) и Патрезе (5-е место) в субботу. В пятницу McLaren тратит день на то, чтобы приручить новое программное обеспечение, отвечающее за управление активной подвеской. Сенна пытается занять четвертое место ценой двух вылетов. Андретти (11-й) вылетает дважды, и умудрился столкнутся с Катаямой. Бергер поднимает свой Ferrari на шестое место, несмотря на боль в локте. Алези (8-й) был замедлен из-за многочисленных перебоев в двигателе.
10
Aguri Suzuki
Footwork FA14
Mugen-Honda MF-351HB 3.5 V10
9
Derek Warwick
Footwork FA14
Mugen-Honda MF-351HB 3.5 V10
8
Jean Alesi
Ferrari F93A (645)
Ferrari 041 3.5 V12
7
Pierluigi Martini
Minardi M193
Ford Cosworth HB6 3.5 V8
6
Gerhard Berger
Ferrari F93A (645)
Ferrari 041 3.5 V12
5
Riccardo Patrese
Benetton B193A
Ford Cosworth HB8 3.5 V8
4
Ayrton Senna
McLaren MP4-8
Ford Cosworth HB8 3.5 V8
3
Michael Schumacher
Benetton B193B
Ford Cosworth HB8 3.5 V8
2
Damon Hill
Williams FW15C
Renault RS5 3.5 V10
1
Alain Prost
Williams FW15C
Renault RS5 3.5 V10
Мартини отлично использует свой улучшенный Minardi (поработали над задним крылом) и занимает великолепное седьмое место. Фиттипальди (14-й) запутался в настройках и стал жертвой вылета в субботу. Footwork (Уорик 9, Сузуки 10) продолжают свое восхождение благодаря активной подвеске McLaren. Неудивительно, что Ligier неэффективны на этой очень ухабистой трассе. Бланделл (12-й) и Брандл (13-й) стали жертвами вибрации. У Sauber (Лехто 15-е, Вендлингер 17-е) дела идут неплохо, несмотря на постоянную избыточную поворачиваемость. Jordan столкнулись с проблемой избытого расхода резины. Как обычно, Баррикелло (16-й) выступил намного лучше, чем Бутсен (24-й). В пятницу у Larrousse возникла серьезная проблема с амортизаторами, которая на следующий день была решена лишь наполовину. Комас (18-й) и Алльо (19-й) сильно пострадали. Lotus на дне: Херберт (20-е место) провалился из-за поломок, а Занарди (21-е место) дважды вылетал и превысил скорость под желтыми флагами. Tyrrell плохо сбалансированы и слишком хрупкие. Де Чезарис (22-й) провел в боксах больше времени, чем на трассе, а Катаяма (23-й) развлекал зрителей внушительным количеством пируэтов. Некоторые сплетники задаются вопросом, видит ли маленький японец (1м 65) трассу из своей кабины... Наконец, BMS (Альборето 25-й, Бадоер 26-й) все так же в конце, даже если незаметно приближаются к Тирреллам.
Адская жара и Goodyear предрекает минимум два пит-стопа. На трибунах пусто, всего около 25 000 зрителей и в основном это австрийцы.
Смотрим
https://overtakefans.com/f1-race-archive/watch/index.php?race=1993-hungarian-grand-prix-race5.00 Старт прогревачного круга, Прост так хорошо тренировал старты, что заглох. Он теперь будет стартовать последним, что конечно облегчило задачу Хиллу.
8.00 Старт. Хилл стартует хорошо, Шумахер с пробуксовкой. В первом повороте немца немного заносит и мимо пролетают Сенна и Бергер.
Во втором Михаэль пропустил Алези и Патрезе, но смог опередить Жана обратно. Андретти отлично прорывается на 7-е место. Сузуки подбивает Баррикелло и Рубенс скачет по гравию с оторванным колесом.
После первого круга
1. Хилл
2. Сенна
3. Бергер
4. Патрезе
5. Шумахер
6. Алези
7. Андретти
8. Уорик
9. Мартини
10. Брандл
Прост 22-й
9.00 Шумахер в начале 2-го круга опережает Патрезе, де Чезарис заехал в боксы для ремонта коробки
Прост прошел Бутсена и Комаса
12.00 Михаэль красиво проходит Бергера в первом повороте по внешней
13.00 Бергер оказывается под атаками Патрезе. Ну а разгоряченный Шумахер цепляет бровку в 5-м повороте и вылетает в гравий. Он вернется на трассу, но 10-м.
Прост 18-й, обойдя Бланделла.
15.00 Шумахер проходит Уорика (а до этого Мартини). Немец 7-й.
Фото: motorsportmagazine
Прост обошел оба Лотуса и 16-й. Михаэль застревает за Андретти. Патрезе в интересной коробочке из двух Феррари.
Фото: motorsportmagazine
19.00 Прост проходит Лехто (до этого он обошел Фиттипальди)
22.00 Андретти и Шумахер догнали тройку Бергер-Патрезе-Алези
23.00 Робкая попытка Риккардо обойти Герхарда
Хилл оторвался от Сенны на 17 секунд, Прост уже 11-й
29.00 У Андретти сломался акселератор и это сход в неплохой для американца гонке
32.00 Видим, что Шумахер уже позади Патрезе, он обошел Алези. Прост к тому времени опередил Мартини и Уорика. Пит-стоп Занарди
33.00 Сенна сворачивает на обочину с отказавшей гидравликой. Шуми легко обошел Патрезе (была договоренность, перед стартом, что Риккардо его пропустит) и на финишной прямой опережает Бергера
34.00 Пит-стоп Алези, Жан окажется 12-м
35.00 Прост уже на хвосте Патрезе. Бергер на пит-стопе
После 20 кругов
1. Хилл
2. Шумахер
+ 38, 6 сек.
3. Патрезе
+ 44,4 сек.
4. Прост
+ 45 сек.
5. Уорик
+ 56,7 сек.
6. Мартини
+ 57,1 сек.
7. Брандл
+ 57,6 сек.
8. Вендлингер
+ 59,5 сек.
9. Сузуки
+ 1 мин.
10. Фиттипальди
+ 1 мин. 01 сек.
Лехто сошел с отказавшим двигателем
36.00 Пит-стоп Проста. Во время смены шин, механик заметил трещину в стойке крыла и на решение этой поломки ушло несколько минут, лишивших Алена всех шансов набрать очки. Гоночный инженер Дэвид Браун Смена заднего крыла это гигантская работа и последнее о чем вы мечтаете на пит-лейн.
40.00 Алези в барьере. Это он попытался пройти Фиттипальди. Кристиан шел с Жаном параллельным курсом, начал смешаться на Жана и притерся с Феррари, видимо пробив Алези колесо, Жана вынесло в барьер и выйдя из кокпита, он прилег на травку отдышаться. Кристиан останавливается чуть подальше со сломанной подвеской.
41.00 Пит-стоп Хилла, Дэймон не теряет лидерства.
42.00 Занарди задорно скачет по траве, пит-стоп Комаса
43.00 Пит-стоп Шумахера, Михаэль окажется 3-м
44.00 Пит-стопы Вендлингера и Занарди
Проста продолжают ремонтировать
46.00 Шумахер медленно ползет в боксы. Тут очередная в этой гонке ошибка Михаэля. Его снова развернуло и в прыжках по траве, немец сломал топливный насос. Прост вернулся на трассу 19-м и последним с 7-ю кругами отставания. Пит-стоп Бадоера.
47.00 Пит-стоп Патрезе, Риккардо не теряет 2-й позиции
49.00 Пит-стоп Мартини, итальянец шестой
51.00 Смена колес для Уорика, одновременно с ним Барндл, они возвращаются на трассу 4-м и 5-м, отправив на 3-е место Бергера
52.00 Очень медленный пит-стоп Катаямы
57.00 Хилл проходит Бергера на круг и сейчас только Патрезе не круговой.
Фото: motorsportmagazine
Теперь главным развлечением зрителей становится паровозик - Уорик-Барндл-Мартини, где все идут плотно, но в Венгрии сложно обгонять, если ты не Шумахер или не на Williams.
01.03 Разбита машина Херберта. Он в азарте оторвал часть коробки когда входил в поворот и из-за этого Lotus вылетел в первом повороте
01.07 Альборето в боксах с разрывом шланга системы охлаждения
01.09 Сузуки в погоне за Вендлингером теряет свой Footwork в верхней части трассы и машина глохнет.
Уорик и Брандл уехали от Мартини.
После 45 кругов
1. Хилл
PitStop
2. Патрезе
+ 56 сек. PitStop
3. Бергер
+ 1 круг PitStop
4. Уорик
+ 1 круг PitStop
5. Брандл
+1 круг PitStop
6. Мартини
+ 1 круг PitStop
7. Вендлингер
+ 1 круг PitStop
8. Бланделл
+1 круг PitStop
9. Алльо
+ 1 круг PitStop
10. Комас
+ 1 круг PitStop
01.12 Хилл, помня о взрыве шины в Германии, надевает новый комплект шин
01.14 Бланделл проводит второй пит-стоп и глохнет
01.15 Машина Занради на обочине - поломка коробки передач. Второй пит-стоп Вендлингера, Карл 9-й.
01.17 Второй пит-стоп Катаямы. Укио выезжая, чуть было не попал под Хилла, обошедшего на круг Бергера
01.18 Бутсен на пит-стопе. Собственно пит-стопы будут сейчас главным развлечением. Вот меняет шины Комас
01.20 Пит-стоп едущего в гордом одиночестве Патрезе, не потерявшего 2-го места
Фото: motorsportmagazine
01.22 Пит-стоп Бергера, отбросил Герхарда на 6-е место
01.24 Алльо так же меняет обувку
01.27 Комас сходит из-за падения давления масла
01.28 Мы видим, что Бергер опередил Мартини а до Уориука с Брандлом рукой подать. Прост проводит пит-стоп, с учетом сходов у него есть шанс добраться до очков
01.29 Мартини проводит пит-стоп не теряя 6-го места
01.30 Бергер, подскочив на поребрике, бьет Брандла в бок, выдавливая того с траектории и отбирает 4-е место.
Ален Прост ставит лучший круг в гонке 1:19:633
Бергер пытается пройти Уорика застрявшего за де Чезарисом, но Дерек грамотно кроется. Британец был на подиуме последний раз в 1984.
01.33 Хорошая гонка Мартини закончилась в барьере. Он поскользнулся на пыльном участке. В очки выходит Вендлингер.
01.35 Брандл меняет резину
01.39 Герхард, за счет позднего торможения, проходит Уорика, Дерек не стал захлопывать калитку
Дэймон уже видит Патрезе, но помня об упущенных победах на последних кругах, он снимает ногу с педали газа. Тем более что ногу эту начали сводить судороги. Он даже пропустит на последнем круге Бергера.
01.55 Дэймон Хилл пересекает финишную черту и одерживает первую победу в Формуле 1
Патрезе и Бергер выдают лучший свой результат в этом сезоне. У Герхарда первый подиум за Феррари с момент возвращения. Отличный результат и у Уорика, показавшего, что не зря его вернули в Ф1.
1. Damon Hill
2. Riccardo Patrese
+1:11.915
3.Gerhard Berger
+1:18.042
4. Derek Warwick
+ 1 круг
5.Martin Brundle
+1 круг
6.Karl Wendlinger
+ 1 круг
Он становится первым сыном в Формуле 1 повторившим успех отца и выигравшим Гран При. Ну правда сделаем сноску на Альберто Аскари, чей отец Антонио выиграл множество довоенных гонок, часть из которых так же была Гран При. Последняя победа Грэма Хилла была в Монако в 1969 году.
Дэймон Хилл измучен жарой и судорогами. Из-за болей в ноге он не может прыгать и приветствует публику поклоном как артист по завершении спектакля. Я признаю, что думал о своем отце Грэме. Он бы мной гордился. Мне потребовалось чуть менее десяти лет, чтобы превратиться из безнадежного новичка в победителя Гран-при. Я наконец сделал это: имя Хилла вернулось. Я посвящаю эту победу всем Хиллам - настоящим, прошлым и будущим.
Фото : Paul-Henri Cahie
Дэймон покинет трассу на борту старого советского вертолета с Фрэнком Уильямсом, Патриком Хедом и Эдрианом Ньюри. И в полете двигатель вертолета начал чихать и кашлять, что навело Дэймона о неприятные воспоминания о судьбе отца. К счастью они долетели. В будущем, я думаю, было бы неплохо, если бы мы все не летали вместе. Заметил Дэймон Фрэнку.
Ален Прост тепло поздравил напарника. К счастью сход Сенны не позволил его неудаче повлиять на зачет. Я сам удивился. Моё сцепление было новым, его настройки были немного резче, чем во время квалификации, у я его не почувствовал. Пояснил он провал на старте прогревачного круга. Ну и так же отметил, что мог бы сойти, но предпочел выехать на трассу после ремонта, что бы собрать информацию.
Риккардо Патрезе своим вторым местом сравнял Benetton с McLaren в кубке конструкторов. Но никто не пришел его поздравить. Флавио Бриаторе покинул трассу сразу после схода Шумахера.
Герхард Бергер скачет по подиуму молодым козликом и приветствует своих австрийских фанатов. Конечно, мы сцепились с Брандлом. Но вы должны знать, что другого способа обойти на этой трассе нет! Особенно с такими быстрыми, на прямой, двигателями Renault ! Мы идем на это, говоря себе, что так прокатит и прокатывает. У Брандла, наверное, другая точка зрения на все это.
Как и у Алези с Фиттипальди. Судьи признали их столкновение гоночным инцидентом, но оба склонны винить друг друга и обмениваться колкостями. Жан в этом столкновении получил ушиб колена.
Ну а Айртон Сенна, видимо потерял последние надежды побороться за титул. Я мог бы обойти Хилла во втором повороте, но предпочел перестраховаться. Моя машина была на пределе, очень быстро у меня начались проблемы с акселератором. Я пытался улучшить ситуацию, повозившись с органами управления в кабине, но стало еще хуже. Двигатель начал тарахтеть, а затем остановился навсегда. Айртон признает, что этот сезон скорее всего потерян (а как все начиналось) и с нетерпеньем ждет 94 год.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Ален Прост
-77
2. Айртон Сенна
-50
3. Дэймон Хилл
-38
4.Михаэль Шумахер
-36
5. Риккардо Патрезе
-17
6. Мартин Брандл
-11
7. Марк Бланделл
-10
8. Герхард Бергер
-10
9. Джонни Херберт
-9
10. Джей Джей Лехто
-5
11. Кристиан Фиттипальди
-5
13.Жан Алези
-4
13. Дерек Уорик
-4
15.Майкл Андретти
-3
16.Филипп Алльо
-2
17.Фабрицио Барбазза
-2
17.Карл Вендлингер
-2
19. Алесандро Занарди
-1
1. Williams-Renault-97
2. McLaren-Ford-49
3. Benetton-Ford-49
4. Ligier-Renault -18
5. Ferrari-14
6. Lotus-Ford-10
6. Minardi-Ford -7
8. Sauber-Ilmor-7
9. Footwork-Mugen-Honda-4
10. Larrousse-Lamborghini-2
Ну и закончим с Рубенсом Баррикелло ребята. Его годы после Феррари.
Rubens Barrichello
Ну, я говорил, что после Австрии 2002 года я собирался работать за кулисами, чтобы изменить подход Ferrari к тому, как они относятся к Формуле 1. Но в конце концов я понял, что в Ferrari никто не собирается меняться, поэтому я решил покинуть команду в конце 2005 года, за год до истечения срока моего контракта. Я знал, что мне нужно сохранить улыбку на лице и двигаться дальше. Итак, в 2006 году я перешел в Honda вместе с Дженсоном Баттоном.
Первый сезон был неплох. Баттон и Баррикелло закончили сезон 6-м и 7-м, Рубенс финишировал 4-м в Монако не смотря на штраф за превышение скорости на пит-лейн. Но в 2007 случилась катастрофа. Это был единственный сезон, где Баррикелло не набрал очков, даже в дебютный 93 эта чаша его миновала. И тут из Феррари уволился Росс Броун.
Конечно, я рассказал людям в Honda, с каким замечательным человеком как Росс я работал, какой он умный, какой супер парень для развития команды, как он может решить наши проблемы. Я очень сильно настаивал на том, чтобы Хонда поговорил с ним. Я не знаю, за какие коврижки, но Росс присоединился к Honda.
Он не успел должным образом поработать над машиной 2008, но определенно она стала лучше. Но затем финансовый кризис и Хонда выставила команду на продажу.
Все остальные команды определились со своими гонщиками на 2009 год, и казалось, что моя карьера в Формуле-1 подошла к концу. Затем, через три месяца в Бразилии, у меня зазвонил телефон. Это был Росс, который сказал мне, что купил команду, и спросил, могу ли я приехать в Англию на следующий день, чтобы подписать контракт. Через несколько часов я приземлился в Хитроу.
Вернувшись на слики и с более низким центром тяжести от двигателя Mercedes, машина оказалась намного лучше сбалансирована. Когда Дженсон приехал в боксы после первых тестов в Барселоне, я подождал, пока он поговорит с инженерами, а потом подошел и спросил: "Как дела?" И он сказал: "В этом году мы повеселимся".
И они повеселились. Рубенс выиграл в Валенсии, принеся 100-ту победу бразильских гонщиков и свою первую за пять лет. Он выиграл в Монце, взял мокрый поул в Бразилии (где пострадал от прокола) и закончил чемпионат третьим после Баттона и Феттеля.
Ну а когда Brawn выкупил Мерседес, Рубенс перебрался в Williams. Уильямс - замечательная команда с великой историей, насчитывающей 40 лет, и когда я присоединился к ней, я почувствовал все это. Сэр Фрэнк очень увлечен, и его присутствие в команде замечательно. Но к тому времени, как я добрался туда, он уже во многом руководствовался решениями других. Адам Парр был генеральным директором; он был юристом и финансистом, а не гонщиком, поэтому не понял моих требований.
В первый год Рубенс финишировал 4-м в Валенсии и 5-м в Британии. На следующий год получилось хуже
И в начале того сезона ушел мой настоящий друг и союзник по команде Сэм Майкл. Стало ясно, что на 2012 год Williams понадобятся гонщики, способные принести большую кучу спонсорских денег, поэтому они наняли Бруно Сенну. Так что мне позвонил Фрэнк, очень холодно, очень по-деловому: «Вы нам не нужны в следующем сезоне, спасибо, увидимся». Это был конец чего-то, что могло быть особенным - поскольку машина 2012 года была намного лучше, я мог бы победить на ней. Но я счастливый парень, я переворачиваю страницу. Многие в Формуле 1 говорят о «ах если бы», но я этого не делаю. Я иду дальше.
Я всегда говорил, что когда я закончу с Формулой 1, я брошу все и проведу год со своей семьей, отправившись в Диснейленд. Так что я отдыхал со своей женой Сильваной и сыновьями Эдуардо и Фернандо у нас дома во Флориде. Затем мне позвонил мой очень хороший друг Тони Канаан, бразильский гонщик Индикарr, и сказал: «Рубенс, ты должен протестировать мою машину». Сначала я сказала нет, я была счастлива со своей семьей, но он настаивал. Поэтому я протестировал её в Себринге и подумал, что это отлично.
Инди не хватало изящества Формулы 1, но я знал, что получу удовольствие от гонок на такой машине. Сильвана была против. Несколько месяцев назад мы видели, как Дэн Уэлдон погиб, и она повернулась ко мне, плача, и сказала: «Пожалуйста, скажи мне, что ты никогда не собираешься этого делать». Так что мне пришлось поговорить с ней честно, чтобы попытаться изменить ее мнение. Я сказал: «Это то, что я делаю, это все, что я умею». Если бы она все же сказала «нет», я бы этого не сделал. Но она сказала: «Если ты счастлив, то и я счастлива. Так иди и сделай это. Так что я провел полный сезон в KV Racing вместе с Тони . И я даже ни разу не разбил эту машину. Мои ангелы-хранители были со мной.
Гонки на овалах были своего рода опытом, скажу я вам. На самом деле я был более конкурентоспособен на овалах, чем на дорожных трассах, потому что низкая прижимная сила не требовала много ловкости, а рулевое управление становилось легче. Я не понимаю, почему Indycar не использует гидроусилитель руля; мне потребовалось три или четыре месяца, чтобы привыкнуть к этому. В Инди 500 я возглавил гонку и финишировал 12-м, так что я получил награду «Новичок года» - сразу после своего 40-летия! Я был почти уверен, что буду более конкурентоспособен в Indycar в 2013 году, но этого не произошло, потому что люди просили денег. Я сказал: «Вы не должны мне платить, я делаю это ради удовольствия, но я не могу вкладывать деньги из своего кармана». Моя семья этого не заслуживает.
И Рубенс вернулся в Бразилию, в местный кузовной чемпионат Stock Car
Это так по-другому - другая техника, другие трассы, все другое. И это контактный вид спорта, к которому нужно привыкнуть. Но толпы огромные. Мы получаем до 100 000 зрителей и до 10 миллионов зрителей по телевизору. Я в форме и могу продолжать заниматься этим до 60 лет - вот чего боялась Сильвана!
В 2014 Рубенс стал чемпионом серии, впервые за 23 года, после британской трешки 91 года.
Конечно, в Бразилии мне нет покоя. Я уже давно публичный человек. Но меня это устраивает. Когда Айртон был жив, он был примером для очень многих людей в Бразилии на самых разных уровнях. Когда он погиб, я никогда не хотел его заменить, я бы и не смог этого сделать, но нужно относиться к людям с уважением, нельзя отмахиваться от просьб об автографах. Люди этого не заслуживают. Иногда мои дети злятся из-за этого, когда мы пытаемся передвигаться по Сан-Паулу, но я говорю им, что это часть моей жизни, и я получаю от этого удовольствие. Я бразилец: я люблю людей.
В 2016 Рубенс стал вице чемпионом серии и продолжает выступать до сих пор, каждый раз выигрывая по нескольку гонок в каждом сезоне. 23 мая вечно молодому Рубенсу будет уже 50.
В 2018 у него обнаружили опухоль головного мозга и во время операции Рубенс впал в кому. Врачи рассказывали, что в коме он беседовал и о чем то спорил с Шумахером. Может быть обсуждали Австрию 2003 или тот фото-финиш в Инди. Он выкарабкался и продолжает гоняться. Ну а Сильваной пришлось развестись. Но один черт, есть ощущение, что этот хороший человек счастлив.