10 июня 1993 года ФИА наконец-то поглотила ФИСА. Международная федерация автоспорта ФИСА, по сути давно уже превратилась в формальность нужную лишь для того, что бы Жан-Мари Белестр ощущал себя нужным. Но сейчас все направлено на борьбу с электроникой в Формуле 1. Да Балестр её поддерживал, но он не вечен, а пришедший ему на замену может выступить и против инициатив ФИА. Реформа вступит в силу 1 октября 1993 года. Меж тем запрет электроники все ещё не находит отклика в сердца большинства участников Ф1. Никто не знает, куда мы идем, вздыхает Бернар Дюдо. Запрет на электронику- это глобальная грязная уловка, которую проделывают люди, не подозревающие о вкладе электроники в их повседневную жизнь, например, в их бритвы.
И грянул гром. В субботу 12 июня 1993 года, после квалификации, комиссары ФИА, приехавшие на ГП Канады нашли многочисленные нарушения. Болиды нарушают пункт 3.7 технического регламента Ф1, запрещающего, чтобы любая часть гоночного автомобиля, оказывающая аэродинамическое влияние, была подвижной относительно болида. Это означает, что активная подвеска и подобные устройства незаконные. Williams, McLaren, Tyrrell, Benetton, Lotus, Ferrari и Minardi не имеют права участвовать в Гран При. Более того пункт 1.3 говорит , что пилот должен контролировать движение и направление своего транспортного средства, а значит по мнению комиссаров, всякие противоскользящие устройства не законны. А значит Jordan, Footwork, Larrusses, Ligier и Sauber так же не соответствуют букве закона. И единственной командой не нарушавшей правила остается BMS. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие.
Итак что же происходит? Неужто в гонке будет участвовать только BMS. Комиссары предлагают гонку провести и решить вопрос о дисквалификации уже после Гран При, после чего тут же улетают из Канады Это направлено на то, чтобы держать всех нас, команды и гонщиков, под давлением и угрозами, чтобы избежать какой-либо резкой реакции резонно заметил Прост. Технический делегат ФИСА Чарли Уайтинг (при котором, как нынче пишут, такого бардака не было), говорит, рассмотрит все нарушения после Гран При и кого-то возможно вообще дисквалифицирует на сезон. И мы понимаем, что скорее всего это будут Фрэнки Уильямс и Рон Дэннис, ребятки подавшие на ФИА в суд.
У команд есть интересный выход, они могут, раз уж все нарушают правила, собраться вместе и покинуть Канаду, оставив гоняться BMS. Это было бы красиво. Но нет в их рядах единения. Джанкарло Минарди и Жерар Ляррусс тут же заявили, что мол у них все в норме, они смогу это доказать и они с радостью примут участие в Гран При. А значит даже если все остальные уйдут, гонка состоится (вспоминаем позорное ГП США 2005 и менее позорное Сан-Марино 82)
Рон Деннис Я частично верю, что целью ФИСА является снижение затрат, но циник, который живет во мне, считает, что в основе лежит желание выровнять характеристики машин. Несколько команд уверены, что ограничения приблизят производительность больших команд к их собственной. Это иллюзия. Что произойдет на самом деле, так то, что мы потратим много денег на разработку новых концепций, которые породят интерпретации, которые, в свою очередь, породят другие разработки, которые потребуют еще больше денег!
В начале 1993 года, все задавались вопросом, сможет Ален Прост, придя в Williams, выиграть все гонки чемпионата. Но вот позади шесть Гран При а Прост выиграл только три из них и занимает в чемпионате только 2-е место. Причем в скорости он не потерял. Пока все поулы у него. Но какие то досадные ошибки, не возможность освоить работу коробки из-за чего он то глохнет, то проваливает старты, все это серьёзно ударило по имиджу "профессора" 15-я модель более продуманная, но у нее есть ужасные недостатки: немного непредсказуемая задняя подвеска, отчего страдает моторика. В 14-й мы чувствовали, что активная подвеска работает хорошо, тогда как у 15-й она излишне жесткая. Ну и Williams не совсем команда Проста. Его команда это McLaren, да педантичная, любящая порядок, но в McLaren все же главный, это человек за рулем, а Williams, как говорил Хилл, это команда инженеров, занимающихся гонками. Ален все больше подумывает об уходе из Формулы 1 и предстоящее Гран При Канады вполне может подбросить аргументов за уход, ведь в Канаде он ни разу не выигрывал.
В Канаде ажиотаж, интрига в чемпионате и возвращение битвы Сенна-Прост привело народ на трибуны. Плюс 3000 билетов купили жители Назарета, это город, в котором живет семья Андретти. Из них 2000 это мои одноклассники, пошутил Майкл.
Айртон Сенна по слухам ведет переговоры с Феррари, его заинтересовал приход Жана Тода в команду. Ну а пока он официально заключил до конца года контракт с McLaren.
Жерара Ларрус, по дороге в Канаду, заскочил в Детройт в корпорацию Chrysler Corporation. Там сейчас вице президентом некий Франсуа Кастен, инженер, с которым Ляррусс хорошо знаком по работе с Рено в начале 80-х. Но, на дворе очередной кризис автомобильной промышленности США и Кастен ничего не может пообещать Лярруссу по части продолжение программы Ламборгини в Ф1.
Каждый год Олимпийский бассейн на острове Нотр-Дам является ареной гонок самодельных лодок, построенных сотрудниками разных команд из подручных материалов. В 1993 году парни из Jordan в финале опередили парней из Goodyear. Ну а Фаботцио Барбазза, в реке Святого Лаврентия, поймал огромного карпа. Любовь к рыбалке потом, как известно у Барбаззы победит и после очень тяжелой аварии в GT в 1995, он уедет жить на Кубу, где откроет рыбацкий курорт.
В те выходные в Канаде было очень жарко, поэтому. в основном все времена показаны в пятничную квалификацию, когда асфальт не плыл от жары. Прост, который никогда не придавал квалификации особого значения, берет 7-й поул подряд 1'18''987 и это новый рекорд трассы.
Хилл сопровождает его на передовой. Два Benetton занимают второй ряд, и на этот раз Патрезе (4-й) отстает от Шумахера (3-й) с небольшим отрывом: пятнадцать сотых. Феррари делают групповой выстрел в третий ряд. Бергер (5-й) использует новый, улучшенный движок, с телескопическими впускными патрубками, от которого Алези (6-й) пришлось отказаться из-за поломки. McLaren здесь громоздкий и ненадежный. Сенна (8-е место, его худшее выступление после Гран-при Австрии 85!) и Андретти (12-е) возятся со своими настройками.
10
Mark Blundell
Ligier JS39
Renault RS5 (Mecachrome) 3.5 V10
9
Karl Wendlinger
Sauber C12
Ilmor 2175A 3.5 V10
8
Ayrton Senna
McLaren MP4-8
Ford Cosworth HB7 3.5 V8
7
Martin Brundle
Ligier JS39
Renault RS5 (Mecachrome) 3.5 V10
6
Jean Alesi
Ferrari F93A (645)
Ferrari 041 3.5 V12
5
Gerhard Berger
Ferrari F93A (645)
Ferrari 041 3.5 V12
4
Riccardo Patrese
Benetton B193A
Ford Cosworth HB8 3.5 V8
3
Michael Schumacher
Benetton B193B
Ford Cosworth HB8 3.5 V8
2
Damon Hill
Williams FW15C
Renault RS5 3.5 V10
1
Alain Prost
Williams FW15C
Renault RS5 3.5 V10
Ligier (Брандл 7-й, Бланделл 10-й) очень эффективны, отчасти благодаря новому плоскому днищу. В Sauber Вендлингер (9-й) сломал двигатель, а Лехто (11-й) пожаловался на отсутствие тяги. Larrousse очень хорошо ведут себя на неровностях. Комас (13-й) выигрывает от этого больше, чем Алльо(15-й), жертва поломки подвески в субботу днем. Баррикелло (14-й) доволен изменениями аэродинамики и переднего крыла, внесенными в Jordan. Бутсен (24-й) пожаловался на полное отсутствие сцепления с трассой. Footwork страдает здесь от отсутствия баланса. На этот раз Сузуки (16-е место) показал себя лучше, чем Уорвик (18-е место). Пилотам Minardi не повезло: Фиттипальди (17-й) вылетел с трассы в пятницу, столкнулся с Сенной в субботу и должен был пройти квалификацию на машине своего товарища по команде. У Барбаззы (23-е место) проблемы с тормозами и сцеплением. Провал в Lotus: Херберт (20-й) был обездвижен в пятницу из-за серьезного отказа активной подвески, а Занарди (21-й), испытал провал педали тормоза не мог избежать столкновения со стеной. Де Чезарис (19-й) использует эти тесты для проверки новой активной подвески Tyrrell. Катаяма (22-й) стал жертвой двух аварий. Наконец, два гонщика BMS борются за то, чтобы избежать места на выбывание. В этой небольшой игре молодой Бадоер (25-е место) побеждает своего старшего товарища Альборето (26-е место).
Сильная жара в воскресенье означает, что всех ждет пит-стоп. Андретти не смог запустить двигатель из-за разряженного аккумулятора и будет стартовать из боксов. Рон Дэннис В пусковой батарее произошло какое-то короткое замыкание, и оно просто высосало жизнь из машины Майкла. Вы просто не сможете перезапустить её, потому что вам нужно повторно активировать некоторые вещи и изменить некоторые штуки, а это требует времени
Видео. Тут работает лучше чем в архиве
https://overtakefans.com/f1-race-archive/watch/index.php?race=1993-canadian-grand-prix-race4.00 Прост снова проваливает старт и упускает Хилла За ними два Феррари. Шумахер увлекся трэкшн-контролем и провалился далеко в глубь. Сенна стартует отлично и он уже 5-й. Катаяма бьет в зад Уорика.
Ну а Сенна творит чудеса, в Казино он входит бок в бок с Алези и опережает француза
1. Хилл
2. Прост
3. Бергер
4. Сенна
5. Алези
6. Патрезе
7. Шумахер
8. Брандл
9. Вендлингер
10. Бланделл
7.00 Сенна додавливает и проходит Бергера в шпильке.
Шумахер опережает Патрезе. Андретти выезжает из боксов Очередной кошмар! Я пытался отыграться назад, но тут сложно обгонять.
10.00 Мы видим, что Шумахер уже обошел Алези и догонят Бергера
фото Motor Sport Magazine
12.00 Хилл ошибается с торможении в шпильке и Прост тут же проходит напарника.
Позади Шумахер опережает Бергера
18.00 Филипп Алльо паркуется на обочине ибо рычаг переключения передач остался у него в кулаке. Бадоер переобувается после легкого контакта с Бутсеном
20.00 Двигатель Баррикелло глохнет, вынудив бразильца сойти
21.00 Машина Бланделла разбита в первой шикане. Марк не удержался на трассе отбиваясь от Лехто Я совершил ошибку, пытаясь удержать Лехто. Он был быстрее меня на первых кругах, и я просто потерял контроль
Прост отрывается все дальше и дальше, Алези догнал Бергера
27.00 Жан проходит напарника
После 20 кругов
1. Прост
2. Хилл
+ 8,3 сек.
3. Сенна
+ 9,5 сек.
4. Шумахер
+ 15,7 сек.
5. Алези
+ 33,7 сек.
6. Бергер
+ 36,8 сек.
7. Патрезе
+ 37,2 сек.
8. Брандл
+ 38 сек.
9. Вендлингер
+ 39,3 сек.
10. Лехто
+ 44 сек.
фото Motor Sport Magazine
Есть хорошая группа Бергер-Вендлингер, но в целом Гран При становится скучным. Есть разворот Сузуки после контакта с де Чезарисом но он за кадром.
31.00 Двигатель Алези не выдержал общей унылой картины и сгорел Баланс машины был хорошим, а впускные патрубки переменной длины хорошо работали на двигателе. Я вошел в хороший ритм, когда увидела, что температура воды повышается. Через некоторое время двигатель заглох…разорвался стык патрубка охлаждающей жидкости
38.00 Шумахер первым из лидеров проводит пит-стоп и не теряет мест
39.00 Меняет шины и Сузуки (с Катаямой). Заезжает на пит-стоп и Хилл, но там ждали Проста (Дэймон перепутал указатели). Механики спешно бегут за шинами британца, потом долго возятся с одним из колес. Дэймон возвращается на трассу далеко позади Шумахера. Должен признаться, я был удивлен, увидев, что механики куда-то побежали.
40.00 Бергер проводит пит-стоп
41.00 Пит-стоп Сенны, очень быстрый. Он второй впереди Шумахера и все потерявшего Хилла
42.00 Пит-стоп Брандла
43.00 Переобувается и Бутсен и Патрезе. Риккардо окажется 7-м перед Бергером. Перед ним Зауберы, но они ещё не были на пит-стопе.
45.00 Прост наконец-то проводит пит-стоп, причем довольно долгий. Очень вовремя ибо Сенна за счет свежих шин стал отыгрываться. Ален сохраняет лидерство. Ну и пит-стоп Андретти
Не смотря на свежие шины Проста, Сенна быстрее проходит круги и сокращает отрыв.
54.00 Патрезе ошибся под давлением Бергера, заскользил и сломал переднее крыло. Ремонт отбросил его на 12-е место.
57.00 Прост застрял в пробке и теряет время
58.00 де Чезарис вылетает в первом повороте из-за поломки подвески
После 50 кругов
1. Прост
PitStop
2. Сенна
+ 9,6 сек. PitStop
3. Шумахер
+ 13,5 сек. PitStop
4. Хилл
+ 21,8 сек. PitStop
5. Бергер
+ 1 мин. 16 сек. PitStop
6. Брандл
+ 1 мин 18 сек. PitStop
7. Лехто
+ 1 круг PitStop
8. Вендлингер
+ 1 круг PitStop
9. Комас
+ 1 круг
10. Фиттипальди
+ 1 круг
Отметим, что Эрик и Кристиан решили на пит-стоп в гонке не заезжать.
01.03 ноги Патрезе начало сводить судорога и он предпочел сойти
У Лехто выпали 2-я и 3-я передачи и он пропускает вперед Вендлингера
Шумахер избавившись от траффика выдал лучший круг 1:21,500
фото Pascal Rondeau
Михаэль довольно быстро догнал Сенну и готов бороться за 2-е место а у Сенны двигатель начинает работать с перебоями.
01.13 При подъезде к мосту движок Сенны внезапно глохнет, Михаэль еле успел увернутся и даже слегка задел заднее колесо бразильца, что не помешало продолжить гонку. Айртон сходит.
фото Motor Sport Magazine
01.22 Ален Прост пересекает финишную черту и впервые побеждает в Канаде. Бергер 4-й это пока его лучший результат в этом сезоне. Вендлингер набирает первые очки в 1993 году.
1. Alain Prost
2. Michael Schumacher
+ 14.527
3. Damon Hill
+ 52.685
4. Gerhard Berger
+ 1 круг
5. Martin Brundle
+ 1 круг
6. Karl Wendlinger
+ 1 круг
Алену Просту понадобилось 12 лет что бы победить на трассе имени Жиля Вильнева У меня были хорошие выходные, и я не беспокоился ни о чем. Моя машина отлично справлялась с неровностями. Даже если мы лучшие в квалификации, мы не всегда доминируем в гонке. Хилл доказал это сегодня. Достаточно одного небольшого сбоя, чтобы сделать быструю машину менее эффективной. Надо работать, прогрессировать. Бенеттоны могут быть опасными на предстоящих трассах.
Отмечаем, что Прост главным соперником теперь считает Benetton а не McLaren. А ведь Сенна шел в гонке вторым и выдал чудо прорыв на первых кругах Двигатель начал глохнуть, и генератор перестал работать. говорит бразилец. Ужасное разочарование после всей работы, проделанной командой для решения наших проблем в эти выходные.
Очень весел на подиуме Шумахер Я думал, что у меня был шанс обогнать хотя бы одного из гонщиков Williams на старте, но на старте я дважды чуть не заглох, надо во что бы то ни стало проверить трекшн-контроль! В этих условиях второе место - настоящая победа. Больше всего меня удивило то, что я так быстро догонял Сенну. Я атаковал как сумасшедший. Что с ним случилось ? Я сказал себе, что он устал и захотел немного постоять, чтобы отдохнуть. Такой вот, специфический немецкий юмор.
Ну и напомню, что над всеми ими висит меч дисквалификации и возможно гонку выиграл Лука Бадоер.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Ален Прост
-47
2. Айртон Сенна
-42
3. Дэймон Хилл
-22
4.Михаэль Шумахер
-20
5. Мартин Брандл
-7
6. Марк Бланделл
-6
7. Джонни Херберт
-6
8. Джей Джей Лехто
-5
8. Риккардо Патрезе
-5
8. Герхард Бергер
-5
8. Кристиан Фиттипальди
-5
12.Жан Алези
-4
13.Филипп Алльо
-2
13.Майкл Андретти
-2
15.Фабрицио Барбазза
-2
16. Алесандро Занарди
-1
16.Карл Вендлингер
-1
1. Williams-Renault-67
2. McLaren-Ford-44
3. Benetton-Ford-25
4. Ligier-Renault -12
5. Ferrari-9
6. Lotus-Ford-7
6. Minardi-Ford -7
8. Sauber-Ilmor-6
9. Larrousse-Lamborghini-2
Через два дня после комментирования Гран При Канады, в своем доме умер Джеймс Хант, только что сделавшей очередной женщине всей своей жизни предложение и решив это дело отметить. Человек увлеченный, женщинами, попугаями, выпивкой и наркотиками. Оставшись банкротом после второго развода, он вроде бы остепенился и по совету врачей завязал со всеми излишествами. Но сердце чемпиона уже слишком сильно было изношено.
На любой вечеринке самые скучные гости, те, что не уходят до самого конца. Джеймс Хант 1947-1993 годы.
Он пришел в Формулу 1 в 20 лет и его папа был моложе чем руководитель его команды - Эдди Джордан. А ушел в 39 с именем ставшим нарицательным, как синоним пилота №2. Так и не стал чемпионом мира, но наверное потому что хорошие люди чемпионами не становятся.
Rubens Barrichello
Я всегда старался брать негатив и превращать его в позитив. Большинство людей во Формуле - не только пилоты, но и люди из команды - не улыбаются, потому что забывают, как им повезло быть там. Они предназначены для того, чтобы получать удовольствие. Кроме того, в конце концов, они получают за это деньги! Когда у гонщика дела идут плохо, он должен помнить, что он делает то, что ему нравится. Однажды, когда я поднялся на подиум и немного разозлился из-за того, что занял второе место, мой сын Эдуардо - ему тогда было около шести лет - смотрел это по телевизору дома в Бразилии. Позже он сказал мне: «Почему ты не улыбался?» Я сказал: «Ну, папа мог бы выиграть ту гонку». И он сказал: «Ты на подиуме, папа. Подумай, сколько людей в мире хотят быть на твоем месте. Конечно, он был прав. После этого вы никогда не видели, чтобы я выходил на подиум без улыбки.
По папе он итальянец, по маме португалец. Начиная с деда, как раз и перебравшегося в Бразилию из небольшого городка Ризо, под Венецией, всех мужчин в семье зовут Рубенсами. Папа Рубенса Баррикелло - Рубенс Баррикелло ещё и родился в один день с сыном - 23 мая, поэтому того Рубенса Баррикелло которого мы знаем в семье звали Рубиньо, чтобы не запутаться.
Семья жила в одном из бедных кварталов Сан-Пауло, где как раз и построили автодром Интерлагос. При автодроме была трасса для картинга, на которой выступал дядя Рубенса, 8-й летний Рубиньо тоже захотел гоняться и папа отдал его в картинговую секцию.
По крайней мере, 50 процентов всех важных базовых уроков, которые я усвоил в гонках - дисциплину, организацию, гонки колесо в колесо - я получил из картинга. Я участвовал в гонках на картах восемь сезонов и выиграл пять чемпионатов Бразилии и один чемпионат Южной Америки. В подростковом возрасте, может быть, я и начал думать о гонках на полноразмерных автомобилях, но мой отец всегда учил меня не тратить все свое время на мечты о завтрашнем дне, а наслаждаться сегодняшним днем, жить настоящим. И я всегда так делал. Сегодняшние дети настолько сосредоточены на том, где они хотят оказаться, всегда думают наперед. Говорят, к 2030 году я буду там-то. Они забывают наслаждаться нынешним годом.
В 16 лет Баррикелло перешел в Формулу-Форд
Я выиграл свою первую гонку и финишировал четвертым в чемпионате, но у меня не было подходящей техники. Оглядываясь назад, я могу сказать, что это было действительно хорошо, потому что все это далось не так уж и легко, и научило меня большему. Плохие вещи могут научить вас быть лучше, и мне действительно приходилось выступать на пределе возможностей на этой машине, чтобы чего-то добиться. Затем, когда мне было еще 17, мой отец заключил сделку, чтобы получить для меня поддержку от бразильской пищевой компании Arisco. Таким образом, я смог приехать в Европу и выступал за итальянскую команду Draco в Формуле Opel в 1990 году. Имея ту же технику, что и все остальные, и действительно хорошую команду, я смог показать себя и выиграл титул.
Я жил один недалеко от Оксфорда, в Камнор-Хилле. Той зимой в Англии шел снег, но у меня не было денег, чтобы лететь обратно в Бразилию. Также я подумал, что раз уж я остался здесь, нужно быстрее выучить английский, поэтому я записался в языковую школу. Какое-то время я участвовал в гонках по выходным и ходил в школу по будням. Это помогло мне завести друзей. Бразильцам нужны люди рядом, и если я не с семьей, мне нужны друзья. Позже я переехал в Кембридж, где была небольшая бразильская община, и мы вместе веселились.
В 1991 году я перешел в Формулу-3 вместе с Диком Беннетсом и West Surrey Racing. Все помнят тот сезон Ф3 и мою борьбу с Дэвидом Култхардом за чемпионство. Я обыграл его в финальной гонке в Тракстоне . Дик был так методичен с каждой деталью настройки на каждой гонке, и это тоже многому меня научило.
Следующим шагом стала Ф3000. Очень быстрое продвижение для человека только 2 года назад приехавшего в Европу.
Я финишировал вторым в своей первой гонке в Ф3000, у меня было много быстрых кругов, но в середине сезона мы перешли с двигателей Judd на Cosworth, и немного потеряли в скорости. И я попал в большую аварию в Энне, трасса Пергуза вокруг озера на Сицилии. Эвакуатор убирал другую машину, но желтых флажков не было. В Энне все всегда было в большой неразберихе, и работа маршалов была плохой. Я врезался в грузовик и перевернулся. Меня увезли на машине скорой помощи в больницу местной тюрьмы, и некоторых тамошних пациентов это немного удивило. Это хорошая история, которую можно рассказать сейчас, но тогда она не казалась смешной. К счастью, меня только проверили и отпустили. В итоге я стал в чемпионате третьим.
Продолжим на следующей неделе.