Прощание с 92-м

Jan 17, 2022 00:39


В конце сезона 1992 Формула 1 пребывала в самых мрачных мыслях. Все ожидали, что 1993 год окажется ещё более унылым, чем сезон заканчивающийся. Бернар Дюдо, глава Renault Sport подтвердил, что они не могут поставлять свои двигатели McLaren. Официально, потому что движки рассчитаны исключительно под топливо Elf. Но, это только официально. Рон Дэннис готов был разорвать контракт с Shell, но ему дали понять, что даже переход на Elf не принесет ему двигатели Рено. Почему? В Рено довольны союзом с Фрэнком Уильямсом и если в этот союз влезет кто-то третий, это приведет к ненужному противостоянию, взаимным обвинениям и скандалам. Плюс Ален Прост намекнул, что не хотел бы видеть Сенну на движках Рено и снова повторения их борьбы 88-90 годов. Ох, уж этот Прост. Ну а в итоге получается, что единственный вариант для McLaren на 93 год это прошлогодние двигатели Ford. Но с таким вариантом не согласен Айртон Сенна, ему не хочется водить маломощную машину, в то время как его вовсю обхаживает Роджер Пенеске и зовет в Индикар. Рон Дэннис в отчаянье в отчаянье и Берни Экклстоун. В случае ухода Сенны и если Williams так и будет всех выносить в одну калитку, 1993 будет сезоном тотального доминирования Проста и интересен он буде разве что телезрителям из Франции. Нужно что-то делать.  Это еженедельный пост про историю Формулы 1 давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие.
Что может предпринять Берни, что бы спасти предстоявший сезон? Выкупить для Дэнниса команду у Ги Лижье? Ну наверное уже поздновато. И Берни летит в Америку выкупить у Карла Хааса и Пола Ньюмэна  контракт с Мэнселлом, что бы вернуть того в Williams, в напарники Просту. Экклстоун из своего кармана готов выплатить 12 миллионов долларов и это при том, что Мэнселл не хочет оставаться в Ф1 и уже нацелился на покорение Америки.
И из всего этого, так и остается не названым имя напарника Проста. Уставший ждать Патрезе подтвердил, что решил соблюдать договорённости и все же поедет в Benetton. Основой кандидат на место в чемпионской команде сейчас, взлетевший в этом году Хаккинен. За Мику начали переговоры и Фрэнк Уильямс и Рон Дэннис, который совершенно не уверен, что сможет удержать Сенну и ему нужен напарник к Андретти. Менеджер Мики - Кеке Росберг отлично знавший обоих владельцев. Тут самое интересное, что у Хаккинена есть на 1993 год контракт с Lotus, но испытывавшая финансовые трудности команда готова его расторгнуть за определенную денежку.

Из других новостей. Гран При Франции под угрозой отмены из-за антитабачного законодательства, что царит в этой стране. Мы помним, что там пытались запретить показывать по ТВ команды спонсируемые табачными компаниями. Более того французский суд наложил на Williams-Renault большой денежный штраф из-за рекламы Camel на их бортах. Почему не были оштрафованы McLaren или Ligier? А дело в том, что табачные компании, участвовавшие в автоспорте до принятия Закона о запрете рекламы табака (Philip Morris и Seita), на данный момент освобождены от штрафов. Очень странная норма, закон принят ещё в 1976, до прихода Camel, но его работой озадачились лишь спустя 16 лет, после принятия. И кстати почему тогда не штрафанули Benetton? Макс Мосли справедливо считает, что Ф1 проще избегать столь проблемную страну.
Ну если Франция под вопросом. То точно в 1993 году не будет Гран При Азии. Японская трасса Автополис должна была его принять, но выяснилось, что среди её владельцев есть представители Якудза. Бог бы с ним, да Берни не получил вступительные взносы, так как счета мафиози арестовала полиция. Единственные кто успел урвать хороших деньжат, это ребята из команды Benetton, что два года носили рекламу трассы на борту.


Гран При Австралии тоже под вопросом. Дело в том, что Ф1 приехала в Австралию благодаря премьер-министру от лейбористской партии Джону Бэннону. Но Джон недавно подал в отставку из-за финансовых скандалов и теперь оппозиция уверяет, что австралийский Гран При выбивает из бюджета большую брешь и финансово не выгоден.
Оскандалился Жерар Ларрусс. Долю команды ранее принадлежавшую Venturi, он продал финансовой компании Comstock и её президенту Рене Вальдерфу. Однако под именем Рене скрывался бывший автогонщик Клаус Вальтц.



Личность легендарная. В конце 70-х этот бывший учитель, выступал в немецком туринге, засветился в многочасовых гонках, несколько раз пытался пробиться на старт немецких этапов Ф2 в 1978 и 79 годах и участвовал в британской Ф1 (где разок финишировал 8-м). А потом пошел по наклонной. В середине 80-х Клаус возглавил международную банду, угонявшую в Германии роскошные авто и перепродававшую из за границу, в основном во Францию и Италию. Достоверно известно, что в 1989 Вальц убил в Италии одного из работавших на него механиков, говорят за ним было ещё минимум три трупа. Клаус попал в розыск, но сменил фамилию и решили через гонки легализовать награбленное, пойдя по стопам команды Andrea Moda. Но как раз сделкой и привлек к себе внимание интерпола. Его попытались задержать во Франции, он отбился, захватив заложника и закидав полицию гранатами. В конце 1992 Клауса застрели при  попытке задержания в Мюнхене. С учетом того, что другой партнер Ляррусса -  Дидье Кальмас, застрелил собственную жену. Команду быстро окрестили Murder Racing Inc.
В 1993 вроде бы как должна дебютировать в Ф1 испанская команда Bravo F1. Импортер в Испанию мотоциклов Ducati и группа каталонских промышленников купили имущество Андреа Моды. Спортивным директором назначен Эдриан Кампос. Пилотами должны стать, оставшийся без места Тьерри Бутсен и молодой испанец Хорди Жене, старший брат Марка Жене. Такие планы.

Мэнселл берет 14-й поул в 16 гонках и устанавливает новый рекорд Формулы 1.


Патрезе (3-й) сталкивается с недостаточной поворачиваемостью и некоторыми проблемами с двигателем. Для своего последнего появления  союз McLaren-Honda очень резв. Эта извилистая трасса, требующая оборотистого мотора, им подходит. Сенна (2-й) уступил  Мэнселлу только три десятых, несмотря на контакт с Сузуки. Бергер (4-й) менее эффективен из-за двигателя, который постепенно теряет мощность. Benetton  сложны в настройке Шумахер (5-й) врезается в стену задним ходом. Брандл (8-й) борется с сочетанием недостаточной и избыточной поворачиваемости. В Ferrari Алези (6-й) вполне доволен балансом своей машины. Ларини (19-й), увы, за две гонки проявил себя хуже Капелли.

10

Mika Hakkinen


Lotus 107
Ford Cosworth HB5 3.5 V8

9

Erik Comas


Ligier JS37
Renault RS3C (Mecachrome) 3.5 V10

8

Martin Brundle


Benetton B12
Ford Cosworth HB6 3.5 V8

7

Andrea de Cesaris


Tyrrell 020B
Ilmor 2175A 3.5 V10

6

Jean Alesi


Ferrari F92AT (644)
Ferrari 040 3.5 V12

5

Michael Schumacher


Benetton B12
Ford Cosworth HB6 3.5 V8

4

Gerhard Berger


McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10

3

Riccardo Patrese


Williams FW14B
Renault RS4 3.5 V10

2

Ayrton Senna


McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10

1

Nigel Mansell


Williams FW14B
Renault RS4 3.5 V10

Tyrrell показывают себя с лучшей стороны. Де Чезарис (7-й) достигает своей лучшей квалификации в сезоне. Однако Гроллу (13-е место) не смог пройти чистый круг. Комас поместил свой Ligier на девятое место, намного опередив Бутсена (22-е), у которого сломались два амортизатора. Lotus (Хаккинен 10-й, Херберт 12-й) не так хороши, как обычно. В Footwork Альборето (11-й) говорит, что доволен своей машиной, в отличие от Сузуки (18-й), который сталкивается с недостаточной поворачиваемостью. BMS переживает трудности в последней гонке. Мартини (14-й) испортил свой лучший круг разворотом, а Лехто (24-й) выехал на трассу очень поздно в пятницу, потому что его механикам пришлось заменить всю его электронную проводку. Jordan (Модена 15, Гужелмин 20) немного более конкурентоспособны. Minardi (Морбиделли 16-е, Фиттипальди 17-е) страдают от очень плохой управляемости. Venturi не блещут: Гашо (21-й) получил медленный прокол, а Катаяма (26-й), изучавший трассу, много ошибался. Старые March наконец заканчивают свою карьеру. Наспетти (23-й)  вылетел в субботу, а Ламмерс (25-й) все что мог выжал из старой техники.
Пятничная квалификация, кстати, есть на Ю-Тубе в свободном доступе и отличном качестве.

Большие темные тучи над Аделаидой в воскресенье и сильный ветер дует с моря. Не смотря на ожидание дождя народу на трибунах более 100 000, что доказывает то, что сомнение в финансовой не выгодности Гран При скорее всего беспочвенно.
На формировачном круге глохнет Ларини и ему придется стартовать из хвоста.
Архив https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1992x16.Australian.Grand.Prix


фото motorsportmagazine
7.00 Старт. Мэнселл сохраняет лидерство. Сенна отбил атаку Патрезе и остался вторым. Алези опасно скача по паребликам, опередил Бергера. Позади  Гужелмин разворачивает Гроллу, тот влетает в Мартини,  того аж подбросило и тереться с Хербертом. Пьерлуиджи и Оливье в итоге сходят.


Бергер быстро опережает Алези. Сенна атакует в Brabham и проходит Мэнселла, за счет позднего  торможения,  но Найджел перекрестил траекторию.
После первого круга
1.  Мэнселл

2. Сенна

3. Патрезе

4. Шумахер

5. Бергер

6. Алези

7.Брандл

8. де Чезарис

9. Хаккинен

10. Комас

8.00 Альборето разбил машину в Уэйкфилд-стрит из-за поломки подвески.
Херберт в боксах меняет нос. Мэнселл и Сенна уходят вперед, а Патрезе явно сдерживает и Шумахера и Бергера.
10.00 Бергер опережает Шумахера
13.00 де Чезарис атакует Хаккинена Мика пытается прикрыть калитку и Андреа разворачивает финна. Хаккинен пропустил весь пелотон. Херберт вернулся на трассу с 3 кругами отставания
Мэнселл немного оторвался тот Сенны.


фото motorsportmagazine
Пара Патрезе-Бергер отрывается от Шумахера. Комас перекрутил движок и сходит.
19.00 Мо Гужелмин теряет тормоза и впечатывается в стену в конце Brabham. Бразилец не пострадал.
22.00 Бергер пытается пройти Патрезе.
Позади прорывается Хаккинен. Ну и отметим, что ветер согнал тучи и дождя видимо не будет
Герхард продолжает атаковать Патрезе
26.00 Пользуясь круговым Катаямой австриец пытается протиснуться, но Патрезе грамотно кроется. Лидеры оторвались от этой борьбы на 15 секунд
31.00 Мэнселл замешкался при обгоне на круг Ларини и позволил Сенне приблизится. В  Мистраль Найджел зачем-то сбрасывает газ и Айртон влетает ему в задницу.


Обе машины разбиты и на обочине.

image Click to view


Мэнселл качает головой и вешает руль на одно из зеркал. Потом, явно не в себе, спешно перебегает трассу, что бы скрыться в боксах. Рассерженный Сенна смотрит на все это со стороны.


Лидерство у Патрезе
После 20 кругов
1. Патрезе

2. Бергер
+1,6 сек
3. Шумахер
+2,8 сек.

4.Брандл
+ 14 сек.

5. Алези
+ 34 сек.

6. де Чезарис
+ 48,5 сек.
7. Модена
+ 50 сек.
8. Морбиделли
+ 51,3 сек.
9. Бутсен
+ 52 сек.

10. Сузуки
+ 56,7 сек.
34.00 Бергер на позднем торможении атакует Патрезе в конце финишной прямой, и выходит вперед, но не вписывается в поворот, оквадрачивает резину и возвращает лидерство Риккардо


фото motorsportmagazine
Бергер продолжает висеть на хвосте у Патрезе, но уже не так активен, у него ушла передняя резина. Хаккинен прорвался до 12 места. Бутсен опередил Морбиделли.
48.00 де Чезарис останавливается на трассе, так как болид начинает гореть из-за утечки топлива
53.00 Мы видим, что позади Патрезе уже едет Шумахер. Все просто. Бергер заехал на пит-стоп и вернулся на трасу 3-м, далеко от лидеров
58.00 Хаккинен не очень охотно пускает лидеров на круг, блокируя и Патрезе и Шумахера. Бывшего соперника по Ф3 Мика блокирует особенно яро и Миша даже машет будущему сопернику по борьбе за титулы, кулаком.
59.00 Брандл обувает новую резину
01.01 Бергер на свежей резине очень быстр, он легко догоняет и проходит Шумахера.


фото motorsportmagazine
Шуми тут же бросается на пит-стоп, но наверное нужно было среагировать чуть раньше.
01.03 Морбиделли развернулся и потерял 2 места. Михаэль застрял в плотной пробке из круговых
После 50 кругов
1. Патрезе

2. Бергер
+5 сек PitStop

3. Шумахер
+24 сек. PitStop

4.Брандл
+ 35 сек. PitStop

5. Алези
+ 55 сек.

6. Бутсен
+1 круг
7. Модена
+ 1 круг
8. Сузуки
+ 1 круг
9. Хаккинен
+ 1 круг
10. Морбиделли
+ 1 круг
На трассу падает несколько капель дождя, но вряд ли они как-то повлияют на гонку
01.10 Патрезе внезапно останавливается между 4-м и 5-м поворотами преданный своим бензонасосом.Все погасло, и замигали лампочки. Я нажал на педаль газа, но там ничего не происходило. В лидерах Бергер. Забавно, что Риккардо покинул трассу через окошко для уборки мусора.
01.12 Ну а Шумахер снова застрял за Хаккиненом
Идет небольшой дождь, но асфальт не успевает промокнуть, капли сдувает ветром.
Бергеру компьютер сигнализирует, что ему может не хватить топлива и Герхард вынужден уйти в режим экономии существенно снизив скорость.
В этот же время Михаэль избавившись от Хаккинена выдает быстрейший круг 1'16'078


01.35 Бергер упирается в большую группу круговых. Шумахер стремительно отыгрывается.
01.37 Герхард обойдя возглавлявшего группу Морбиделли наконец-то получает чистую трассу. Михаэль в это время как раз догнал эту группу, которая растянулась из-за Ламмерса и Лехто
01.41 Михаэль опережает Морбиделли и до экономящего топливо Бергера, у него 8 секунд и 5 кругов
01.44 Герхард теряет немного времени за Сузуки. Шуми уже виден в зеркалах
01.47 Шумахер опережает Сузуки, до Бергера 6 секунд и два круга и Михаэль начинает мчать как бог.
01.51 И все же первым финишную черту пересекает Бергер, но с Шумахером на хвосте


Бутсен наконец-то набирает первые очки в Ligier. Модена приносит важное очко Jordan.Ну а Benetton повторили рекорд аж 1963 года. В 1963 году стараниями Джима Кларка и Тревора Тейлора (в основном Кларка, конечно) Lotus набирал очки в каждой гонке чемпионата. Брандл и Шумахер смогли это повторить. Ну а "маленький Моцарт" Шумахер в первый полный сезон опередил "волшебника" Сенну в чемпионате, заняв 3-е место. Патрезе вице чемпион не смотря на сход.
1. Gerhard Berger

2. Michael Schumacher
+ 0.741
3. Martin Brundle
+ 54.156
4. Jean Alesi
+ 1 круг
5. Thierry Boutsen
+ 1 круг
6.Stefano Modena 
+ 1 круг
Конечно основной вопрос что произошло между Мэнселлом и Сенной? Все, что я знаю, это то, что меня ударили сзади на скорости 60-80 км/ч, когда я проезжал поворот! Злится Мэнселл При ударе я сильно повредил спину о борт кокпита. Я пошел к маршалам, чтобы пожаловаться, но мне сказали, что это гоночный инцидент. Не согласен! Я очень разочарован, очень возмущен. У меня все было под контролем. У Сенны своя правда Найджел резко затормозил. Он знал, что я позади него. И так как я тоже был на пределе, я не смог достаточно замедлиться. Это определенно каждый раз с ним повторяется! Оба так и не померятся. Сенна тут же улетел в Сан-Пауло, Мэнселл поехал играть в гольф. И этим двоим уже не удасться встретиться в очередной эпичной битве на трассе.


Бергер. После разминки мы уменьшили крыло. Немного меньше прижимной силы, но хорошая максимальная скорость, полезная для обгонов. Увы, как только я оказался за Патрезе, начались трудности. В результате я потерял то немногое, что у меня было! Моя единственная возможность обогнать его была в конце прямой. Но я не мог быть рядом с ним, выходя из поворота перед ним. Нужно было  быть осторожны. Williams не очень хорошо тормозит. А потеряв сцепление, слишком близко приблизившись, можно легко заблокировать колеса и ударить впереди идущую машину. Это, наверное, то, что случилось с Айртоном... Я предпочел подождать.
Шумахер Я знал, что Герхард, вероятно, сможет отреагировать и остаться впереди, но это была хорошая гонка. Очень приятная!


Герхард Бергер заканчивает пребывание в McLaren на высокой ноте - победой и всего в одно очко отставания от Сенны в чемпионате. С ним на подиуме два пилота Benetton и по лицам обоих видно их настроение. Один лучезарно улыбаясь уходит в следующий сезон возможным лидером. Второго просто выгоняют из команды и он не знает будет ли он в 1993 в Формуле 1.

Личный зачет:

Кубок конструкторов:

1. Найджел Мэнселл
-108
2. Риккардо Патрезе 
-56
3. Михаэль Шумахер
-53
4. Айртон Сенна
-50
5. Герхард Бергер
-49
6. Мартин Брандл 
-38
7. Жан Алези 
-18
8. Мика Хаккинен
-11
9. Андреа де Чезарис
-8
10.Микеле Альборето
-6
11. Эрик Комас
-4
12. Карл Вендлингер
-3
13.Иван Капелли
-3
14.Тьерри Бутсен
-2
15.ПьерЛуиджи Мартини
-2
15. Джонни Херберт
-2
17. Бертран Гашо
-1
17. Кристиан Фиттипальди
-1
17.Стефано Модена
-1

1. Williams-Renault-154

2. McLaren-Honda-99

3. Benetton-Ford -91

4. Ferrari-21

5. Lotus-Ford-13

6. Tyrrell-Ilmor-8

7. Footwork-Mugen Honda-6

7. Ligier-Renault -6

9. March-Ilmor-3

10. Dallara-Ferrari-2

11. Venturi- Lamborghini -1

11. Minardi-Lamborghini -1

11. Jordan-Yamaha-1

Ну и как всегда итоги года, которые служат просто что бы напомнить что это был за сезон, поэтому не стоит их воспринимать очень серъезно

Гонщик года
Дед года
Потеря года

Он все же смог, пускай и на самовозе, но тот же много опытный и хваленный Патрезе так и не смог подобрать ключ к этой машине и активной подвеске, а Найджел смог. И ушел в Индикар. Да он вернется и даже выиграет Гран При, но полноценным возвращением, те эпизодические появления в Ф1, назвать нельзя.

Железные яйца года

То, что в сезоне 92 была хоть какая-то интрига, можно сказать спасибо Сенне, ну а  то, как он отбивал атаки Мэнселла в Монако, давно уже вошло во все учебники гоночного мастерства.

image Click to view



Прорыв года


Может быть блиставший где-то в начале творческого пути, Брандл угробил карьеру в командах типа Zakspeed или умирающий Brabham и от него много не ждали. Собственно в Бенеттон он приходил как нянька Шумахеру, помочь разобраться с настройками. И в начале сезона чудил и крушил, но потом вдруг поехал и поехал так, что пришлось выгонять, что бы на карьере"солнечного мальчика" не было непонятных пятен.

Команда года
Машина года

Активная подвеска, современная аэродинамика, великолепный движок и специальное топливо. Плюс Патрезе пропустивший Мэнселла во Франции и Мэнселл помогавший выиграть Риккардо в конце сезона. Это ли не команда.
Гонка года

Претендентов несколько. Ну к примеру Франция, где была смена лидеров по приказу, непонятная остановка гонки и эпичная ссора Шумахера с Сенной. Ну и так и не появившийся Сефити-кар и запрет показа машин с табачной рекламой по ТВ. Но все же победителем будет Бельгия

image Click to view


Первая победа Михаэля. И Гран При, где Сенна спас жизнь Эрику Комасу.
Анигонкой года смело можно назвать Гран При ЮАР на кастрированной трассе, не позволявшей обгонять.

Провал года

Понятно, что уровень Brabham был таков что не дал что-то показать и будущему чемпиону Хиллу и будущему ассу GT ван де Пуле. Но девушка Амати выступила настолько плохо и была так медленна, что уже 30 лет любой разговор о месте женщин в автогонках, заканчивается вытаскиванием фото Джованны из рукава.

Эпик Фейл года


Ligier имея чемпионский движок, поддержку государства, Жерара Дюкаружа, победителя Гран При и чемпиона Ф3000 на борту, смогли набрать жалкие 6 очков. Что то явно прогнило в этом королевстве. Хотя возможно виной всему был мистер Зло 92 - Ален Прост. Напомню, что в 19992 Прост не только блокировал приход Сенны и поставку движков Рено конкурентам, но и начинал сезон как возможный владелец и пилот Ligier, перессорил весь коллектив и в итоге передумал.

Пастор Мальдонадо года

Претендентов много тут тебе и Гашо и пилоты Ligier. И Оливье Гроллу, которого порой, как в Канаде, замыкало и он начинал творить дичь.  Но Иван Капелли как-то совсем не справился с ответственностью "быть итальянцем в Феррари" и набил столько техники, что его досрочно высадили за борт Феррари. Ну и плюс человек умудрился полежать на боку в Монако.

image Click to view



image Click to view



Дуэль года

Нет это не Монако 92, как можно было подумать. Эта дуэль творилась в боксах команды аутсайдера, но была так серьёзна, что эти двое готовые были поубивать друг друга. Эрик Комас и Тьерри Бутсен уже после второго Гран При просто перестали друг с другом разговаривать. И готовы были пойти на все, лишь бы опередить напарника здесь и сейчас.

image Click to view



image Click to view


Для Эрика все это чуть не закончилось насовсем на квалификации ГП Бельгии.

Авария года

image Click to view


Ну конечно же это летающий в Эшториле Патрезе


Дебют года

Бывший соперник Шумахера  по Формуле 3, был нереально быстр, по крайнеей мере в квалификациях. Пускай он дебютировал в 1991, но все же 92 был его первым полным сезоном. Карла Вендлингера должно было ждать яркое будущее, может быть не чемпионское, но уж победителя Гран При точно. Но в его книге судеб было написано другое.

Таким был 1992. Уже со следующей недели сезон 1993. Новый виток войны Сенна-Прост. Дэймон Хилл. Карусель пилотов Jordan. Возрождение Ligier. Маленькая трагедия Занарди и большой дебют Баррикелло.

Формула 1, Австралия, 1992

Previous post Next post
Up