Дэнни Халм пожалуй наряду с Майклом Хоторном, самый не известный у нас чемпион мира. Ну с Хоторном понятно, давность времени, про Ф1 у нас тогда вообще слышали еденицы и попал Майкл в тонкий промежуток между Фанхио и эпохой джентльменов. Хотя человек был с крайне интересной биографией и гоночной историей. Но Дэнни стал чемпионом на волне успеха фильма Гран При (что шел у нас под названьем Большой Приз) и появления результатов чемпионата в журнале За рулем. Но все равно, мало кто, не из специалистов про него знают, а если и знают то под именем Дэни Хюльм, что, конечно не правильно. Ну такой был человек. Даже в 1992 году на очередном мероприятии в Монако, ведущий позабыл его представить. Дэнни "Медведь" Халм, чемпион мира 67 года, сын ветерана войны, увлекшегося спиритизмом, хороший механик, крайне не уживчивый человек, на дух не переносящий журналистов. Но при этом, когда в 1970 году погиб Брюс МакЛарен, владелец команды и никто не знал, что будет дальше, второй пилот команды Дэнни Халм, не смотря на ожоги полученные в Инди 500, встал с больничной койки и начал убеждать механиков остаться и продолжать, нашел гонщиков, искал спонсоров и два года тянул команду на себе. Он умер, наверное как и хотел, за рулем гоночной машины. Во время 1000-километровой гонки в Батерсте, в которой он участвовал удовольствия ради последние 10 лет. Внезапно машина Дэнни замедлилась, свернула на траву и остановилась. У Халма случился инфаркт и Дэнни стал первым чемпионом мира, умершим по естественным причинам, а не в аварии на гонке или в мирной жизни, как Фарина, Грэм Хилл или тот же Хоторн. Это еженедельный пост про Формулу 1, давно прошедшие Гран При и людей в них участвовавших. И у нас Сузука.
Click to view
Тут самого финиша Халма нет, есть работа медиков и общая атмосфера гонки.
Макс Мосли после года правления ФИСА, поставил на обсуждение вопрос о том, доверяют ли ему члены участники организации. Все же за год начудил Макс не мало. Почти убил, к примеру, чемпионат мира спорт прототипов или поднял большую бучу с предложением о едином поставщике бензина в Ф1. Не смотря на это, его переизбирают единогласно на 4 года. Хитрый адвокат, таким образом прозондировал почву по поводу объединения ФИСа и ФИА, последним пока заправляет Балестр, но в 1993 у него выборы.
Осенью 1992 года Рон Деннис и Мансур Одже сделали все, что могли, что бы получить движки Рено и даже чуть не купили Ligier. Но нет, Рено отказались работать с Shell, давними партнерами МакЛарен, а ELF, с которыми согласны работать Рено, отказались иметь дело с Роном Дэннисом, подозревая что именно по жалобе британца и начались все эти проверки на соответствие топлива ELF правилам (вот уж воистину не рой другим яму). Но меж тем, вся эта возня заставила 62-летнего Ги Лижье задуматься, а не продать ли ему команду. Больших успехов нет уже лет шесть. Не смотря на заводские двигатели, финансовую поддержку государства и хитростью построенные боксы в Маньи-Кур, за год удалось набрать лишь жалкие 4 очка. Единственным покупателем видится Сирил де Рувр, уже владеющий 20% акций команды, это человек угробивший AGS.
Дерек Уорик провел отличный год. Он выиграл в Ле-Мане и стал чемпионом мира в гонках GT. Но глава гоночного отделения Пежо Жан Тод сказал, что более в услугах британца не нуждается. И 38-летний Дерек с радостью принял предложение Джеки Оливера вернутся в Arrows он же Footwork, с которым он провел отличное время в конце 80-х. Его напарником будет Агури Сузуки. При этом Уорик, приехавший на Сузуку, всех заверяет что не потерял связь с французским львом и дескать Пежо готовится штурмовать Формулу 1 в 1994 с ним - Уориком на острие. Из того, что я вижу здесь, в Сузуке, я могу сравнить, по крайней мере с точки зрения оборудования, потенциал многих команд с потенциалом Peugeot. Преимущество французского производителя подавляющее.
Микеле Альборето (мистер 7-е место) станет пилотом №1 в Scuderia Italia с молодым Лукой Бадоером. Мартини без места, но может быть вернется в Минарди.
Самая же главная интрига это имя напарника Алена Проста в Williams, оно ещё не названо. Претендентов гора и маленькая тележка. Риккардо Патрезе, не смотря на контракт с Benetton, подумывает остаться и отказаться от сделки. Мартин Брандл в том же Benetton показавший, что не даром 10 лет назад он на равных боролся с Сенной в Ф3. Работящий и быстрый тест пилот Дэймон Хилл, любимец Патрика Хеда. И главное открытие уходящего сезона - Мика Хаккинен, молодой финн покидает Lotus и его обхаживает McLaren.
Судебный спор между Эдди Джорданом и Ford-Cosworth по поводу досрочного расторжения контракта, закончился в пользу мотористов и Эдди должен выплатить два миллиона долларов, сумма, что может обрушить его маленькую команду. Меж тем Джордан послал к черту ещё одного моториста - Yamaha и поедет на движках разработанных Брайном Хартом. Yamaha же не готова признать поражение своих идей. Японцы купили проект двигателя у Джона Джадда. Джон уже помогал Ямахе во времена Zakspeed. Вся эта англо-японская колаба видимо окажется у Кена Тиррелла. И в качестве подарка Кен получит Укие Катаяму с его богатыми спонсорами из Cabin.
Что плохие новости для Жеррара Лярусса, которого правда обещают поддержать японцы из Doi, но все же нужно, спешно искать пилота с толстым кошельком.
Найджел Мэнселл снова начал общаться с Фрэнком Уильямсом. Они расстаются друзьями и Найджел не прочь вернутся, если дела в CART не пойдут. Меж тем все активней в CART собирается Сенна. У McLaren так и нет движка. Дело настолько серьёзное, что Макс Мосли вызывает Айртона на 45 минутный разговор. Оно и понятно, это как если бы сейчас, внезапно в Формулу Е ушли бы и Макс и Льюис. Мосли пытается уговорить Сенну не уходить, Айртон в ответ ссылается на Уильямс и ситуацию с именным вето на место. А солидный журнал Мотоспорт в декабре 92 вышел с большой статьей "Каким чемпионат будет без Найджела и Айртона"
Некий Алана Рэндалл объявил, что спасет команду Brabham и та выйдет в 1993 году на трассу. Это очередная мутная личность на небосводе Ф1 90-х. До этого он пытался купить у Тома Уолкиншоу его команду в спорт-прототипах, но Том вовремя заморозил сделку, поняв, что кроме обещаний не видел и цента от Алекса. Сейчас Рэндалл заверяет, что все серьёзно, мол мексиканское пиво Carta Blanca хочет усадить за руль мексиканца Карлоса Герреро.
Кит Уиггинс, босс команды F3000 Pacific, объявил, что дебют в Ф1 в виду скудности бюджета откладывается на год.
Феррари хотели не приехать в Японию, что бы сконцентрироваться на подготовке к 93 году, но Лауде удалось переубедить ди Монтедземоло. Красные здесь, но уже без Ивана Капелли. Тест пилот Николо Ларини работал весь год на активной подвеской и теперь проверит её в гонке
Карл Вендлингер ушел тестировать Sauber и его место в March занял Ян Ламмерс, которого не было в Ф1 10 лет.
фото Paul-Henri Cahier
За время отсутствия он умудрился выиграть 24 часа Ле-Мана в 88, набрать солидных спонсоров, что могут помочь March выжить. Но сам голландец уверен, что с его опытом его ждут в топ команде. Ему то всего 36.
Квалификацию в субботу смыло дождем, стартовая решетка определилась и в пятницу и легко Мэнселл взял 30-й поул в карьере и 13-й в сезоне, чем повторил рекорд Сенны 1988 и 89 годов.
фото Paul-Henri Cahier
Патрезе (2-й) уступил на этот раз девять десятых своему товарищу по команде. Сенна ехал на пределе возможностей, чтобы вырвать третье место, что объясняет отставание почти в две секунды более осторожного Бергера (4-е).Benetton не очень эффективны. Шумахер (5-й) отстает почти на три секунды (!) от Мэнселла, а Брандл (13-й), в плохой форме из-за пищевого отравления, стал жертвой большого вылета за пределы трассы. С другой стороны, Lotus (Херберт 6-й, Хаккинен 7-й) показал себя очень хорошо. Ligier (Комас 8-й, Бутсен 10-й) также удачно расположены. Они нашли сцепление, которого им не хватало в начале года.
10
Thierry Boutsen
Ligier JS37
Renault RS3C (Mecachrome) 3.5 V10
9
Andrea de Cesaris
Tyrrell 020B
Ilmor 2175A 3.5 V10
8
Erik Comas
Ligier JS37
Renault RS3C (Mecachrome) 3.5 V10
7
Mika Hakkinen
Lotus 107
Ford Cosworth HB5 3.5 V8
6
Johnny Herbert
Lotus 107
Ford Cosworth HB5 3.5 V8
5
Michael Schumacher
Benetton B12
Ford Cosworth HB6 3.5 V8
4
Gerhard Berger
McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10
3
Ayrton Senna
McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10
2
Riccardo Patrese
Williams FW14B
Renault RS4 3.5 V10
1
Nigel Mansell
Williams FW14B
Renault RS4 3.5 V10
Де Чезарис ставит свой Tyrrell на девятое место, а Гроллу (21-й) проходит квалификацию на запасной машине после того, как разбил основную. Ларини (11-й) хорошо использует Ferrari с активной подвеской. С другой стороны, Алези (15-й) очень недоволен: он ломает двигатель, а затем цепляется с Наспетти. Minardi (Фиттипальди 12-й, Морбиделли 14-й) оживают на этой нетипичной трассе. Footwork страдает от сильной недостаточной поворачиваемости. Местный парень Сузуки (16-й) на этот раз намного лучше, чем Альборето (24-й). В Jordan Модена (17-е место) заметил улучшение двигателя Yamaha. Гужелмин (23-й) в пируэте повреждает свою машину. Гашо (18-й) и Катаяма (20-й) вылетают с трассы за рулем своих Venturi. Dallara по-прежнему неуправляемы. У Мартини (19-е место) и Лехто (22-е место) закончилось топливо в конце сессии, когда они пытались улучшить свое время круга. Наконец, в March Ламмерс (23-е место) неожиданно обыграл Наспетти (26-е место), пострадавшего от отказа двигателя.
В субботу если интересно квалификация была такой 1. Мэнселл 2. Алези 3. Шумахер 4. Сенна 5. Бергер и 6 ... Ламмерс. Просто более никто на трассу не выехал.
В воскресенье утром Сенна хотел проехаться по трассе на скутере и его с трудом отбила полиция от прорвавшейся толпы фанатов.
Сыро, пасмурно, ожидаем минимум один пит-стоп
Смотрим архив
https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1992x15.Japanese.Grand.Prix ребятки запускается он что-то через раз, и еле ползет ну может это у только у меня так.
23.00 Старт. Williams реагируют отлично. Патрезе пытается пройти Мэнселла, следом Маки. Ларини с непривычки заглох и ушел в бой с помощью маршалов.
фото motorsportmagazine
После первого круга
1. Мэнселл
2. Патрезе
3. Сенна
4. Бергер
5. Шумахер
6. Херберт
7. Хаккинен
8. Комас
9. де Чезарис
10. Бутсен
Тьерри вскоре заедет в боксы с оказавшей шестой передачей, но зная характер трассы и сколько здесь бывает сходов, его возвращают в бой, но на пару кругов.
25.00 А вот в технический съезд свернул Сенна - это отказ движка, родного японского.
фото Paul-Henri Cahier
Мэнселл и Патрезе уходят в отрыв. Бергер сдерживает Шумахера и два Лотуса.
36.00 После Ложки разбита машина Гроллу. Француз потерял управление и влетел задом в забор. Остатки быстро убирают краном.
Брандл проходит Комаса и выходит на 7-е место.
43.00 Наученные горьким опытом Португалии (и полетом Патрезе) Бергер обеими руками показывает, что сворачивает на пит-стоп .Он вернулся 6-м, после Лотусов.
46.00 Проблемы у Шумахера - коробка заблокирована и это первый технический сход немца в сезоне. Херберт выходит на 3-е место.
50.00 Херберт заезжает в боксы и сходит, тоже заклинило коробку. В это время пит-стоп проводит Брандл, он выехал за Фиттипальди .
01.00 Хаккинен сворачивает на пит-стоп и оказывается 4-м.
01.02 Катаяма и Патрезе ныряют на пит-стоп Риккардо не теряет своего второго места
01.05 Алези проводит пит-стоп, за счет хорошей работы механиков он опередил Фиттипальди. Перед Ложкой сильно разбита машина Гужелмина, бразилец, к счастью, не пострадал. Проводит пит-стоп и Мэнселл
После 25 кругов
1. Мэнселл
PitStop
2. Патрезе
+ 16,5 сек. PitStop
3. Бергер
+ 22,6 сек PitStop
4. Хаккинен
+ 44,4 сек. PitStop
5. Брандл
+ 52 сек. PitStop
6. Комас
+ 1 мин 22 сек. PitStop
7. де Чезарис
+ 1 мин. 24 сек. PitStop
8. Алези
+ 1 мин. 35 сек. PitStop
9. Фиттипальди
+ 1 мин. 36 сек. PitStop
10. Модена
+ 1 мин. 37 сек. PitStop
01.06 Слабоумный но удачливый маршал убирает обломки под носом у проносяшихся болидов. Мэри Уокер конечно же вспоминает ЮАР 77
01.14 Мэнселл застревает в большой пробке из группы Алези и Патрезе сильно сокращает отрыв
За пределами репортажа Бергер побывал на втором пит-стопе и вернулся перед Хаккиненом
01.19 Второй пит-стоп Брандла, длится долго ибо заклинило заднее левое, но Мартин не теряет мест
Алези продолжает сдерживать Минарди Фиттипальди, такой вот уровень Феррари. Мэнселл сбрасывает скорость.
01.26 Комас ошибся в шикане и его проходит де Чезарис.
В это же время Мэнселл останавливается и пропускает вперед Патрезе. Все как в Монце. Найджел это обещал, потому что Риккардо нужна победа в борьбе за вице чемпионство. Японский режиссер проспал этот момент, занятый борьбой Андреа и Эрика. А Мэнселл и его гоночный инженер долго перед этим по радио обсуждали как вернуть Патрезе на второе место в чемпионате.
фото motorsportmagazine
01.29 Лидеры проезжают мимо замершего в траве Комаса. Падение давления масла убило движок
Мэнселл едет на хвосте у Патрезе показывая что он гораздо быстрее но вот вынужден держать слово.
01.35 в конце шиканы Гашо атакует Катаяму, Укие зауживает траекторию и Бертран подлетает на машине напарника. Они сталкиваются в том же месте, где в 89 сошлись Прост и Сенна. Гашо сходит, японец едет в боксы проверить машину. Это была борьба за 11-е место
01.38 Морбиделии не дает себя обойти Патрезе
После 40 круга
1. Патрезе
PitStop
2. Мэнселл
+ 0,9 сек. PitStop
3. Бергер
+ 27,4 сек PitStop
4. Хаккинен
+ 40,5 сек. PitStop
5. Брандл
+ 1 мин. 22 сек. PitStop
6. де Чезарис
+ 1 мин. 39 сек. PitStop
7. Алези
+ 1 круг PitStop
8. Фиттипальди
+ 1 круг.PitStop
9. Модена
+ 1 круг. PitStop
10.Сузуки
+ 1 круг PitStop
Мэнселл и Патрезе одновременно выдают свои лучшие круг у Найджела это быстрейший круг в гонке 1:40''646'
группа Алези-Фиттипальди-Модена блокирует Бергера. Стефано занят слежкой за Фиттипальди и не смотрит на флаги. Хаккинен сбросил скорость, так как начали барахлить клапана.
01.41 Горит ярким пламенем двигатель Мэнселла. Найджел едет в боксы горя и поливая маслом трассу, за что потом его обматерит де Чезарис.
01.43 Мика Хаккинен также сходит
01.58 Риккардо Патрезе выигрывает свой первый Гран-при в сезоне, шестой в своей долгой карьере и после финиша итальянец попадает в теплые объятия уже переодевшегося Мэнселла.
Бергер второй раз подряд второй. У Брандла уже четвертый подиум в этом году. Первые очки Фиттипальди.
1. Riccardo Patrese
2. Gerhard Berger
+ 13.729
3. Martin Brundle
+ 1:15.503
4. Andrea de Cesaris
+ 1 круг
5. Jean Alesi
+ 1 круг
6. Christian Fittipaldi
+ 1 круг
Это подиум вторых номеров. Патрезе смог избежать позора, он рисковал не выиграть за рулем лучшей машины в истории Ф1. Ты не думаешь, что я заслужил это? радостно он спрашивает у своего механика. Чувствую себя лучше после этого успеха, продолжает он перед прессой. В течение нескольких гонок я таскал на своих плечах огромный груз, мой боевой дух был на нуле. Конечно, в этом году Найджел был сильнейшим, поэтому он и чемпион мира. Но хотя бы за свой вклад в этот полный успех, я считаю, что заслужил эту победу! Мэнселл глядит на все это с отцовской теплотой во взгляде Я был очень счастлив увидеть победу Риккардо и доволен если бы финишировал вторым. Мне было весело прикрывать ему спину. Пока у меня не вышел из строя двигатель. На самом деле я проехался по обломкам Мо и повредил поддон
Снова Патрезе У нас была договоренность о моей победе в Монце, и мы обсуждали, как он поможет мне сегодня в чемпионате. Он замедлился, но я не знал, борется он со мной или нет… .
фото с сайта Патрезе
Отметим и Брандла, всю субботу проведшего в постели с отравлением.
Это было тяжело и мне действительно пришлось ехать побыстрее, что бы гонка быстрее закончилась. Вчера было правильно провести 24 часа в постели, потому что, по крайней мере, у меня осталось немного энергии. Это и адреналин и сделали свое дело! Большой контраст с началом сезона, когда Мартин не мог довести машину до первого поворота.
фото motorsportmagazine
Ну а в боксах Минарди Кристиан Фиттипальди празднует первое очко со своими механиками. Шампанское льется горой. Одна беда, это первое Гран При, на которое не приехал Уилсон Фиттипальди с супругой.
Ну и это оказался первый Гран При Японии с 1977 года, где не решалось, кто станет чемпионом мира.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Найджел Мэнселл
-108
2. Риккардо Патрезе
-56
3. Айртон Сенна
-50
4. Михаэль Шумахер
-47
5. Герхард Бергер
-39
6. Мартин Брандл
-34
7. Жан Алези
-15
8. Мика Хаккинен
-11
9. Андреа де Чезарис
-8
10.Микеле Альборето
-6
11. Эрик Комас
-4
12. Карл Вендлингер
-3
13.Иван Капелли
-3
14.ПьерЛуиджи Мартини
-2
14. Джонни Херберт
-2
16. Бертран Гашо
-1
16. Кристиан Фиттипальди
-1
1. Williams-Renault-154
2. McLaren-Honda-89
3. Benetton-Ford -81
4. Ferrari-18
5. Lotus-Ford-13
7. Tyrrell-Ilmor-8
6. Footwork-Mugen Honda-6
8. Ligier-Renault -4
9. March-Ilmor-3
10. Dallara-Ferrari-2
11. Venturi- Lamborghini -1
11. Minardi-Lamborghini -1
Ну и закончим с Эмануеле Наспетти. Остановились мы на том, что итальянец стал наконец-то пилотом Формулы 1.
Emanuele Naspetti
Понятно, что за рулем March сложно было себя проявить, но для дебютанта Наспетти смотрелся неплохо. Не сильно уступал признанному мастеру квалификаций Карлу Вендлингеру. Показал, что он хороший, грамотный гонщик, может быть не второй Сенна, но пилот вполне уровня Мартини, Альборето, дайте ему хорошую технику и он будет регулярно приносить очки.
Но спонсоры Наспетти и Ламмерса все же не смогли спасти некогда славную, березовую команду. А лучшим результатом в гонке для Эмануэле осталось 11-е место в Португалии. Мест в Ф1 порядком сократилось и не смотря на хороший бюджет Наспетти смог получить только должность тест-пилота в Jordan, благо Эдди его знал ещё по Ф3000. И как тест пилот Наспетти был хорош. В благодарность за проделанную работу Эдди даже позволил парню стартовать в ГП Португалии
Ну а далее пришел другой знакомый Джордана и давний напарник Наспетти - Эдди Ирвайн и с ходу приехал в очки (первые в сезоне для команды) и Наспетти понял, что на 1994 ему места в Джордан нет.
Год он заканчивал в Формуле Нипон, неудачно. И в 1994 перебрался в итальянский кузовной чемпионат -Super Touring , что тогда по накалу страстей и именам вполне конкурировал в DTM. Два года присматривался, будучи пилотом БМВ. А в 1996 одержал шесть побед и лидировал в чемпионате, пока сомнительный штраф Stop&Go в последней гонке не отбросил его назад и сделал чемпионом Ренато Капелло
Эмануэле взял свое в 1997, выиграв половину гонок (10 из 20) и став чемпионом досрочно. В 1998 он выиграл пять этапов и уступил титул Фабрицио Джованарди, снова эти двое боролись в 1999 и снова Фабрицио оказался чемпионом а Наспетти вторым.
В 2000 Эмануэле гонял за БМВ уже в ETCC, но не столь успешно. Потом были средние выступления за Феррари в GT. Возвращение в итальянские кузова. Закончил Наспетти в итальянской серии Porsche Carrera Cup в 2009 году. После чего создал компанию, организовывающую корпоративные гонки. Ну знаете, как, соберётесь вы своей фирмой погонять на суперкарах или заряженных хэчбеках, обращаетесь к Наспетти, он и машины найдет и трассу и научит как управлять и гонку организует. Точнее не организует. В 2015 году ему было предъявлю обвинение в мошенничестве, якобы Наспетти пытался скрыть, что его компания испытывает серьезные финансовые проблемы и обманывал потенциальных клиентов. Честно говоря, не понятно чем дело кончилось, но с тех пор Эмануэле скрывается от прессы и публики и старается не отсвечивать.
Ну вообще как несколько сомнительно шла его карьера в младших сериях, так вот все и закончилось )