В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне. Которые проходили в августе. Понятно, что после Олимпиады туристов в Испанию повторно загнать было бы сложно и организаторы Гран При сработали бы себе в убыток.
Меж тем в кулуарах Гран При прошло секретное совещание с участием Мосли, Балестра, Берни и ещё ряда больших людей, на которых решено бороться с обилием электроники, что вдруг оказалось в Формуле 1. Тотальное доминирование одной команды, никому особо не нужно (ну кроме самой команды и её спонсоров), это плохо сказывается и на продаже билетов и на теле-аудитории. Например во Франции с трудом удалось найти, того, кто будет показывать Ф1, ибо пятый канал La Cinq внезапно обанкротился а без Проста и с доминированием Williams мало кто из французских телевизионщиков решился Ф1 показывать. Но аудитория растет, именно с ГП Испании началось регулярное вещание Ф1 в России, да ещё и в прямом эфире. Сразу скажу, не по всей России Ф1 шла в прямом эфире. На Дальнем Востоке прямой эфир обычно оказывается в 10-11 вечера когда по каналу Росси шли какие-нибудь Вести недели или Два рояля, поэтому Ф1 показывали в 12 часов ночи в понедельник. Что для меня, школьника сделало её просмотр практически невозможным. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Каталония.
В паддоке испанского Гран При замечен Питер Заубер, он подтверждает, что в 1993 году его команда поедет в Ф1. С двигателем Ilmor и Карлом Вендлингером за рулем.
Несмотря на нулевые результаты, Габриэле Руми по-прежнему инвестирует в Fondmetal и нанимает инженера Томмазо Карлетти (бывший Ferrari, Renault и Minardi), чтобы возглавить инженеров на гонках, что должно позволить Серхио Ринланду посвятить себя подготовке нового автомобиля.
Эрик Бернар, травмированный на ГП Японии 91, планировал вернутся за руль Ф1 в 93, он восстановился и должен был стартовать в Ле-Мане в составе Пежо, но на тренировке, француз разбивается и ломает левую ногу, выбывая из гонок ещё на год.
Benetton представляет новый B192 разработанный Рори Бирном и Россом Брауном. Он совершенен с точки зрения аэродинамики и отличается приподнятым носом, который освобождает много места под корпусом и, таким образом, улучшает воздушный поток. Собственно ничего нового, это развитие идеи Джона Барнарда с машины 91 года. Движок, старый Ford-Cosworth HB, 7-го поколения, 8-е появится в Имоле. Машина сконструирована под манеру езды Шумахера, мгновенно ставшего лидером команды. Флавио Бриаторе ведет утомительные переговоры с Вилли Вебером и Мерседес, что бы не отпустить Михаэля в Sauber в 1993. А второй босс команды Том Уокишоу занят сомнительной операцией. Переживая непростые времена (его компания на грани банкротства) и он отдал половину своих мастерских Британскому клубу автогонщиков. Отдал вроде бы как безвозмездно, ибо устал платить за них налоги. Но эти мастерские находятся на треке Сильверстоун, управляет которым ... Том Уокиншоу. И председатель клуба британский алкоголиков автогонщиков Иннес Айрленд отдал подарок взад, найдя там конфликт интересов.
Minardi запускает свой M192 с минимальными изменениями, просто эта машина под движок Ламборгини и отличается только усами "крылья чайки". Пока один экземпляр и он в руках Морбиделли.
А вот Лотус новую машину покажет в Имоле
Будущее команды Миддлбридж-Брэбэм, мрачно. По иску одного из кредиторов на испанской границе арестован их запасной болид. Не ясно как они закончат сезон. Но что-то делается. Не способная привлечь спонсоров Джованна Амати уволена и её место занял Дэймон Хилл
Сын Грэма Хилла, 31-летний дебютант, поздно начал заниматься гонками, ибо денег после смерти папы не осталось (тот набрал кредитов на свою команду). Дэймон начинал с мотоциклов, но потом хорошо выступал и в Ф3 и в Ф3000, при этом ни разу не был чемпионом хоть чего либо. С 1991 он тест пилот Williams и Патрик Хэд очень нахваливал британца. Так нахваливал, что не смотря на то, что у Хилла не было денег, Дэннис Нерси решил его нанять (ну и громкое имя могло принести долгожданных спонсоров) Хилла тут многие знают, он выступал за Миддлбридж в Ф3000 в 1990 году.
В Williams раздают оптимистические интервью и порой там встречаются любопытные вещи. Так Патрик Хэд, объяснил, почему Патрезе не может угнаться за Мэнселлом, хотя в прошлом году порой опасно покусывал британца. Риккардо не понял принцип работы активной подвески, он не может поймать то мгновение, когда болид оценивает плотно и стабилизируется а Найджел может. Ну а Найджел признал наличие у машины антипробуксовочной системы, позволяющей выигрывать старты, но при этом он сказал, что подобную систему уже давно использует Феррари, по крайней мере, когда он пришел в Скудерию в 1989, она там была.
Ну а Рено предлагает Williams новый двигатель RS4. Информации о нем крайне мало, известно, что там новые головки цилиндров и новая пневматическая система обратных клапанов, что предполагает ещё больше мощности.
Грустный Рон Дэннис же в апреле летал в Токио, где руководство Хонды ясно дало понять, что уходит из Ф1 в конце года. Рон рассчитывал на длительное сотрудничество и теперь просто весь карточный домик под названием МакЛарен рушится на глазах.
Не выпуска без Андреа Моды. Перри МакКарти при содействии Берни получил суперлецензию.
Но Энрико Бертаджа передумал уходить из команды и сообщил, что нашел миллион долларов на продолжение карьеры. И Андреа Сассетти уволняет Перри МакКарти. Но тут снова вмешивается FISA всеми силами мешавшая "модной" команде. ФИСА сообщила, что поскольку Сассетти уже уволил двух пилотов, он превысил некий лимит и более гонщиков менять не может. Какое очередное правило подуманное под Moda и напомню, что уже через год в том же Джордан пилоты менялись почти каждый Гран При. Ну а пока Сассетти вынужден подчинится, но Перри Маккарти теперь будет в команде паршивой овцой. Даже на Гран При он будет ездить за свой счет и всеми силы команды будут брошены на Морено.
Предквалификация нужна только для исключения Andrea Moda. Морено проехал всего один круг и сжег двигатель. Перри МакКарти поручили осторожно проехать пару кругов в медленном темпе и отдать машину бразильцу, но его коробка ломается через 20 метров.
Стартовая решетка сформировалась в пятницу, ибо в субботу Испанию накрыло ливнем (не всю, но ту где была трасса). Мэнселл чередуя старый и новый двигатель, легко взял очередной поул.
Патрезе (4-й) все еще борется с активной подвеской и уступает своему товарищу по команде почти полторы секунды ... Новый Benetton производит сильное впечатление. Шумахер устанавливает второе лучшее время и впервые в своей молодой карьере стартует из первого ряда. Брандлу, шестому, труднее подобрать правильные настройки. McLaren более надежны, но вряд ли эффективнее. Сенна (3 место) и Бергер (7 место) могут не мечтать о победе. Прекрасное выступление Капелли, который поднял свою Ferrari на пятое место. Алези (8-й) потерял время из-за сгоревшего движка
10
Érik Comas
Ligier JS37
Renault RS3C (Mecachrome) 3.5 V10
9
Karl Wendlinger
March CG911
Ilmor 2175A 3.5 V10
8
Jean Alesi
Ferrari F92A (644)
Ferrari 040 3.5 V12
7
Gerhard Berger
McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10
6
Martin Brundle
Benetton B191B
Ford Cosworth HB6 3.5 V8
5
Ivan Capelli
Ferrari F92A (644)
Ferrari 040 3.5 V12
4
Riccardo Patrese
Williams FW14B
Renault RS3C 3.5 V10
3
Ayrton Senna
McLaren MP4-7А
Mugen-Honda MF-351H 3.5 V10
2
Michael Schumacher
Benetton B191B
Ford Cosworth HB6 3.5 V8
1
Nigel Mansell
Williams FW14B
Renault RS3C 3.5 V10
Удовлетворение со стороны March: Вендлингер (9-й) снова в центре внимания, а Бельмондо (22-й) вырывает свою первую квалификацию. Различные состояния у Ligier: если Комас (10-й) находит настройки, Бутсен (14-й) сожалеет о избыточной поворачиваемости и, мягко говоря продолжает дуться на всех в команде. Tyrrell ( 11-й де Чезарис, 15-й Гроллу) были быстрыми, но столкнулись с несколькими поломками. BMS (12-е место Лехто, 13-е место Мартини) по-прежнему трудно сбалансировать. В Footwork ни Альборето (16-й), ни Сузуки (19-й) не находят оптимальных настроек. Jordan по-прежнему посредственные. Гужелмин занял 17-е место, а Модена, как и в Кьялами, выпал из гонки, на этот раз из-за серьезных проблем с тормозами. В любом случае Yamaha V12 предлагает слишком мало мощности и плохо выдерживают нагревание. Такааки Кимура, представитель японской фирмы готов делать харакири ... Впервые в этом сезоне оба Fondmet (Таркуини18-й, Кьеза 20-й) проходят квалификацию. Старые лотосы кажутся устаревшими: Хаккинен (21-й) и Херберт (26-й) - просто массовка. Гашо (24-й) спасает свой Ventur, несмотря на проблемы с коробкой передач. Его товарищ по команде Катаяма, остается на скамье запасных. Еще одно разочарование для Minardi: Фиттипальди (22-е место) быстрее со старой моделью, чем Морбиделли (25-е) с новой! Наконец, у Brabhams есть много проблем с надежностью, особенно в отношении коробки передач. Ван де Пуля и Хилла не будет на старте.
Мало кто решился участвовать в квалификации под дожем в субботу. Тут лучшим оказался Жан Алези, не смотря на пять разворотов.
В воскресенье, 3 мая, на Монтмело все еще идет дождь. Разминка проходит в моросящий дождь, затем за час до старта новый, кратковременный ливень смачивает асфальт. Прогнозы совершенно неопределенные и большинство решает стартовать на дождевой резине и средних настройках. Патрезе и Сенна будут на промежуточной. Оба пилота Williams на старых движках, новые ещё слишком "сырые". Ну и наконец есть отчаянные смельчаки на сликах, это оба пилота March - Вендлингер и Бельмондо а так же Кьеза из Fondmetal.
Дождь отпугнул публику, народу всего около 38 000.
Смотрим
Click to view
4.00 У Williams идеальный старт, Патрезе рывком опережает и Сенну и Шумахера. Кажется ещё лучше старт у Алези, но Жан рванул с места раньше зеленых огней. Француз за счет этого третий. А вот де Чезарис старт проспал из-за сцепления и Кьеза на сликах срезал трассу через гравийную ловушку. Промежуточные шины пока лучше. Сенна, проваливший из-за них старт, на первом круге прошел и Бергера и Брандла а вот Вендлингер на сликах откатился на 22 место.
После первого круга
1. Мэнселл
2. Патрезе
3. Алези
4. Шумахер
5. Сенна
6. Брандл
7. Бергер
8. Капелли
9. Комас
10. Гроллу
Williams начинают отрываться от Алези, не получившего наказание за фальстарт.
9.00 Де Чезарис заехав в гравий, поймал камень повредивший ему двигатель, Андреа сходит в боксах
4-ю гонку подряд Брандл ошибается, его развернуло, но он смог вернутся в гонку, правда позади Комаса. Шумахер на хвосте у Алези.
13.00 Мартин бросается в атаку на Комаса, болиды соприкасаются и очередная гонка Брандла закончена на обочине
16.00 В конце длинной прямой Шумахер на тоненького и с соприкасанием проходит Алези, там же Бергер проходит Сенну, но Айртон скрестил траекторию и сел на хвост Жану
18.00 Видим, что Сенна обошел Алези. Вендлингер переобулся в дождевую резину и будет первым круговым
20.00 Бергер обходит Алези, но Жан перекрестив траекторию, остался впереди. Все они на круг проходят Кьезу на сликах. Андреа и Бельмондо поедут в боксы за дождевой.
Мэнсел выдает быстрый круг 1'42''503
23.00 Ещё одна атака Бергера, Алези кроется
27.00 Мы видим что Алези развернуло в Repsol . Это очередная атака Бергера закончилась закрытой калиткой. Австриец поддел Жана и проехал мимо как и Капелли.
30.00 Херберта развернуло в Repsol и он заглох
Небо затягивают грозовые облака
После 18-го круга
1. Мэнселл
2. Патрезе
+ 3,7 сек
3. Шумахер
+ 23 сек
4. Сенна
+ 28 сек.
5. Бергер
+ 29,4 сек.
6. Капелли
+ 31,5 сек.
7. Алези
+ 37 сек.
8. Комас
+ 1 мин. 23 сек.
9. Гроллу
+ 1 мин. 29 сек.
10. Таркуини
+ 1 мин. 30 сек.
Дождевая резина начинает уходить, но никто не решается на пит-стоп, ибо на трассе снова капает
39.00 Разбита машина Патрезе. Дождь услилися, Риккардо слишком быстро вошел в поворот увидел в нем кругового Хаккинена и свернул в стену.
44.00 Мэнселл застрял в пробке позади увлеченно боровшихся друг с другом Мартини и Лехто, партнерами по BMS
48.00 Дождь усилился и промежуточная резина Сенны уже не работает, Бергер у него на хвосте.
50.00 Разбита машина Кьезы, швейцарец не удержался на мокрой трассе
51.00 Но ещё сильнее разбивает свой Jordan Гужелмин. Он потерял управление на выходе из последнего поворота и поймал стену пит-лейна
Шумахер, Сенна, Бергер осторожно проходят большую группу круговых.
После 30-го круга
1. Мэнселл
2. Шумахер
+ 16,3 сек
3. Сенна
+ 19,2 сек.
4. Бергер
+ 20,2 сек.
5. Капелли
+ 25,1 сек.
6. Алези
+28 сек.
7. Комас
+ 1 круг
8. Гроллу
+ 1 круг
9. Таркуини
+ 1 круг
10. Мартини
+ 1 круг
58.00 Бергер идет в атаку на Сенну в первом торможении, но бразилец не дрогнул и перекрестил траекторию. На выходе из Ла Кайша Герхард выходит вперед но утыкается в кругового Мартини и Сенна возврашает позицию. Они проезжают мимо развернувшегося Комаса.
01.00 Повтор истории с Сенной-Бергером-Мартини (а то нам в тот момент в эфире показали Мэнселла). ПьерЛуиджи зачем-то продолжает сдерживать Бергера.
Гроллу поскользнулся и застрял в гравии.
01.04 Пит-стоп Алези, он останется 6-м
Альборето обошел обе BMS. Шумахер сейчас самый быстрый и понемногу догоняет Мэнселла. Сенна оторвался от Бергера. А дождь закончился.
01.11 У Гашо умер двигатель
Сейчас на трассе самый быстрый Алези а свежих шинах, но траектория начинает сохнуть.
01.15 Алези слишком быстро догнал кругового Хаккинена и чуть не повторил ошибку Патрезе
01.16 Мика не хочет съезжать на мокрую траекторию и не пропускает Алези, не смотря на синие флаги
01.17 В итоге Жану не хватает терпенья и они оба сталкиваются на подъеме Seat. Но и Алези и Хаккинен смогли продолжить гонку
Снова зарядил сильный дождь. Сенна сокращает расстояние от Шумахера, Альборето обходит Таркуини и выходит на 7-е место.
01.25 Алези проходит своего напарника, чьи шины совсем умерли. Дождь очень сильный, но кроме Жана никто на пит-стоп не заехал
В этих условиях хорош Шумахер, он резко оторвался от Сенны и приблизился к явно осторожничавшему Мэнселлу.
После 50-го круга
1. Мэнселл
2. Шумахер
+ 4,4 сек
3. Сенна
+ 11,3 сек.
4. Бергер
+ 25,4 сек.
5. Алези
+1 мин. 07 сек.
6. Капелли
+ 1 мин. 21 сек.
7. Альборето
+ 1 круг
8. Таркуини
+ 1 круг
9. Лехто
+ 1 круг
10. Мартини
+ 1 круг
Найджелу сообщили о прорыве немца и нажав на газ, за два круга "лев" довел отрыв до 9 секунд.
01.38 У Хаккинена какое-то помутнение рассудка, теперь он не пускает на очередной круг Бергера, а на австрийца уже накатывает Алези. У Бергера проблемы с коробкой.
А дождь все сильнее и сильнее
01.45 Сенна теряет машину в конце длинной прямой, заезжает в гравий, но смог продолжить гонку. А вот так же потерявший машину Лехто, нет
01,48 Алези снова догоняет Хаккинена и Мика снова чуть не сносит француза.
01.49 Комас бредет по обочине в Repsol, он вылетел и застрял в гравии. Чуть ранее вылетев повредил машину Таркуини
01.50 Алези догоняет и проходит Бергера
01.51 К радости многих и у Хаккинена гонка закончилась в гравии
А Алези в погоне за Сенной
01.57 И мы видим, что машина Сенны разбита. Он проходил на круг Капелли, и выехав на мокрую траекторию, вылетел в гравий. В свою очередь Иван видимо увидев в зеркалах, что случилось с бразильцем, потерял машину и застрял. Все это на предпоследнем круге. Альборето и Мартини в очках
02.01 Найджел Мэнселл пересекает финишную черту. 25 победа, столько сколько у Кларка
Отметим отличное 3-е место Алези , с фальстартом, пит-стопом и двумя разворотами, он всего в паре секунд от Шумахера. Михаэль же все ближе и ближе к победе. Мартини принес первые очки в сезоне для BMS.
1. Nigel Mansell
2. Michael Schumacher
+ 23.914
3. Jean Alesi
+ 26.462
4. Gerhard Berger
+ 1:20.647
5. Michele Alboreto
+ 1 круг
6. Pierluigi Martini
+ 2 круга
У Мэнселла кажется начинает срывать башню от успехов. Я нахожусь на том же уровне, что и Айртон в 1991 году. У меня нет возможности остановиться на этом или почивать на лаврах. У меня только одно стремление: бороться вместе с Williams и Renault. Звучит разумно, и протокольно, но дальше начинается клоунада. Журналисты спрашивают, что случилось на 50-м круге и почему Шумахер вдруг так резко приблизился. В ответ Мэнселл высунул язык и начал изображать руками вращение штурвала. Наверное этот парень где-то срезал, показывает Найджел на Михаэля пальцем. Потом американский журналист спросил что может быть Мэнселл заскучал и ошибся, что бы создать интригу. На что Мэнселл вдруг взрывается Ты больной? Или наркоман? Сходи к психиатру
После этой гонки Шуми и получил свое прозвище "Солнечный мальчик". Я не заметил, что догонял Мэнселла. На самом деле, я был очень удивлен, когда увидел, что разрыв составляет менее пяти секунд. Я подумал, что Найджел, должно быть, развернулся!
Много похвал для Алези. Но Жан сказал, что это ему жизнь отдала должное за ГП Испании 91, где он должен был победить.
Разочарование в McLaren Сенна пояснил Я сделал ошибку и заплатил за это. Это нормально. Но на этой машине я не могу бороться за титул чемпиона мира. Так что либо вылетать либо финишировать третьим - это для меня одно и тоже.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Найджел Мэнселл
-40
2. Риккардо Патрезе
-18
3. Михаэль Шумахер
-17
4. Герхард Бергер
-8
5. Жан Алези
-7
6. Айртон Сенна
-4
7.Микеле Альборето
-3
8.Андреа де Чезарис
-2
8.Иван Капелли
-2
10. Джонни Херберт
-1
10.Мика Хаккинен
-1
10.ПьерЛуиджи Мартини
-1
1. Williams-Renault-58
2. Benetton-Ford-17
3. McLaren-Honda-12
4. Ferrari-9
5. Footwork-Mugen Honda-3
6. Tyrrell-Ilmor-2
7. Lotus-Ford-2
8. Dallara-Ferrari-1
Он был из той же плеяды быстрых французов, что оккупировала Ф3000 в конце 80-х - Дальмас, Ферте, Бернар, Рафанель и конечно же Жан Алези. Все они сражались в одних чемпионатах и все считали себя вторыми Простами. Но по сути никто из них не добился большого успеха и Эрик Комас не стал, увы исключением. В Испании он имел шансы добраться до первых очков и уже которую гонку смотрелся лучше Тьерри Бутсена, но нет, два разворота и гравий гонку для Эрика закончили.
Érik Comas
Он родился в городке с красивым названием Роман-сюр-Изер в провинции Романс, 28 сентября 1963 года. Юг Франции и смуглый Эрик, выглядел как южанин ну а уж голос его обладал мягкими тонами Шарлья Азнавура и поэтому журналистки охотно брали у него интервью.
Сначала, когда мне было 10-13, я ездил на кроссовом мотоцикле по бездорожью и имел множество плакатов с мотоциклами в комнате. У моего отца был небольшой гараж, он сам ремонтировал машины и помогал молодому механику у брата которого был картинг, и он обслуживал его по вечерам и в выходные. В те дни это было не так, как сегодня, когда в большинстве городов есть крытые трассы, было всего несколько открытых трасс. И однажды, когда мне исполнилось 13, они пригласили меня на тесты картинга. И это был лучший мой день рожденья, я был на седьмом небе и видел себя за рулем Ф1, что и произошло через 15 лет.
Действительно, когда мой отец увидел мой энтузиазм, он решил не тратить деньги и попросил меня продолжить заниматься мотокроссом, что я делал до 18 лет, а затем продал байк, чтобы купить подержанный картинг. Через год после этого, я завоевал первый из десяти титулов, но мне было уже 20.
Ребенком я болел за Джимма Кларка, но только потому, что моя пижама была копией его гоночного костюма Dunlop, потом Ники и Айртон.
Став чемпионом Франции по картингу Эрик Комас впервые познакомился с одним приятным молодым человеком, у которого купил гоночный Рено 5, этим человеком был Жан Алези. Друг и источник головных болей Эрика. Деньги на покупку были, так как Эрик в то время работал продавцом-консультантом в автосалоне Рено.
И на старой машине Алези, Эрик взял награду Elf-Winfield на трассе Поль Риккар, где призом был оплаченный сезон в Формуле-Рено. В 1985 Комас в дебюте становится вице чемпионом, уступив только Эрику Бернару. В 1986 Комас выиграл 8 гонок и стал чемпионом. В 1987 он перебрался во французскую Формулу 3 в напарники к Эрику Бернару. Чемпионом в том сезоне стал Жан Алези, но Эрик выиграл кузовной чемпионат Франции
В 1988 году Комас финишировал 2-м в ГП Монако Ф3 и в 1989 перебрался в Ф3000 в команду DAMS, где его напарником снова был Эрик Бернар
Вот они вдвоем в красных комбинезонах, сидят на рельсе безопасности, Комас справа.
И Эрик Комас начал сезон лучше Бернара он финишировал на подиуме в Хересе, занял второе место в Спа прежде чем выиграть два этапа, в Ле-Мане и в Дижоне. Он набрал одинаковое количество очков с Жаном Алези, но Алези стал чемпионом по дополнительным показателям. И оба они и Алези и Бернар тут же оказались в Ф1, а Эрика Комаса будто и не заметили.
Это было обидно, особенно, на том фоне, что Алези с ходу начал показывать отличные результаты. Комас верил, что он талантом ничем не уступает Жану.
В 1990 Эрик Комас, став лидером DAMS, выносит Ф3000 в одни ворота.
Он выиграло четыре гонки в Донингтоне, Хересе, Монце и Ле-Мане. Он оставил позади себя Хилла, Ирвайна, Френтцена. И с таким багажом можно было выбирать. Место в Ф1 ему предлагает Эдди Джордан, то самое, что потом займет Гашо. Но Эрик француз, и его поддерживают чуть ли не с первых дней Elf и Рено и Эрик решил дебютировать во французской команде, пусть и переживавшей не лучшие времена.
Продолжим на следующей неделе.