Сравнив управление Феррари с управление грузовиком Ален Прост поставил жирный крест на своем пребывании в легендарной команде. Переделанное и искажённое прессой заявление стало предлогом для жеребцов разорвать контракт. Дескать действия Алена дискредитируют марку. 29 октября, Скудерия объявила в очень сухом пресс-релизе, что прекращает сотрудничество с господином Простом на сезоны 1991 и 1992 годов. Интересно, что Ален уже был в Австралии и готовился с тренировкам. Он тут же набрал своего адвоката, решив что дойдет до суда. Но, кажется мимо ГП Австралии 91 и всего сезона 1992 он пролетает. Бесславно закончился этот союз, но могло ли бы иначе? Человек всюду видящий заговоры, оказался в команде эти заговоры обожавшей. Гонщик очень чутко реагирующий на критику прибыл страну, где пресса очень любит поливать дерьмом за малейшую неудачу. Француз ещё попал на период смены руководства, переходного периода в Феррари и возни за власть в ФИАТе. Ну а устранив из команды хорошего управленца Чезаре Фьорио, Прост сам себе вырыл яму. А ведь так близко была корона в 1990. Но корону в Феррари видимо могут взять только люди обладающие стальными нервами, здоровым пофигизмом и быть в домике.
Через 4 дня после увольнения с Простом связался президент Renault Sport Патрик Фор. У него давняя мечта вернуть Проста под крыло Рено. И сделать это не в мифическом французском проекте, задуманном Лижье, а в Williams. Тут две сложности. Прост когда-то крепко разругался с Рено и хотя тех людей в системе уже нет, осадочек остался а уж у Алена таки осадочки быстро превращались в комья проблем. Ну и Фрэнк Уильямс, он считает, что Прост уже староват, и пока делает выбор в пользу Мэнселла ну либо Сенны. Это еженедельный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Аделаида
К последнему Гран При все ясно в чемпионате пилотов, но есть ещё кубок конструкторов, где Williams отстает от McLaren на 11 очков. Отыгрываемо, но маловероятно. Ну и интересно что Джордан идет на 5-м месте и сможет ли кто то выбить из пятерки дерзкого дебютанта.
Феррари выдает под конец сюрприз за сюрпризом. Они долго переговаривались с Капелли, что тот если что, заменит Проста. А в итоге в Австралии за рулем оказался Джанни Морбиделли.
В этом есть логика, Джанни все же тест пилот Феррари и машину знает. А место выходца из мотоциклетной семьи, в Минарди займет Роберото Морено, для которого это третья команда за сезон.
Уголовник Бертран Гашо поедет в Larrusses заменив травмированного Эрика Бернара. Бернар убыл во Францию долечивать ногу. Ну а Гашо вернулся за руль после двух месяцев отсидки.
К концу года финансовое состояние маленьким команд плачевное и с не ясными перспективами на 1992 год. Скорее всего мы не увидим в 92 Modena, у Карло Патрукко закончились деньги а Lamborghini и пальцем не шевельнула, что бы помочь своей полуофициальной команде, которую ей навязали. Полный развал в Brabham, глава Midelbridge Деннис Нерси заявил, что вынужден распустить по домам механиков, как только команда вернется в Европу С этого корабля сбежали все инженеры во главе с Серхио Ринландом. Это означает, что новой машины и тестов не будет, но Нерси обещает выступить в 1992 году с Эриком ван де Пуле и японцем Акихико Накая. Примерно то же самое происходи и в бывшей Озелле а нынче Fomet.
И даже команде Кена Тиррелла грозит забвение, хотя кто бы мог представить такое год назад. На 1992 нет спонсоров, двигателя и пилотов. Кен выставил команду на продажу за 9 миллионов долларов, но при этом он оставляет себе аэро-трубу и производственный центр. По сути продается имя да пара шасси. Пока все это готов купить Пол Стюарт, владелец команды в Ф3000 и сын Джеки Стюарта.
Невнятные объяснения Мэнселла по поводу вылета в Японии снова породили волну размышлений о том, что это Крис Амон нашего времени. Крис не мог выиграть Гран При, Мэнселл титул. Он упустил эту возможность в 1986 в 1987 и вот сейчас. Однажды в Williams научаться различать между пилотами трижды бывшими чемпионами и пилотами трижды титул проигравшими. Едко заметил Пике . Но Мэнселл спокоен, как раз в Австралии на тестах появится новинка из 1992 года. Активная подвеска, что впервые увидела свет в 1987, но тогда её сочли слишком сложной. Но молодой глава отдела электроники Падди Лоу кажется подобрал к этой шкатулке ключик. В 1992 году электроника будет определять неровности трассы, предвидеть разницу и делать сцепление лучше. Найджел уверен, что в следующем сезоне у него только один соперник - он сам.
Brabham и Footwork выходят из пред-квалификаций. Таркуини разбивает свой Fomet об стену и выбывает, точно так же, как Хаттори, впервые оказавшийся на этой трассе на своем Coloni.
Квалификация в пятницу проходит на сухой трассе, а в субботу прерывается сильным ливнем. Только последние 15 минут пилоты смогли поездить и не смотря на траффик, в субботу свое время смог улучшить Сенна, взявший 60 поул. 1'14'041
Бергер ослаблен желудочной инфекцией (застудил), но он рядом с напарников в трех десятых. Williams (Мэнселл 3-й, Патрезе 4-й) находятся во втором ряду, явно проигрывая Макам. Benetton занял третий ряд. На этот раз Пике (5-е) опережает Шумахера (6-е), которого развернуло. Далее Феррари (Алези 7-й, Морбиделли 8-й)
10
Pierluigi Martini
Minardi M191
Ferrari 037 3.5 V12 G
9
Stefano Modena
Tyrrell 020
Honda RA101E 3.5 V10 P
8
Gianni Morbidelli
Ferrari F1-91 (642)
Ferrari 037 3.5 V12 G
7
Jean Alesi
Ferrari F1-91 (642)
Ferrari 037 3.5 V12 G
6
Michael Schumacher
Benetton B191
Ford Cosworth HB5 3.5 V8 P
5
Nelson Piquet
Benetton B191
Ford Cosworth HB5 3.5 V8 P
4
Riccardo Patrese
Williams FW14
Renault RS3 3.5 V10 G
3
Nigel Mansell
Williams FW14
Renault RS3 3.5 V10 G
2
Gerhard Berger
McLaren MP4-6
Honda RA121E 3.5 V12 G
1
Ayrton Senna
McLaren MP4-6
Honda RA121E 3.5 V12 G
Пирелли эффективны на сухой трассе. Модена извлекает них выгоду на Tyrrell (9-й). Однако он разбивает основной болид об стену. Как обычно, Накадзима бледен на городских трассах и занимает всего 24 место. Прекрасное выступление Мартини, десятый на Minardi (Морено 18-й) . Во время тренировок BMS переживает множество неприятностей: две аварии Лехто, пожар и ушиб локтя у Пирро. К счастью, квалификация прошла без сучка и задоринки. Финн квалифицируется одиннадцатым, итальянец - тринадцатым. В Jordan де Чезарис (12-й), Занарди (16-й) бьёт машину и должен заканчивает квалификацию на запасной. Гужелмин (14-й) - это надежда и опора Leyton House, в том время как Вендлингер (26-й) - это жалобы на управление в СМИ. Только во второй раз в этом сезоне оба Footwork (Альборето 15, Каффи 23), будут на старте. Бланделл - 17-е место для Brabham. Брандл останется в боксах из-за утечки тормозной жидкости, которая произошла в худшее время: в субботу на сухой трассе.
Большой подвиг для Ларини, 19-е место по результативности последнего выступления Lambo. Его коллега ван де Пуле, обеспокоенный проблемами амортизаторов, не смог пройти квалификацию. Ligier ведут себя катастрофически на трассе и ломают несколько двигателей Lamborghini. Квалификация Бутсена (20-е место) и Комаса (22-е место) - это чудо. Херберт (21-е место) и Хаккинен (25-е) спасают свой Lotus, несмотря на несколько касаний стены. Наконец, тяжелый финал сезона для команды Ляррусс: ни Сузуки (вылет), ни Гашо (не хватка тренировок в новой машине) не выйдут на старт Гран-при.
В воскресенье, 3 ноября, Аделаиде угрожает штормовое предупреждение. Аэропорты закрыты. Прямо с утра начинает лить. Ситуация ещё хуже чем в 1989 году. Все ждут отмены гонки, но дирекция молчит и среди пилотов отказавшихся бы стартовать тоже нет. Все в угоду ТВ-картинки как хочет Берни Экклстоун. Один из директоров гонки Тим Шенкен экс пилот Ф1 и они долго перед стартом беседуют с Сенной, оба решают, что гонка возможна.
Все само собой на дождевых шинах, но Шумахер вынужден стартовать на запасной машине с сухими настройками (не успели поменять)
Click to view
13.00 Старт.
Хорошо стартуют Сенна и Бергер сохранившие свои позиции. Мэнселл остается третьим, позади него два Бенеттона Пике и Шумахера, обошедшие плохо стартовавшего Патрезе. Риккардо начнет проваливаться и дальше. Видимость картинки нулевая и из-за пелены брызг не видно борьбы, она есть и по счастью первый круг без выбывших
После первого круга
1. Сенна
2. Бергер
3. Мэнселл
4. Пике
5. Шумахер
6. Алези
7. Морбиделли
8. Патрезе
9. Пирро
10. Модена
Шуми пытается обойти Пике, Нельсон в последнем Гран При хорошо отбивается. Но Михаэль все же его обойдет
17.00 Сенна с трудом удерживает машину на трассе. Остальным, вообще не видящим что происходит, ещё тяжелее
18.00 Мы видим, что Бергер пропустил Мэнселла. Герхарда развернуло и он окажется под атаками Шумахера
Накадзима въехал в зад Бутсена и поехал в боксы менять нос. Мэнселл пытается держаться за Сенной.
Шумахера развернуло и он оказался между Пике и Алези. Накадзима едва выехав из боксов, вылетел и увяз в гравии.
24.00 Пике разворачивается на 360 градусов и он оказывается под атаками Шумахера
25.00 Желтые флаги на трассе но Мэнселл будто бы их не видит , он пытается обойти Сенну, само собой сбросившего скорость и чуть не влетает в группу разбитых машин. Это Шумахер попытался обойти Пике в Брэбэм, но потерял машину и врезался во внезапно появившегося сбоку Алези. Жан пытался обойти обо Бенеттон одним махом. Оба болида влетают в стену. Все проезжают мимо, кроме Ларини, влетевшего в Феррари, к счастью, Алези уже не было в кокпите.
Мэнселл, не добавился к этой компании. Ну а к сошедшим присоединился Бутсен, чья подвеска была повреждена Накадзимой. Хант советует гонку остановить. И это было бы логично ибо разбитые машины надо убрать с трассы, но гонка продолжается. Бергер Мы, пилоты, сами решаем, принимать ли опасность для себя, но это неприемлемо для тех, кто помогает убирать трассу, подвергать их такому риску
После 8 кругов
1. Сенна
2. Мэнселл
+ 2,7 сек.
3. Бергер
+ 5,7 сек.
4. Пике
+ 19,3 сек.
5. Патрезе
+ 30,4 сек.
6. Морбиделли
+ 32,8 сек.
7. Пирро
+ 38 сек.
8. де Чезарис
+40 сек.
9. Модена
+ 43 сек.
10. Гужелмин
+ 45 сек.
29.00 Сенна проходит первых круговых - Хаккинена, Комаса, Бланделла и Морено. Мэнселл не столь уверен и застрял за Роберто
30.00 И снова в Брэбэм, где вода просто потоком идет по трассе, теряет машину Мартини, его будто сдуло с траектории. Он бьет стену и едет парковатсья к разбитой машине Алези Ехавший следом Каффи увернулся ценой резкого торможения, ибо Пьерлуджи как-то совсем не смотрел в зеркала.
32.00 Сенна упирается в Каффи. Алекс не хочет съезжать с накатанной траектории, боясь потерять и так плохо управляемый болид. Это позволяет подъехать Мэнселлу. Правда Алекс немного помешал и британцу
37.00 Патрезе с трудом сдерживает Морбиделли, потому что у него под днищем застрял обломок (похоже на крыло Ларини)
Бергер выдает быстрый круг 1'41''141 и догоняет лидеров
И вот кажется, что условия сложные, но внезапно на трассу обрушивается настоящий тропический ливень. По телевизору вообще ничего не видно. В этих условиях в дали от телекамер сильно разбивает машину Гужелмин
40.00 Начинается бойня. В Флиндерс-стрит Мэнселл теряет машину и бьет задом стену.
Чуть поодаль разворачивает Альборето. Развернуло на 360 градусов Модену, то же самое происходит с Бергерорм. Герхард вернулся на трассу и тут же влетел в гравии через пару поворотов. Патрезе пропускает Морбиделли и Пирро. Джани выходит на третье место.
41.00 Сенна машет рукой Тиму Шенкену, показывая, что гонку продолжать нельзя. На трассе появляется машина скорой, потому что Мэнселл сидит в кокпите и не выходит. Красный флаг
На тот момент порядок выглядит так 1. Сенна 2. Пике 3. Морбиделли 4. де Чезарис 5. Занарди 6. Модена. Гонщики заезжают на пит-лен и Тим Шенкен предлагает 10 минут подождать, ибо ливни обычно скоротечны и возобновить гонку. Айртон Сенна и Риккардо Патрезе протестуют, они не хотят возобновления, их поддерживает Рон Дэнрис понимающий чт о команда взяла кубок конструкторов. Клаудио Ломбарди, Флавио Бриаторе, Эдди Джордан и Гай Лижье, мечтая о больших очках просят дать рестарт. Дирекция гонки связывается с Гидрометцентром, который не обещает улучшения погоды. Наконец после часа ожидания гонка считается законченной.
Жалко, - комментирует Джордан, - мы хотели, чтобы Занарди ехал как на водных лыжах, которые тянул де Чезарис.
Квалификация по 14 кругу, т.е за 2 круга до остановки. Поэтому Джорданы вне очков. Морбиделли лишился подиума, но набрал первые очки. Ну и последние очки в карьере Пике.
1. Ayrton Senna
2. Nigel Mansell
+ 1.259
3. Gerhard Berger
+ 5.120
4. Nelson Piquet
+ 30.103
5. Riccardo Patrese
+ 50.537
6. Gianni Morbidelli
+ 51.069
На подиуме только Бергер и Сенна, в комбинезонах наспех одет поверх джинсов и свитеров. Мэнселл в госпитале у него болит лодыжка. Но, как это часто бывало у британца, ничего серьёзного, просто ушиб. Я просто не могу поверить, что они позволили гонке продолжаться пожаловался он из госпиталя. Было безответственно оставлять разбитые машины и эвакуатор на прямой в таких условиях.
Стюарт спрашивает пилотов об условиях на трассе В 1989 году это уже было невозможно, на в этот раз было хуже, - говорит Сенна. Вода плохо уходила. Эта трасса не выдерживает обычного дождя. Лужи повсюду, особенно там, где их не ждешь. Организаторы ошиблись, давая старт, но не только они. Пилоты, руководители команд, судьи несут свою долю ответственности. Я и Герхард стартовали в согласии с Роном Деннисом, потому что знали, что это важно для команды. Однако в гонке Рон оставил меня одного судить, стоит ли продолжать. Далее Сенна и Герхард начинают говорить о том, что неплохо бы возродить профсоюз пилотов именно для таких вот ситуаций.
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Айртон Сенна
-94
2. Найджел Мэнселл
-62
3. Риккардо Патрезе
-51
4. Герхард Бергер
-43
5. Ален Прост
-28
6. Нельсон Пике
-25,5
7. Жан Алези
-18
8.Стефано Модена
-10
9.Андреа де Чезарис
-9
10.Роберто Морено
-8
11.Пьерлуиджи Мартини
-6
12.Джей Джей Лехто
-4
13.Бертран Гашо
-4
14. Михаэль Шумахер
-3
15. Сатору Накадзима
-2
15.Мика Хаккинен
-2
15. Мартин Брандл
-2
18. Агури Сузуки
-1
18. Джулиан Бэйли
-1
18.Эмануеле Пирро
-1
18.Эрик Бернар
-1
18.Иван Капелли
-1
18. Марк Бланделл
-1
24. Джани Морбиделли
-0,5
1. McLaren-Honda-139
2. Williams-Renault-115
3. Ferrari -46,5
4. Benetton-Ford-36,5
5. Tyrrell-Honda-12
6. Jordan-Ford-10
7. Minardi-Ferrari-6
8. Dallara-Judd-5
9. Lotus-Judd-3
9. Brabham-Yamaha-3
11. Lola-Ford-2
12. Leyton House-Ilmor-1
Как и у Занарди был большой перерыв в карере в Ф1, так и у нас, рассказ про Алекса продолжится через какое-то время. Ну а пока шутейские итоги 1991 сезона.
Гонщик года
Надо отметить, что в 1991 Сенна наконец-то повзрослел как гонщик. Он уже не стремился выиграть в каждом повороте, он научился побеждать, не побеждая. Понял, что для того что бы выиграть, надо сначала доехать . Ранее он и слышать ничего не хотел о стратегии. Сенна образца 86-88 годов, наверное не стал бы чемпионом в 91. Да были истерики, недовольство командой, обмен любезностями с Мэнселлом и Балестром, но наверное иначе это был бы уже совсем не Сенна. Он помирился с Простом. А зимой во время вручения наград ФИА, он подарил свой желтый шлем Балестру и попросил забыть все что было в прошлом.
Железные яйца года
На излете не самой успешной карьеры, оказаться в команде дебютанте и повести её за собой. Неожиданно стать стабильным, почти не совершать глупых ошибок, не растерять скорость. Андреа де Чезарис. Напомню, что в памятном ГП Бельгии, где дебютировал Шуми, Андре за 2 круга до финиша шел 2-м и вполне мог принести Джордану если не победу то подиум, если бы не движок.
Прорыв года
Два года в Ф1, едва набравшие в себя полный сезон. Стремительно разваливающийся Onyx и успехи Джей Джей Лехто в британской Формуле 3, три года назад, конечно все давно забыли. Но дождь, Имола, непонятные, менявшиеся условия, отказ новой техники у других и финн на подиуме. В целом он конечно смотрелся слабее Пирро, но запомнился и в историю вошел.
Команда года
Да где-то глупость Найджела, где-то отказ новой техники, не позволили многое показать, но было видно, что команда на правильном пути. И Патрезе во время включил командного игрока, хотя первую половину сезона обходил Мэнселла и новинки появлялись вовремя. И все чувствовали, что вот она новая сила, которую скоро сложно будет побить.
Машина года
Но все же кубок конструкторов и чемпионский титул взяло это детище Нила Оутли со странной попыткой Хонды построить удачный V12 и потоптаться на грядке Феррари. Попытка не очень, но они справились.
Гонка года
Дуэль года
Испания. Мэнселл с травмированной на футболе ногой, борьбе бок о бок в течении всего круга двух лидеров чемпионата. Новая трасса в Каталонии не имевшая держака и не известная никому. Победа британского мечтателя и неудачное выступление бразильского волшебника, жесткого побитого не только Мэнселлом но и Алези. Эту гонку будут помнить.
Click to view
Анти гонки года это паровозная Венгрия и Австралия ибо в таких условиях проводить гонки нельзя.
Провал года
Второй год подряд команду Footwork смело можно назвать главным разочарованием. Двигатели Порше, в середине 80-х выиграли три чемпионских титула подряд, но в 1991 немцы сделали какую-то наспех спаянную халтуру, не достойную великой марки. Сам коллектив начал тонуть в скандалах, Оливер ругался с японцами, судился с Алексом Каффи (тут обе стороны хороши). В общем бесперспективный кошмар.
Эпик Фейл года
Click to view
Если бы Мэнселла не было, его надо было бы придумать. Наверное ни один гонщик не насобирал за карьеру столько эпик-фейолов. То зачем-то героически толкает руками машину до финиша и падает замертво, хотя это и не надо было. То бьётся головой об рекламные шиты. То ветрянкой заболеет. То вынесет соперника с трассы, будучи наказанным черным флагом. Но конечно потерять победу, потому что ты замедлился помахать рукой фанатам. Уже и не важно было ли это так на самом деле. Вся карьера "веселого дурака" Мэнселла позволяла поверить в любой слух и сплетню.
Потеря года
Веселый проказник, ловелас, легко берущий титулы и со смехом воспринимающий поражения. Нельсон Пике чрез 10 лет после своего первого титула потускнел, погрузнел, увяз в алиментах, растерял юношеский задор а юмор превратился в едкий сарказм. Ну а появление в напарниках немцам с не выговариваемой фамилией, что начал уделывать бразильца в одни ворота, поставило крест не только на перспективе в Бенеттоне но и вообще в Ф1. За такие деньги, такой пилот оказался не нужен.
Click to view
Пастор Мальдонадо года
Господин Сатору Накадзима не зря решил уйти из Формулы 1, реакция самурая была уже не та. И не мало техники он наломал в этом сезоне. Самой яркой аварией был вылет в Японии, ну просто его крутили долго в эфире. А так японец обычно вылетал на первых кругах вдали от камер. Росла у него и достойная смена в лице Марка Бланделла так же много дров наломавшего. Эта странная особенность даже лишила его на время места в Ф1.
Авария года
Click to view
Было ещё эффектное выступление Каффи в Монако
Click to view
Но тут просто Footwork был настолько дерьмовым болидом, что развалился от несильного касания стены. Хотя авария имела далеко идущие последствия для Каффи.
Но Комас вылетел красивее, эффективнее, с огоньком и разлетающимися покрышками.
Дебют года
1991 год это год начала новой эры, когда любого, быстро проехавшего по сельской улице дурачка будут ласково называть Шумахером.
Таким был 1991 год. Отличный сезон, полный борьбы как на трассе, так борьбы нервов. Далее год 1992, Формула 1 на Российском ТВ, первая победа Шумахера. Тотальное доминирование Мэнселла. Чудеса Сенны в Монако. Все это уже со следующей недели.