Превосходство Сенны

May 17, 2020 02:29


14 августа 1988 года случилось то, чего все, к сожалению, ждали. Энцо Феррри было 90 лет, он страдал от проблем с сердцем и почечной недостаточности. И, с грустью, можно сказать, что дон Феррари отмучился. Бывший автогонщик, взявший эмблему с гарцующим жеребцом у погибшего авиа-асса первой мировой и сделавшую её одной имз самых узнаваемых эмблем в мире - синонимом скорости. Человек фанатично влюбленный в гонки и в родную Модену. Затворник, но до последнего вздоха интересующийся делами команды. "Крестный отец" Формулы 1, третейский судья, всегда остававшийся в тени, но именно он погасил конфликт Берни и Балестра и стоял у основания чемпионата в 1981. Интриган и фанат Макиавелли и в то же время, гражданин затюканный стервозной женой, большой ходок налево, любитель сплетен и сальных шуток и отец, чье здоровье сильно подкосила смерть сына - Дино. Смерть Энцо Феррари держали в тайне в течении суток, за это время, что бы избежать шумихи, были организованы похороны, для своих, для самых близких - 15 человек. Я никогда не считал себя создателем или изобретателем, я только  человек, который заставляет двигаться и поддерживает движение.


И где-то грустно сидел в комнате Марко Пиччинини и смотрел на телефон, по которому он последний год поддерживал связь со стариком. С уходом Энцо закончилось и время Пиччинини в Феррари.
К более веселым новостям. Неожиданно закончилась эпопея с переходом Фрэнка Дерни из Williams в Ligier. Ги Лижье получил письмо, в котором Фрэнк Дерни уведомил, что с 12 августа 1988 года по 12 февраля 1989 он не может прибыть на базу команды и очень извиняется. Все просто, Фрэнк в это время будет работать с Lotus, дела которого выглядят получше, чем у стремительно, два последних года,  падающей на дно, французской команды. Ну а Ги Лижье пожинает плоды своего характера. Из-за какой-то мелочи он разругался с Рено и теперь без мотора на 1989 год и без конструктора. Мишель Тету уволен со скандалом, попытки связаться с Жераром Дюкаружем ничего не дают, тому хватило Лижье в начале 80-х. Жеррара, на самом деле, часто видят в компании с теской - Лярруссом.
Мы видим отсутствие в Бельгии господина Мэнселла


По совету Фрэнка Уильямса, Найджел, дабы долечить свою ветрянку, взял трехнедельный отпуск от тестов и укатил в Техас. И не приехал обратно. В чем дело, может он уже совсем стал пилотом Феррари? В окружении Мэнселла пошли разговоры о проблемах британца с печенью. Фрэнк Уильямс пояснил, что дипломатично будет болезнь не оглашать. Все это снова подняло волну слухов, ещё более усиливавшуюся после того, как было объявлено о том, что Мэнселла в Бельгии  заменит Брандл, только что ставший тест пилотом. Выглядело, что Мэнселл сконцентрируется на подготовке к сезону в Феррари, а Мартин Брандл, хороший друг Патрика Хеда, поедет до конца сезона а в 89 станет напарником Бутсена. Но в Williams все отрицают, а Фрэнк даже показал письмо,в котором страховщики Lloyd, запрещают Найджелу садиться за руль,в болезненном состоянии и просят его долечить ... ветрянку.

Ну а это Брандл
О других переходах. В Феррари объявился Рольф Хан, бывший инженер-механик Porsche, работавший с мотором Проста. В Zakspeed приступил к работе Густав Брюнер, которого Гюнтер Шмидт не устает поливать грязью и называть предателем. Большой штат сотрудников AGS перебрался в Coloni. Технический директор Кристиан Вандерплейн и его помощники Мишель Коста и Фредерик Дайно. У  AGS проблемы, их главный спонсор - строительный гигант Bouygues, прекратил поддержку, а других спонсоров Анри Жюльен не смог найти. Bouygues, тоже особых денег не приносил, известное имя скорее использовали как манок для других спонсоров, дескать с командой можно иметь дело, но не выгорело.
Разлад в стане Euro Brun. Денег на доводку машины нет, а  Вальтер Брун и Джампаоло Паванелло, разругались. Вальтер обвиняет партнера в непрофессионализме, что тот не интересуется делами команды и не ищет инвесторов. Euro Brun действительно держится на деньги Бруна и Мальборо, спонсирующих Модену. Паванелло же просто ждет, когда Бруну надоест игрушка, что бы выкупить его долю и царствовать в одиночку.
В Benetton, продлили до 1991 года Наннини, а вот с партнером не все понятно. Это Патрезе, если того погонят из Williams, ну и был ещё тест пилот Лотуса - Джонни Херберт, но за неделю до Бельгии тот очень тяжело разбился в гонке Ф3000.
Из предквалификации выбывает в этот раз Ларраури, разбив машину. Делом в том, что все два дня лил дождь, и лишь первые 50 минут квалификации в пятницу, было солнце, в неё то и были показаны все результаты. В этих условиях лучше всех сориентировался Сенна, взявший 25-й поул. Это больше чем у Лауды и Пике.


Прост второй и в четырех десятых. Второй ряд за Феррари, Патрезе переживая возможный вылет из Williams, показал отличное 5-е время. Возможно его сменяющий Брандл 12-й и жалуется на отсутствие держака, но в субботу он был быстрее всех, правда лидеры на трассу не выезжали  Бенеттон-Форд (6-й Бутсен, 7-й Наннини) все испортили Arrows (10-й Уорик, 11-й Чивер). Уорик чем-то отравился и на быстром круге его начало тошнить, в итоге заблеванный Дерек приехал в Бутсена. В свою очередь Наннини влетел в более медленного Чивера. Уорик извинился, Чивер устроил Алессандро разнос.

10

Derek Warwick


Arrows A10B
Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T

9

 Nelson Piquet


Lotus 100T
Honda RA168E 1.5 V6T

8

 Satoru Nakajima


Lotus 100T
Honda RA168E 1.5 V6T

7

Alessandro Nannini


Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

6

 Thierry Boutsen


Benetton B188
Ford Cosworth DFR 3.5 V8

5

 Riccardo Patrese


Williams FW12
Judd CV 3.5 V8

4

 Michele Alboreto


Ferrari F1-87/88C
Ferrari 033E 1.5 V6T

3

Gerhard Berger


Ferrari F1-87/88C
Ferrari 033E 1.5 V6T

2

Alain Prost


McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

1

Ayrton Senna


McLaren MP4-4
Honda RA168E 1.5 V6T

Накадзима 8-й и это выше Пике. Нельсон мучился с коробкой, но кто сейчас это помнит, зато, что Накадзима опередил в квалификации Бельгии Пике, пишут все автоспортивные сайты, желая порадовать читателя забавной историей. Ведь, это тот Нельсон, что в начале года, говорил, что ученик автошколы будет быстрее чем Накадзима. March не хватило надежности, Гужелмин (13-й) сжег двигатель, Капелли (14-й) сломал подвеску. Снова хорош Каффи- 15-й, Алльо 16-й смог подобрать настройки, Дальмаса (23-й) так же подвел движок. Лижье стало лучше: Арну 17-й, Йоханссон 20-й. Их окружают Штрейфф AGS 18- й и де Чезарис Rial 20-й. В конце решетки мы видим Палмера 20-й и Таркуини 21-й, оба Zakspeed и Ларини
Минарди слишком медленно для быстрых трасс и выбывает в полном составе. Не проходят и Модена с Бэйли. Euro Brun в провале может винить только Джампаоло Паванелло, отказавшегося использовать Ford-Cosworth, специально подготовленный Хейни Мадером для этой трассы. Мартини и Бэйли тут же покинули Бельгию, что бы поучаствовать в заезде Ф3000 в Бирмингеме.


В воскресенье с утра подул свежий ветер, разогнавший тучи. Прост и Сенна договорились не бороться друг с другом до Ля Сурс, что бы не было завала. Мысли Бергера заняты другим, на утреней разминке, он столкнулся  в боксах с будущей женой (до брака они правда будут тянуть 7 лет)
Архив нам в помощь, друзья, качество правда не очень.  https://archive.org/details/overtakefans.com.Formula.1.Season.1988x11.Belgian.Grand.Prix


10.00 Старт У Сенны пробуксовка и Прост выигрывает старт, Айртон, следует договоренности и не отыгрывается.




Он берет своре в Ле Комбе оттеснив Проста с траектории. Там же Накадзхима и Наннини проходят Патрезе
После первого круга
1.  Сенна

2. Прост

3. Бергер

4. Альборето

5. Бутсен

6. Накадзима

7. Наннини

8. Патрезе

9. Уорик

10.  Пике

Бергер отчаянно атакует Проста,но француз не преступен. Вскоре у Герхарда начнет барахлить двигатель. У Патрезе скользит машина и его проходят Уорик с Пике
15.00 В куче пыли видим столкнувшегося Арну и де Чезариса, Рене будет утверждать,что римлянин специально перед ним резко бил по тормозам, уча.
16.00 Бергер в боксах для решения проблемы со сбоем электро-питания двигателя
Пике и Чивер прошли Уорика. Накадзима достойно отбивается от Наннини. Прост не может ехать в темпе Сенны, так как поставил более жесткую резину.
20.00 Брандл под атаками Капелли
23.00 Бергер вернулся на трассу с 4 кругами отставания
Пике обошел Наннини
29.00 Капелии пропустил вперед Гужелмина, теперь тот пробует пройти Брандла.
30.00 Дальмаса второй раз за выходные подводит двигатель.
После 10 кругов
1.  Сенна

2. Прост
+ 4,1 сек.

3. Альборето
+ 9 сек.

4. Бутсен
+ 17 сек.

5.Накадзима
+25 сек.
6. Пике
+ 27 сек.
7. Наннини
+ 28 сек.
8. Чивер
+ 31 сек.
9. Уорик
+ 33 сек.
10. Патрезе
+ 33,8 сек.


Герхард Бергер выдает быстрый круг 2'00''772


37.00 Ларини заезжает в боксы из-за проблем с подачей  топлива,
39.00 Бергер сходит окончательно
43.00 Видим, что Пике все же обошел Накадзиму
Намечается интересная группа Пике догоняет Бутсена, Накадзима сдерживает Наннини, далее Чивер под атаками Уорика и наблюдением Патрезе и пилоты March, избавившись от Брандла (у того медленный прокол) их всех догоняют.
51.00 В Бас-стоп Гужелмин попытался пройти Патрезе, Риккардо подрезает бразильца, Маурисио скачет по пареблику и пропускает Капелли.
53.00 Наннини проходит Накадзиму. У японца сбой в работе двигателя и Сатору остается лишь вернутся в боксы.
Уорик прошел Чивера, у американца ушли шины
59.00 В Ля Сурс Капелли атакует Патрезе,


но  более опытный Риккардо вышел из поворота по более удачной траектории и остался впереди.
01.02 ещё одна атака Ивана, оба входят в поворот Фажне колесо а колесо, но на этот раз Капелли оказался впереди
в

01.03 Гинзани паркуется в Комбсе, после разрыва топливопровода
Пике, проехался по обочине и потерял шансы догнать Бутсена


01.07 Капелли отбирает 8-е место у Чивера
01.09 В Бас-стопе Патрезе опережает Чивера, американец очень поздно тормозит и пугает Гужелмина
01.11 А это сход Гужелмина, в Бланшимоне. Маурисио развернуло из-за поломки сцепления
После 30 кругов
1.  Сенна

2. Прост
+ 13,5 сек.

3. Альборето
+ 35 сек.

4. Бутсен
+ 53 сек.

5. Пике
+ 1 мин. 06 сек.
6. Наннини
+ 1 мин. 08 сек.
7. Уорик
+1 мин. 12 сек.

8. Капелли
+ 1 мин. 19 сек.
9. Патрезе
+ 1 итн. 19 сек.

10. Чивер
+ 1 мин. 301 сек.
01.13 Патрезе сходит с умершим двигателем
01.16 Таркуни в боксах ремонтирует рулевую рейку, на этом он потеряет 5 минут
01.18 Наннини маячит в зеркалах Пике. Экскурсия в гравий не прошла для чемпиона даром, радиаторы забились песком и бразилец снизил скорость, опасаясь перегрева  двигателя.
Позади проблемы с наддувом у Уорика и его догнал Капелли.
01.19 Дымит двигатель Альборето, но Микеле продолжает ехать по трассе
01.22 В Комбсе Микеле все же сходит. Жаль, он явно хотел посвятить подиум Энцо. Раздосадованный Микеле идет пешком в боксы, выбросив перчатки
01.25 Ожесточенная борьба Пике с Наннини. В ЛяСурсе Алесандро заставил чемпиона ошибиться и вышел вперед. А эту парочку уже  догнал Капелли.
01.33 Палмер сходит с разрывом тросика педали газа
Капелли обогнал Пике
01.37 Айртон Сенна пересекает финишную черту.


В чемпионате теперь все предельно ясно. В зачет идут 11 лучших результатов и поскольку выигрывают только двое, то победит  тот кто первым одержит 9 побед. У Сенны сейчас 7 побед у Проста 4.
1 Ayrton Senna

2. Alain Prost
+30.470
3.  Thierry Boutsen
 +59.681
4. Alessandro Nannini
+1:08.594
5.  Ivan Capelli
+ 1:15.768
6. Nelson Piquet
+ 1:23.628


Ален Прост обескуражен и кажется признает свое поражение в чемпионате Я изменил свои настройки, чтобы снизить потребление топлива И я рассчитывал победить,  поскольку потреблял на три или четыре литра меньше, чем Сенна. Но с очень низкими  аэродинамическими настройками, после 15 кругов, машина стала плохо держать трассу. Когда асфальт испортился, и его залило масло, шины быстро стали менее эффективными, и McLaren стало трудно управлять. После 25 кругов я отпустил  Сенну, у которого не было проблем с расходом .. Сенна действительно заслуживает титула в этом году. Остается это признать... Я не вижу себя победителем в ещё четырех гонках к концу сезона. Конечно же, те журналисты, что критиковали его сход в Британии, тут же окрестили Проста трусом и пораженцем.


Сенна же не спешит наградить себя титулом Алена нелегко победить. Приходится  постоянно находиться под давлением и быть эффективными. Эта гонка была, вероятно, менее сложной, чем в Будапеште, где моя машина вела себя не лучшим образом. Что касается чемпионата», то ничто окончательно не решено. Я могу ошибаться.


Ну а команда МакЛарен уже зарабоьтал кубок конструкторов.
Тьерри Бутсен расплывался в улыбке перед родной публикой. Моя машина была идеальной, двигатель фантастическим… Увы, октановое число топлива из Бенеттона  было слишком высоким. Известно об этом стало только в декабре, Бенеттон оштрафовали и дисквалифицировали в Бельгии. Журнал За Рулем, к примеру эту информацию читателям не донес, ну оно и понятно, итак места под спорт было мало. Ну а поскольку всю спортивную статистику я, брал из него, за неимением интернета, возникли вопросы, когда, подсчитанные тобой очки, не совпадали с официальными очками, напечатанными в энциклопедии. Как наверное возникли вопросы и у Капелли, у Ивана мог состояться первый подиум, чуть пораньше.

Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок

Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1. Айртон Сенна
- 75
2. Ален Прост 
-72
3. Герхард Бергер
-28
4 Нельсон Пике
-18
5. Тьерри Бутсен
-16
5. Микеле Альборето
-16
7. Дерек Уорик
-11
8. Иван Капелли 
-8
9.Найджел Мэнселл  
-6
10. Алесандро Наннини 
-6
11.Маурисио Гужелмин
-5
12. Джонатан Палмер 
-5
13 Андреа де Чезарис 
-3
14. Риккардо Патрезе
-2
15. Сатору Накадзима
-1
15. Эдди Чивер
-2
15. Пьерлуиджи Мартини 
-1

1. McLaren Honda-147

2. Ferrari -44

3. Benetton Ford -22

4. Lotus Honda -17

5. March Judd-13

6. Arrows Megatron-13

7. Williams Judd-8

8. Tyrrell Ford-5

9. Rial Ford-3

10. Minardi Ford-1

Ну а мы закончим рассказ про Габриеля Таркуини

Gabriele Tarquini



Итак Габриеле всех впечатлил своим дебютом в Ф3000 и создал репутацию, но при этом, как то все забыли, что Таркуини ведь ни разу не побеждал в гонках. Картинг брать не будем, опыта побед в Ф3, Ф3000 у него не было, в более младших формулах Габриеле и вовсе не выступал. Сезон в неопытном Coloni оставил от Таркуини приятное впечатление, но места в Ф1 для него больше не нашлось. Но очень хотелось и Габриеле уговорил одного из владельцев команд Ф3000, где он выступал, бывшего пилота Ф1 Ламберто Леони, штурмовать Ф1. Проект изначально был мертворожденный. Но есть вот редкое фото


Болид команды FIRST, все деньгу ушли в его постройку, Леони залез в долги, но готовы они были стартовать в сезоне 1989, когда споткнулись на том же, на чем в свое время пролетел Toleman. Не смогли договорится с поставщиками шин. В 89 в соперники Good Year вернулась Pirelli и обе компании, захотели за шины неподъемные для Леони суммы и сразу. Таркуини в надежде, что проблема решится, приехал в Бразилию и там не было счастья, да несчастье помогло. Разбился Штрейфф и Габриеле занял его место в AGS.


Все ключевые сотрудники команду покинули, но в первых гонках, по инерции болид ещё смотрителя хорошо и Таркуни даже заработал очки, финишировав 6-м в Мексике.
Ну а дальше череда команд аутсайдеров - AGS, Osella. Слабая, ненадежная техника, не позволявшая не то, что набрать очки, просто пройти квалификацию. По количеству Гран При, где он не прошел квалификацию, Таркуини до сих пор лидер Ф1 и вряд ли, его рекорд падет в обозримом будущем. 25 не выходов из 40 попыток. Когда же пройти квалификацию  удавалось, подводила техника. Сезон 1992 года в Fondmetal кажется повернул все в хорошую сторону, Габриеле попадал на старт и был быстр. Но оставались проблемы с надежность, итальянец финишировал лишь раз. А банкротство команды, поставило на надеждах Таркуини крест


Тест пилотом Габриеле быть не захотел и он ушел в кузова. Правда, внезапно он снова проехался в Ф1, на ГП Европы 95, подменив травмированного Катаяму. Габриеле, изменил своим правилам и был в том году тест-пилотом Тиррелла, правда в тестах участвовал мало, так как денег у дядюшки Кена почти не было.


И не сидевший три года за рулем Формулы 1, Габриеле смог квалифицироваться и даже финишировал, что, с учетом всей его карьеры было успехом.
В мое время в Формуле-1 было почти невозможно попасть в первую шестерку, если вы выступали за среднюю команду. Слишком многое зависело от машины. Конечно, я скучал по Формуле-1. Если хотите, меня лихорадило без неё. Но мне было бы трудно вернуться в Формулу 1 на хороших условиях. Очень сложно повторно войти в Ф1 как профессионал, и я это принял. Я провел в Ф1 пять лет и я не хотел проверять работу двигателей, тестировать новые спойлеры, мне хотелось гоняться.
И гоняться получилось хорошо в кузовах. Таркуини чемпион BTCC  1994, чемпион  ETCC 2002 года, примечательно, что оба чемпионата Таркуини выиграл в дебюте.


Это такая черта гонщика Габриеле Таркуини. Он отлично выступает в дебютный сезон а дальше или ему надоедает, или ещё по каким то причинам результаты ухудшаются. Так было и в Ф3000 и в Ф1 отчасти. Тенденция нарушилась в 2009, когда Габриеле на пятый год участия выиграл WTCC и повторил этот успех два года назад в 2018. Габриеле скоро будет 60, но останавливаться он кажется не собирается. Ну а мы можем только завидовать.

Формула 1, Бельгия, 1988, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up