McLaren в начале славных дней

Sep 01, 2018 23:34


Традиционно пост про историю Формулы 1 на страницах данного бложика. Давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. Сезон 1983 года и мы перемешаемся в Голландию на песчаный Зандворт. В 1982 году голландское Гран При было организовано в последний момент, оказалось без рекламы, спонсоров и существенно прогорело. В 1983 о сроках проведения был известно заранее, все продвижение Гран При и договор со спонсорами взял на себя лично Берни  и в итоге билетов удалось продать в два раза больше, чем в 1981!
Возможно потому, что в Голландии мы уже сможем узнать имя чемпиона. В случае схода конкурентов и победы, Ален Прост за четыре гонки до конца, сможет стать чемпионом мира. Прост, который под нажимом от руководства ELF прекратил переговоры с Феррари и дал устное согласие продлить на год отношения с Рено.
В остальном трансферный рынок спокоен. По прежнему многочисленные переговоры ведет Альборето, но после того как у Феррари с Простом история затихла, ясно, что Микеле скорее всего надет красный комбинезон, уж больно этого хочет итальянская публика.
Джон Уотсон объявил об уходе из гонок в конце года. Это, ожидаемо, ибо Уотсон обручился с Барбо Петерсон, вдовой Ронни Петерсона и та настаивала, что бы Джон с автоспортом завязал. Союз продлился недолго и ничего хорошего обоим не принес. Барбо давно пребывала в депрессии со всеми алкогольным и наркотическими вытекающими и робкая попытка Джона Уосона её спасти, не удалась, а возможно только все усугубила и привела к печальному концу.
Кто заменит северо-ирландца, ну пресса активно сватала обратно в команду Андреа де Чезариса, набравшегося мудрости и порой очень быстрого, плюс имевшего поддержку Мальборо.


А вот так красиво с ГП Голландии будет выглядеть Spirint.
Но главной новинкой стал вот этот МакЛарен


У McLaren MP4-1E внутри двигатель TAG-Porsche, мощность 600 л.с. при 11500 об / мин. Плюс оригинальная задняя аэродинамика. Все это богатство пока в руках только Лауды. Все руководство Порш прибыло на трассу, в движок вложено десятки миллионов  и задача, через 20 лет, после последнего появления, все та же, победа. "С лишними 150 лошадиными силами, в моей карьере появился смысл" говорит радостный Лауда.


Но в квалификации пока правили другие люди. В пятницу быстрее всех оказался де Анджелис, но в субботу его оттеснили на второй ряд. Пике в субботу был очень быстр, а рядом с ним приземлился Томба. Элио только третий, в то время Мэнселл пятый. Прост доволен 4-м местом, а Чивер 11-й и с жалобами на трафик. Патрезе 6-й и говорит, что его Brabham не такой мощный как у напарника. Де Чезарис и Уорик поделили 4-ю строчку. Винкельхок, избежал проблем и девятый. А вот Рене Арну угробил двигатель на основной машине а на запасной С2 был лишь 10-м


 Rene Arnoux


Ferrari 126C3
Ferrari 021 1.5 V6T


Manfred Winkelhock


ATS D6
BMW M12/13 1.5 L4T


 Andrea de Cesaris


Alfa Romeo 183T
Alfa Romeo 890T 1.5 V8T


 Derek Warwick


Toleman TG183B
Hart 415T 1.5 L4T


 Ricсardo Patrese


Brabham BT52В
BMW M12/13 1.5 L4T


 Nigel Mansell


Lotus 94Т
Renault-Gordini EF1 (Mecachrome) 1.5 V6T


Alain Prost


Renault RE40
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T


 Elio de Angelis


Lotus 94T
Renault-Gordini EF1 (Mecachrome) 1.5 V6T


  Patrick Tambay


Ferrari 126C3
Ferrari 021 1.5 V6T


  Nelson Piquet


Brabham BT52В
BMW M12/13 1.5 L4T

Заслуживает похвалы 12-е место Бальди. Мауро с травмированной рукой, но опередил Джакомелли, Зурэ (лучший из клиентов Cosworth) и Йоханссона. Уотсон (15) опередил Лауду (19), Ники промучился всю субботу с новым двигателем и его детскими болезнями.Ну и полный провал Williams (Лаффит 17-й, Росберг 23). Альборето проводивший первый гоночный уик-энд на новом Tyrrell 012 столкнулся с неимоверной тратой топлива и лишь 18-й. Гинзани, Чейкотто и Ачесон дальше не прошли.
Моторы БМВ единственные, позволившие своим парням выжать более 300 км/ч на прямой, баварцы где-то нашли дополнительные лошадки. На самом деле это Брайан Харт, разработал для БМВ предохранительный клапан для повышения эффективности четырех немецких цилиндров на низких оборотах.

image Click to view


Ни одного Гран При  без новостей от Андреа де Чезариса. В субботу, в квалификации Андреа чуть не влетел в медленно возвращавшегося в боксы Патрезе. Римлянин был напуган, срезал шикану, весело проскакал по траве. После чего, в худший традициях российских "учителей" несколько раз блокировал Патрезе на прямой.  А потом дождавшись Рикардо в боксах, пару раз стукнул кулаком тому сверху по шлему. Вообщем очень все делает правильно товарищ, что бы оказаться в команде строго, аккуратного и педантичного Ронна Дэнниса.


Конец августа 1983 года и в Голландии очень жарко, что на руку Мишлену. Все мишленовцы стартуют на мягком составе. В Феррари Томба и Арну выбрали средний тип  Goodyear. Росберг и Лаффит, считая, что им то терять не чего, стартуют на сверх жестких шинах.
Увы полного видео в интернетах нет. Может где на торрентах есть, но в славные времена, когда я ими пользовался, не было
Поэтому восстанавливаем по журналистским обзорам тех лет.
Формировачный круг запомнился тем, что Манфред Винкельхок не смог сразу завестись. Немец смог тронутся с места, когда все остальные практически круг закончили. В итоге Манфред должен был бы стартовать последним, но немец ошибся, он стал возвращаться на своё 7-е место, лавируя среди соперников


Старт. Отлично реагирует Пике. В то время, как у Патрика Томба глохнет двигатель, он сворачивает влево, что бы избежать большого столкновения, но все равно все это приводит к панике в задних рядах. В итоге оба Лотуса проваливаются, а лучше всего реагирует Чивер, обошедший партнера и выскочивший на второе место (с 11!). Хуже всех стартовал Винкельхок, провалившийся далеко назад.
По внешней в Gerlachhocht Мэнселл попытался пройти де Анджелиса.  но промазал мимо апекса и потерял 4-е места.
После первого круга
1. Пике Brabham
2. Чивер Renault
3. Прост Renault
4. Патрезе Brabham
5. де Чезарис Alfa Romeo
6. де Анджелис Lotus
7. Арну Ferrari
8. Уорик Toleman
9. Йоханссон Spirint
10. Мэнселл Lotus


Томба смог стартовать и он 21-й. Гурреро поехал в боксы чинить повреждения после контакта с Жарье.


Далее Пике уходит в отрыв. На третьем круге Уорик обошел де Анджелиса а Мэнселл Йоханссона
Томба поднимается до 17 места.
4 круг Первый сход, это Жарье, чья подвеска пострадала в битве  Гурреро.
5 круг В Тарзане Прост без труда опережает Чивера, потому как двигатель американца начал захлебываться. Взрыв турбо у де Чезариса, молодой итальянец возвращается в боксы
После 7 кругов
1. Пике Brabham
2. Прост Renault + 3,5 сек
3. Чивер Renault + 5,9 сек
4. Патрезе Brabham + 6,2 сек
5. Арну Ferrari + 8,9 сек
6. Уорик Toleman + 13,3 сек
7. де Анджелис Lotus
8. Мэнселл Lotus
9. Йоханссон Spirint
10. Уотсон McLaren


8 круг Чивер ожесточенно сопротивляется Патрезе, но в конце круга Риккардо обходит американца по внешнему радиусу
9 круг Чивер  попытался вернуть позицию в Тарзане, но безрезультатно. К этой паре подъехал Арну. Меж тем далеко позади Томба уперся в Росберга, а у Лады хорошая борьба с Альборето
10 круг Уотсон обходи Йоханссона, Томба Росберга а Лауда Альборето
13 круг Бальди атакует Йоханссона. де Анджелис сходит с отказом распределителя


15 круг Смелым маневром, в Тарзане Арну обходит Чивера. Йоханссон уступил позиции Бальди, Винкельхоку и Томба
После 16 кругов
1. Пике Brabham
2. Прост Renault + 6,6 сек
3. Патрезе Brabham + 14,4 сек
4. Арну Ferrari + 16,2 сек
5. Чивер Renault + 18,3 сек
6. Уорик Toleman + 22,5 сек
7. Мэнселл Lotus + 24 сек
8. Уотсон McLaren + 26 сек
9. Бальди Alfa Romeo
10. Винкельхок ATS
Пике продолжает отрываться от Проста. Арну догоняет Патрезе
18 круг Лауда обходит Йоханссона и выходит на 12 место.  Первый круговой Корадо Фаби. Его двигатель умирает
20 круг Патрезе и Арну догоняют Фаби, Рене решает воспользоваться незадачливым круговым

image Click to view


Пике и Прост уперлись в круговых и Рене Арну может и их вполне догнать. А к Патрезе подъехал Чивер, шины итальянца пришли в негодность
26 круг Арну сейчас самый быстрый человек на трассе. Лауда останавливается в боксах. McLaren пока не может эффективно тормозить двигателем, что привело к износу тормозных дисков. Ники предпочел сойти
27 круг В Тарзане Мэнселл попытался пройти Уорика, но слишком поздно затормозил и вылетел за пределы трассы, увязнув в гравии. Очередной, двойной сход Лотусов
28 круг Пит-стоп Лаффита, безнадежно затянувшийся из-за проблем с задним колесом, француз вернулся на трассу 19-м.
После 30 кругов
1. Пике Brabham
2. Прост Renault + 5,1 сек
3. Арну Ferrari + 13,9 сек
4. Патрезе Brabham + 29,9 сек
5. Чивер Renault + 30,4 сек
6. Уорик Toleman +45,6 сек
7. Уотсон McLaren + 46 сек
8. Томба Ferrari
9. Бальди Alfa Romeo
10. Винкельхок ATS


32 круг Патрезе не хватает скорости на прямой и Чивер его обходит. Уотсон отбирает 6-е место у Уорика
33 круг. Быстрый круг Арну 1'19''863. Пит-стоп Уорика, Дерек вернулся на трассу 12-м между Альборето и Росбергом
Шины Brabham изнашиваются значителоьно быстре, чем у соперников и вот уже и Пике начал терять по отшению к Просту
36 круг Пит-стоп Йоханссона ознаменовался небольшим пожаром и Стефан потеряв на этом много времени вернулся на трассу 16-м
38 круг Пике и Прост теперь колесо в колесо. У Алена более лучше резина, но у Нельсона мощность движка пока позволяет сопротивлятся. пит-стоп Чивера, американец 7-й, а Томба в очках. Сошел Лаффит, его резина слишком сильно вибрировала
39 круг. Лидеры догнали на круг Винкельхока. Пит-стоп Арну длился 10 секунд и француз не потеряло на нем позиций. Ну а дальше смотрите, чуть ниже разъясню, что произошло

image Click to view


40 круг Прост маячит в зеркалах у Пике. Чивер вернулся в боксы с забарахлившим движком. Но Джон Уайз приказывает ему вернутся обратно на трассу, ибо есть возможность сдержать Пике. Американец соглашается и но возвращаясь на трассу он сбивает главного инженера ATS Густава Брюннера, перебегавшего паддок к капитанскому мостику
41 круг Брюннера уносят на носилках со сломанной ногой. Пит-стоп Патрезе (12 сек), он шестой позади Томба. Чивер остановился в траве его турбо молчит
42 круг Прост атакует Пике. Он выходит вперед к Тарзану, но вдруг чувствует, что его задние колеса заблокированы. Renault заносит и Ален бьет переднее колесо Пике. Нельсон вылетает с трассы и влетает в отработанные колеса.


Бразилец спокойно выходит из машины, хотя к Алену у него должны быть обоснованные претензии. А Ален спокойно катит к чемпионскому титулу. Но в Bios Uit  его переднее колесо блокируется и Прост влетает в отбойник. Это его первый сход в сезоне и ещё немало чернил будет исписано по поводу было ли столкновение с Пике намеренным, тем более с учетом дальнейших историй с участием Проста.


43 круг Ну а лидер теперь Арну с большим отрывом от Уотсона. Томба провел пит-стоп (11,6)  и француз четвертый.
44 круг Пит-стоп Уотсона (10.6) и северо-ирландец 4-й
после 45 кругов
1. Арну Ferrari
2. Патрезе Brabham + 45,4 сек
3. Томба Ferrari + 49,7 сек
4. Уотсон McLaren + 55,8 сек
5. Уорик Toleman + 1 мин. 14 сек.
6. Бальди Alfa Romeo + 1 мин. 17 сек.
7. Альборето Tyrrell + 1 мин. 26 сек.
8. Винкельхок ATS
9. Бутсен Arrows
10. Зурэ Arrows


Самая напряженная сейчас борьба, это погоня Томба за Патрезе. У Риккардо все так же не в полную силу работает турбо. Но Патрик потерял много времени на обгоне на круг Зурэ.
51 круг Патрезе обходит на круг Винкельхока, чем воспользовался Бутсен, бельгиец отобрал у немца 8 место
52 круг Черный флаг для Манфреда за чудачества на стартовой прямой. Немец крайне разозлен

image Click to view


Рене Арну снял ногу с педали газа.
56 круг Рене Арну застрял за круговым Бруно Джакомелли. Сходит Росберг из-за неисправности зажигания. Это первый технический сход для финна в этом сезоне
57 круг Арну грозит Джакомелли кулаком. Итальянец наконец уходит в сторону
58 круг Томба сократил разрыв от Патрезе до секунды. Джакомелли развернуло в шикане, он смог вернутся на трассу, но вынужден посетить боксы для смены носа
64 круг Томба пытается пройти Патрезе в шикане Мальборо, но промахивается и вынужден скакать по газону
67 круг Перед Panorama двигатель Патрезе дает сбой и Томба спокойно опережает итальянца
67 круг Риккардо решил закончить гонку во что бы то не стало. Но он очень медленный и позволяет Уотсону, Уорику и Бальди себя обойти
68 круг Альборето отбирает у Патрезе 6-е место. Между Арну и Томба 22 секунды
71 круг Из-за взрыва двигателя Корадо Фаби вылетает в гравий
72 круг Рене Арну выигрывает третью гонку в этом сезоне, на 20 секунд опередив напарника. Неожиданный подиум для Уотсона на старом McLaren-Cosworth. Первые очки для 29 летнего Уорика и команды Toleman.


Немного до очков не добрался Йоханссон, в последнем повороте опередивший Зурэ в борьбе за 7 место.
1.  René Arnoux

2.  Patrick Tambay
+ 20.839
3. John Watson
+ 43.741
4. Derek Warwick
+ 1:16.839
5.  Mauro Baldi
+ 1:24.292
6.  Michele Alboreto
+ 1 круг
Томба и Арну кажется помирились. На подиуме они шутят друг с другом. А Рене во время гимна пытался одеть свою кепку на голову Балестера


Конечно всех больше интересует столкновение Пике с Простом. Нельсон, как ни странно, не имеет претензий В таких условиях я понимаю, что происходит в голове пилота... Он ошибся, это правда, но я не виню его. Это спорт. Да это не тот Пике, что год назад, за подобное пинал ногами Салазара. Но, тогда, на ГП ФРГ и обстановка была совсем другая, как ни как, на глазах Нельсона  разбился Пирони. Да и обстановка в том чемпионате была жестче. Пике и Прост относятся друг другу с уважением и симпатией и Ален взял всю вину на себя. Я думал. что там можно пройти. Я немного ошибся. Это удивляет Рене Арну Вот уж никогда не думал что он способен ошибиться и признать это.
Рене Арну, теперь в чемпионате второй и всего в 8 очках от Проста. Пике и Томба тоже рядом и вполне могут побороться за титул

Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок

Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1. Ален Прост
-51
2. Рене Арну
-43
3. Нельсон Пике
-37
4. Патрик Томба
-37
5. Кеке Росберг
-25
6. Джон Уотсон
-22
7. Эдди Чивер
-17
8. Ники Лауда
-12
9. Жак Лаффит
-11
10. Микеле Альборето
-10
11. Андреа де Чезарис
-6
12. Найджел Мэнселл
-6
13. Риккардо Патрезе
-4
14. Марк Зурэ
-4
15. Дерек Уорик
-3
16. Мауро Бальди
-3
17. Дэнни Салливан
-2
18. Джонни Чейкотто
-1
1.Ferrari-80

2. Renault -65

3. Brabham BMW-41

4. Williams Ford-Cosworth -36

5. McLaren Ford-Cosworth -34

6. Tyrrell Ford-Cosworth -12

7. Alfa Romeo-9

8. Lotus-Renault -5

8. Arrows Ford-Cosworth-4

9. Toleman-Hurt-3

11. Theodore Ford-Cosworth -1

11. Lotus Ford-Cosworth -1

Середина и конец 80-х это время наплыва молодых, дерзких и охочих до побед итальянцев в Формулу 1. Они рвали всех в младших формулах, они порой занимали пол пелотона. Но на деле из всего этого вышел пшик в виде всего одной победы. Иван Капелли, Стефано Модена, Алекс Каффи и Пьерлуиджи Мартини, Алессандро Наннини  и Габриэль Тарквини, Джани Морбиделли, Никола Ларини и Алекс Занарди... имя им легион. Все они были молоды, талантливы и амбициозны и наверное первым звоночком стал супер-талант Тео Фаби, который просто шокировал всех в дебютный год в CART в 1983, но два его появления в Формуле 1, кроме трех поулов, более то, ничего Италии и не принесли. А вот его младший брат Коррадо считался куда более талантливым


Corrado Fabi


Младший Фаби, родился на 6 лет позже брата, он родился 12 апреля 1961 года. Человек имеющий гонщика старшего брата, да ещё и родившийся в день полета человека в космос, просто обязан был стать гонщиком. И Коррадо пошел по этому пути, семимильными шагами. В 12 лет Коррадо дебютировал в картинге. Последним британский джентльмен Джими Кларк был моим идеалом в мотоспорте, а чуть позже Ален Прост, тот был фантастическим пилотом.
В 1979, в 18 лет оказался в итальянской Формуле 3, за рулем прошлогоднего March с движком от Тойоты. Не смотря на то, что случилось это  в середине сезона и техника была старой, Коррадо впечатлил, в одной из гонок он финишировал третьим. Молодой итальянец привлек внимание Euroracing и те предложили провести за них часть сезона 1980 в Европейской Формуле 3

Коррадо провел всего шесть гонок, но две из них он выиграл. Он занял в чемпионате третье место и чуть было не опередил товарища по команде - Микеле Альборето, чемпиона, проводившего полный сезон. Ожидания и отзывы в прессе были самыми радужными. В 1981 Коррадо оказался в Формуле 2 и догнал своего старшего брата Тео. Выступали они за разные команды и более опытный Тео выступил конечно лучше, но и Коррадо было чем гордится

Он стартовал с первого ряда в Сильверстоуне и финишировал там третьим. Он взял поул в Нюрбургринге, выиграл в Муджелло и занял в чемпионате 5-е место, в то время как Тео был третьим. В конце года Кооррадо провел тесты в Brabham, но там все же решили взять Патрезе а Фаби младший впервые завис в чемпионате на второй год.

Но этот год был удачным. В борьбе с Джонни Чейкотто, своим напарником по команде, Фаби стал чемпионом, опередив венесуэльца на очко. С пятью победами, итальянец так и остался самым молодым чемпионом в истории Формулы 2. В том же 1982 он выиграл 1000 км. Муджелло, за рулем Лянчи с Наннини в напарниках.
Это был многообещающий талант, но в 1983 году Коррадо Фаби сделал роковую ошибку, в желании любыми путями оказать в Формуле 1.

Он принял предложение Osella и это был провал. Машина четвертого эшелона, Фаби лишь иногда упоминался в новостях, когда его машину обходили на круг. Он шесть раз не прошел квалификацию, А финишировать смог и вовсе всего дважды, причем в Голландии сошел как раз на предпоследнем круге, но попал в классификацию. Вскоре о том, что это очень быстрый а главное молодой итальянец, все позабыли.

А тут ещё и старший брат Тео очень удивил всех дебютом в Индикаре, где, если бы не мудренная система начисления очков, он был стал с ходу чемпионом. Тео пригласили в Brabham, но у Фаби старшего ещё действовал контракт с командой серии CART. Спонсоры из Parmalat настаивали на итальянском пилоте и Тео предложил отличный вариант, что в те дни, когда у него будет накладка с Индикаровскими гонками, пускай его замещает младший брат.


Всего таких гонок оказалось три. В Далласе, где его напарник Пике умудрился не пройти квалификацию, Коррадо финишировал 7-м. Но, его могильщиком оказался старший брат. В сравнении с Тео Корадо смотрелся медленным и неуверенным.

Тео же немного разочарованный вторым сезоном в Индикаре, потом решил все же сконцентрироваться на Формуле 1 и Коррадо доезжал за него в CART в Forsythe Racing. Так же не очень удачно, но был шестым в Финиксе, что внушало надежду.
Но далее происходит такая итальянская история и трагедия в духе семьи Дона Карлеоне. В конце 1984 года умер отец, так же бывший гонщик - Абаро Фаби. Владелец крупной транспортной компании и кто-то должен был унаследовать его дело. Так как у Тео намечалась успешная карьера в Формуле 1, младший Коррадо вынужден был покинуть гонки и принять бразды правления.
Лишь в 1987 году, когда дела устаканились, Коррадо произвел неудачное появление в Ф3000, где из трех гонок в двух не прошел квалификацию (как ни как три года без практики). В том же году, тяжелое наводнение нанесло огромные убытки семейному бизнесу и даже Тео Фаби вынужден был свернуть гоночную карьеру, на время, что бы помочь брату в делах.

Нынче Коррадо Фаби очень успешный бизнесмен, он возглавляет крупнейшее горнодобывающее предприятие IMI Fabi, нынче скупившее половину горного бизнеса в Пакистане. Там же в Пакистане Фаби младший построил несколько картодромов и надеется вырасти нового чемпиона мира из Пакистана.

Формула 1, Голландия, пилоты Ф1, 1983

Previous post Next post
Up