Традиционный пост про историю Формулы 1. Давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. Сезон 1983 перебрался в легендарное Монте-Карло. В чемпионате двоевластие. Ожидаемо лидируют Пике и Прост, но в одном очке от них Патрик Томба, человек, история которого, ещё год назад казалась законченной. А сейчас он один из фаворитов чемпионата и лидер Феррари. Ситуация, конечно не устраивающая Рене Арну, ибо Рене через это проходил в Рено с Простом. И градус в Скудерии начинает нагреваться.
Патрик Томба, выходец из очень хорошей семьи, долго жил в США, имеет университетское образование, спортсмен, очень умный, грамотный гонщик, тщательно работающий с техникой и говорящий на одном языке с инженерами. С другой стороны Рене Арну, он уроженец французского альпийского региона, по сути небольшой деревеньки в горах и эта деревенщина из него проскакивает в каждом его шаге. Английский язык Рене так и не освоил (поэтому с ним так мало интервью в интернете). Он говорит на какой-то чудовищной смеси французского с итальянским. Рене ничего не понимает в технике, вечера он предпочитает проводить с бутылочкой вина и в доброй компании. Но это один из самых быстрых пилотов того поколения. Человек талантом равный Вильневу. Арну без всяких сомнений быстрее Томба. Но Мауро Форгьери сейчас нужен гонщик, который сможет довести их турбо-машину до ума и Мауро делает ставку на Патрика. Ну а Патрик уже начинает подковерную возню. Я хочу полностью посвятить карьеру Феррари. Для меня выступление за Феррари это честь. Я не ищу полемику, по поводу того, быстрее ли Рене. На мой взгляд, сейчас важнее интересы команды.
Меж тем апелляционный суд ФИА рассмотрел жалобу Фрэнка Уильмса по поводу дисквалификации Росберга в Бразилии. Там напомню машина Кеке загорелась на пит-стопе, финн выскочил из болида как ошпаренный,потом вернулся и поехал. Но дисквалифицировали его за то, что машину повторно завели на пит-стопе, в то время как по правилам машину можно заводить только в помещении боксов и на стартовой прямой. Вообщем правила странные, но они есть и дисквалификация осталась в силе. Кеке Росберг очень зол.
Ну а что касается дозаправок, то в Монако мы их не увидим. Есть королевский указ ещё 1955 года (когда Монако вернулось в Ф1), ограничивающий количество топлива в боксах. С королевскими указами не стал спорить даже Берни, он надеется, что на этой трассе топлива тратится не так много и его машинам должно хватить.
В отличии от большинства других трасс, Гран При Монако очень прибыльная гонка. Автомобильный клуб Монако смог договориться о прямой трансляции в 35 стран, в том числе и в Восточную Европу (Чехословакию, Венгрию, Польшу). Американская ABC, будет показывать в прямом эфире в США, а к примеру Лонг-Бич с ними договориться не смог. Плюс большое число спонсоров, гостей. Вступительный взнос в 850 000 Монако выплатил легко и непринужденно.
Все новинки команд в основном касались заднего спойлера и экспериментов с числом планок и его размерами. Ligier представил свою гидропневматическую подвеску. Ну а Brabham будет единственной командой с карбоновыми тормозами, остальные не рискнули использовать их в Монако.
А так теперь выглядит Arrows
Будущие спонсоры Баррикелло, сигареты Barclay решили вложится в команду, где Марк Зурэ регулярно приезжает в очки. Эта же гонка должна стать последней для Шику Серры, в Бельгии в составе Arrows его сменит Тьерри Бутсен.
В пятницу с утра проходила предквалификация, где в полном составе устранилась команда Theodore, Гурреро и Чейкотто трасса оказалась не по зубам.
Остальные свои дела решили в пятницу днем, ибо в субботу трасу смыло дождем.
Очень легкий поул взял Ален Прост, который был в два раза быстрее своего напарника Эдди Чевера, а тот между прочим показал третье время. Между ними Арну, считавший, что мог бы побороться за поул, если бы в субботу было солнце, Томба 4-й. Росберг благодаря очень рискованной манере вождения 5-й и в нескольких тысячных от Томба, Лаффит 8-й. Brabham-BMW на городских трассах не едет, если Пике ещё смог квалифицироваться 6-м, то прошлогодний победитель Патрезе лишь 17-й. Уорик 10-й, а вот его напарник Джакомелли продолжает разочаровывать, он не прошел квалификацию. Де Чезарис 7-й, но успел разбить Alfa Romeo об рельсы, его напарник Бальди 13-й. Ligier достаточно хорош, Жарье 9-й, Бойзел 18-й.
Derek Warwick
Toleman TG183B
Hart 415T 1.5 L4T
Jean Pierre Jarier
Ligier JS21
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
8
7
Jacques Laffit
Williams FW08C
Ford Cosworth DFY 3.0 V8
Andrea de Cesaris
Alfa Romeo 183T
Alfa Romeo 890T 1.5 V8T
6
5
Nelson Piquet
Brabham BT52
BMW M12/13 1.5 L4T
Keke Rosberg
Williams FW08C
Ford Cosworth DFY 3.0 V8
4
3
Patrick Tambay
Ferrari 126C2B
Ferrari 021 1.5 V6T
Eddie Cheever
Renault RE40
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
2
1
Rene Arnoux
Ferrari 126C2B
Ferrari 021 1.5 V6T
Alain Prost
Renault RE40
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Tyrrell выставили специальное укороченное шасси, показавшее себя неважно (проблема с балансом), Альборето 11-й, Салливан 20-й. Неплохо у Arrows Зурэ 12-й, Серра 15-й. В Lotus Мэнселл на "почетном" 14-м месте, де Анджелис 19-й и жалуется на ужасное управление. Ну и 16 Винкельхок, мог бы и лучше, в субботу на свободной практике, он показал лучшее время, а потом полил дождь. Вот и все 20 человек. Тест на внимательность, кого не хватает?
Джакомелли, Корадо Фаби, Гинзани и Салазар, ожидаемо, ну и оба .... McLaren.
Последний раз подобный позор с Ники Лаудой случался в далеком 1971 году, когда он дебютировал в March. MP4 / 1D совершенно не может прогреть шины за те пару кругов, что даются на то, что бы показать быстрое время. Джон Бернард и Ники Лауда винят в этом... шины. Дескать Мишлен работают на турбо-двигатели и привозят составы удобные турбовым командам. Может быть и так, но вот Жан-Пьер Жарье на таких же шинах и с таким же мотором, почему-то 9-й. Глава Мишлен, обидевшись, пообещал привезти другой состав в субботу и привез, но уже шел дождь.
А вот в воскресенье дождя вроде не было, но стоило начать устанавливать машины на стартовой решетке, как начало накрапывать. Не дождь но сильная морось позволяющая асфальту стать мокрым и скользким. Уроженец соседних Канн Патрик Томба уверен, что дождь не надолго. Но Ferrari и Renault и Brabham-BMW, все же решаются стартовать на дождевых шинах. Житель Монако Кеке Росберг усиленно спорит с Фрэнком Уильямсом, он убежден, что ставку надо делать на слики и он в них обувается. На сликах стартуют и Альборето с Салливаном и Зурэ. А так же Винкельхок, де Анджелис и Уорик, эти трое оснащенные турбо-движками, поэтому на мокрой трассе это особый риск.
Смотрим
Click to view
4.00 Старт. Прост хорошо реагирует, в отличии от забуксовавшего на старте Арну. Но лучше всех среагировал Кеке Росберг, как стрела, он пронзил пелотон, не дотянувшись только до лидера Проста. Лидеры быстро ушли в отрыв, а остальных сдерживает Чивер, которого яростно атакует Арну. Борьба очень интересная, но режиссер прошелкал момент, когда Росберг обошел Проста и вышел в лидеры
7.00 Видим, что Мэнселла и Альборето гонка закончилась, парни столкнулись в бассейне.
После первого круга
1. Росберг Williams
2. Прост Renault
3. Чивер Renault
4. Арну Ferrari
5. Томба Ferrari
6. де Чезарис Alfa Romeo
7. Лаффит Williams
8. Жарье Ligier
9. Пике Brabham
10. Бальди Alfa Romeo
Капли дождя ещё падают на трассу, но асфальт довольно быстро высох на колее, и парни на сликах имеют преимущество, Росберг уже оторвался от Проста на 5 секунд, и это за два круга, Кеке старательно избегает сырых участков трассы. Его напарник Лаффит, тоже на сликах. Он быстро обошел де Чезариса, Томба и Чивера (уступившего все же Арну) и бросился в погоню за Рене.
12.00 Видим разбитый болид Бойзеля. Это на входе в туннель, в него влетел Винкельхок, для немца и бразильца гонка на этом закончилась. Первым, кто понял, что дождевая резина была ошибкой, стал Пике, Нельсон нырнул на пит-стоп, не очень быстрый, ибо слики не сразу принесли. Бразилец вернулся на трассу 14-м.
13.00 Наблюдаем интересную борьбу Арну с Лаффитом.
14.00 Пит-стоп Патрезе. Ну а борьба Арну с Лаффитом окончилась в Портьере, Жак отправил Рене в рельс и Арну поехал в боксы с разорваным левым задним колесом.
И все же Рене действительный наследник славы Вильнева, по пути в боксы Рене начал разбрасываться ошметками резины и даже кучками диска. До боксов его в итоге дотолкали комиссары.
18.00 Жарье так же переобулся в слики и теперь отбивается от Патрезе. Кеке Росберг уже догнал эту парочку на круг. На пит-стопе побывал и Ален Прост и Андреа де Чезарис
После 7 кругов
1. Росберг Williams слики
2. Лаффит Williams +28, 5 сек. слики
3. Томба Ferrari +51, 1 сек дождевые шины
4. Зурэ Arrows +53 сек. слики
5. Чивер Renault +55 сек дождевые шины
6. Уорик Toleman +56 сек. слики
7. Прост Renault слики пит-стоп
8. Пике Brabham слики пит-стоп
9. де Анджелис Lotus слики
10. Бальди Alfa Romeo дождевые шины
19.00 Пит-стоп Чивера, он вернулся на трассу 12-м, перед Жарье.
20.00 Арну выпустили на трассу, но он проехав круг остановился, машина слишком повреждена. Ну а Росберг застрял за традиционно не смотрящим в зеркала и на синие флаги Жарье. Томба побывал на пит-стое и вернулся на трассу 11-м, в круге от Росберга.
21.00 Жарье и Росберг приехали в пробку созданную Шикой Серрой. Правда в конце круга Серра, как и Бальди поедет на пит-стоп.
22.00 Подгоняемый Росбергом Жарье отлично прорывается, вот он прошел де Чезариса. Меж тем возвращавшийся в боксы Арну крикнул пару бранных слов, проезжавшему мимо Лаффиту.
23.00 Наконец-то Росберг в туннеле избавился от Жарье.
27.00 Борьба проваливших гонку Томба, Чивера и Патрезе. И тут же нам покажут ещё одну хорошую борьбу, за 4-е место, где Уорик отбивается от Проста и Пике.
29.00 де Чезарис едет в боксы с заблокированной коробкой передач
31.00 А Дерек Уорик продолжает на на жизнь а на смерть отбиваться от Проста.
После 16 круга
1. Росберг Williams
2. Лаффит Williams +23, 2 сек.
3. Зурэ Arrows +1 мин. 07 сек.
4. Уорик Toleman + 1 мин. 13 сек.
5. Прост Renault + 1 мин. 13,5 сек. пит-стоп
6. Пике Brabham + 1 мин. 14 сек. пит-стоп
7. де Анджелис Lotus + 1 мин. 23 сек.
8. Чивер Renault +1 мин. 28 сек. пит-стоп
9. Жарье Ligier +1 круг пит-стоп
10. Патрезе Brabham +1 круг пит-стоп
Томба 11-й, за ним Салливан, Бальди и Серра.
33.00 Продолжаем наблюдать попытки Проста опередить Уорика. Иллюстрация, когда мощность двигателя не главное. Для пущего эффекта у Уорика из-под капота показываются языки пламени. В оправдание Алена можно лишь сказать, что его машина была настроена на сильный дождь и у него капризничает коробка. Эту троицу постепенно догоняет Чивер.
40.00 Смелым маневром Пике проходит Проста в туннеле. И Ален тут же оказался под атаками Чивера. Видимо коробка совсем плоха.
43.00 Эдди нетерпелив позади Проста. А сзади их стремительно догоняет лидер Кеке Росберг.
47.00 Уорик-Пике-Прост-Чивер-Росберг проходят на круг Бальди (Кеке на второй)
48.00 Чивер после серии опасных атак, все же обошел Проста. Возможно Ален решил не сопротивляться и просто добраться до финиша.
53.00 Теперь Чивер очень настырен за Пике. В это время стартовавший на сликах де Анджелис вынужден провести пит-стоп.
54.00 Но Эдди поднимает руку, отказ электронники и сход.
58.00 А Уорик с Пике уже в зеркалах у едущего третьим Марка Зурэ. В Портье Нельсон пытается пройти Дерека, но столь смелым маневром, что если бы бразилец резко не оттормозился, все бы закончилось столкновением.
Мы как то позабыли, но Марк Зурэ действительно едет 3-м. со времен чудес Патрезе в начале 81 года, у Arrows не было столь хорошей гонки, новые спонсоры довольны.
01.12 Уорик уже вплотную за Зурэ. Разрыв между Росбергом и Лаффитом так же сокращается. У Кеке мозоли на обоих руках и теперь активно рулить ему больно
После 46 кругов
1. Росберг Williams
2. Лаффит Williams +10, 9 сек.
3. Зурэ Arrows +1 мин. 02 сек.
4. Уорик Toleman + 1 мин. 03 сек.
5. Пике Brabham + 1 мин. 04 сек. пит-стоп
6. Прост Renault + 1 мин. 09 сек. пит-стоп
7. Патрезе Brabham +1 круг пит-стоп
8. Томба Ferrari +1 круг пит-стоп
9. Салливан Tyrrell +1 круг
10. Бальди Alfa Romeo +2 круга пит-стоп
Проводивший хорошую гонку Жарье сошел из-за отказа гидравлики.
01.14 Дерек Уорик настырно лезет отобрать 2-е место у Марка Зурэ. Пике спокойно наблюдает за всем этим со стороны.
01.21 Зурэ-Уорик-Пике догнали кругового Дэнни Салливана. На торможении в Сент-Дево, Уорику кажется, что Зурэ приоткрыл ему калитку. Дерек просовывает туда нос и бьет Зурэ в заднее колесо. Марка сносит с траектории и он разбивает Arrows об рельс, Уорика разворачивает и его машина повреждена. Более мудрые Пике и Прост спокойно проезжают мимо. Дерек уезжает в боксы что бы сойти. В Arrows и Toleman уныние, их пилоты были близки к действительно хорошим очкам. Но один слишком торопился, другой не смотрел в зеркала, занятый обгоном на круг Салливана.
После 52 круга
1. Росберг Williams
2. Лаффит Williams +19, 8 сек.
3. Пике Brabham + 1 мин. 06 сек. пит-стоп
4. Прост Renault + 1 мин. 07 сек. пит-стоп
5. Патрезе Brabham +1 круг пит-стоп
6. Томба Ferrari +1 круг пит-стоп
7. Салливан Tyrrell +1 круг
8. Бальди Alfa Romeo +2 круга пит-стоп
9. Серра Arrows +2 круга пит-стоп
10. де Анджелис Lotus +2 круга пит-стоп
Всего 10 машин на трассе.
01.26 Элио де Анджелис заезжает на второй пит-стоп. Но смена колес проходит так агрессивно, что Элио сломали полуось. Пятую гонку подряд итальянец не может увидеть клетчатый флаг.
Томба догоняет Патрезе, чей двигатель начал давать сбои.
01.28 Жак Лаффит очень медленен. У него пропала третья скорость, а вскоре и вся коробка встала колом. В отличии от де Анджелиса для Лаффита это первый сход в этом году.
01.39 Нам показывают Патрика Томба, опередившего Патрезе и вышедшего на 4-е место. Таким образом во главе гонки чемпион, а следом за ним три лидера сезона, кто мог такое подумать в середине Гран При, когда казалось, что лидеры безнадежно провалились из-за неверного выбора резины.
01.41 Патрезе проводит второй пит-стоп, не потеряв на этом мест. Помимо смены резины, эта остановка позволяет немного сэкономить топлива, которого может не хватить до финиша. Нам не показали, но в это время в бассейне у Росберга заглох двигатель, но финн смог его перезапустить.
01.44 Кеке Росберг заперт за Дэнни Салливаном. Американец не хочет проиграть ещё круг и не пускает чемпиона. Финн грозит кулаком. Патрик Хед пошел разбираться к дядюшке Кену.
01.45 Салливан наконец-то пропустил Кеке в туннеле.
01.48 Патрезе притерся об рельс и сходит, на входе в туннель. Риккардо ещё ни разу не финишировал в 1983 году.
Его напарник Пике едет на удобном 2-м месте, но он должен думать о количестве топлива и сбрасывает скорость. Прост с дышащей на лад коробкой передач близок.
02.01 Кеке Росберг пересекает финишнюю черту.
Вторая победа чемпиона в Формуле 1. Подиум с ним поделили Пике и Прост, не смотря на неудачную стратегию. Первые очки заработал Салливан и открыл счет очков Альфа Ромео в 1983 Мауро Бальди. Всего финишировало 7 машин, до очков не успел Шику Серра.
1. Keke Rosberg
2. Nelson Piquet
+ 18.475
3. Alain Prost
+ 31.366
4. Patrick Tambay
+ 1:04.297
5. Danny Sullivan
+2 круга
6. Mauro Baldi
+2 круга
До сих пор Кеке Росберга многие считали чемпионом случайным. Как и ни как у усача была всего одна победа. Этим успехом в Монако, показавший стратегические знания, риск и великолепную технику вождения, Кеке Росберг заставил голоса скептиков умолкнуть.
На подиуме его встречают Ренье Третий с детьми - принцем Альбетом и принцессой Кэролайн. Другой постоянный персонаж подиумов супруга князя - Грэйс Келли, увы погибла в ДТП в сентябре 1982 года.
Кеке Росберг не сказать, что бы очень доволен, ему все омрачает дисквалификация в Бразилии. В эти выходные я должен был заработать 15 очков а не 9. Я заслужил мои 6 очков в Бразилии. Ну такой во Кеке Росберг персонаж, человек у которого всегда был повод поворчать.
А Прост с Пике довольны, они объективно считают, что на турбо двигателях в Монако за Росбергом им было не угнаться, даже если бы они обули слики изначально.
В чемпионате Нельсон Пике вышел в единоличные лидеры, набрав на 2 очка больше чем Прост. Ещё более напряженная борьба в кубке конструкторов, где пять команд разделяют 5 очков
Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1. Нельсон Пике
-21
2. Ален Прост
-19
3. Патрик Томба
-17
4. Кеке Росберг
-14
5. Джон Уотсон
-11
6. Ники Лауда
-10
7. Рене Арну
-8
8. Жак Лаффит
-7
9. Эдди Чивер
-4
10. Марк Зурэ
-4
11. Дэнни Салливан
-2
12. Джонни Чейкотто
-1
12. Микеле Альборето
-1
1. Ferrari-25
2. McLaren Ford-Cosworth -21
3. Brabham BMW-21
4. Williams Ford-Cosworth -21
5. Renault -20
6. Arrows-Cosworth-4
7. Tyrrell-Cosworth -2
8. Theodore Ford-Cosworth -1
8. Alfa Romeo-1
В 1983 году Arrows и Джеки Оливера в поисках спонсоров кидало из крайности в крайность. Сначала была любопытная затея с Аланом Джонсом, а затем Arrows решили торговать рекламными площадками почти на каждое Гран При, чем ввели в ступор, например, собирателей моделек или начинающих знатоков истории Формулы 1, в до интернетовскую пору, вроде меня, привыкших, что цвета команд, как правило в течении сезона не меняются. В 1983 "хамелеон" Arrows поставил своеобразный рекорд по числу спонсоров и раскрасок. Давайте считать.
Гран При Бразилии
Сезон начинается с совершенно белой машиной, что для любого разбирающегося в автоспорте свидетельствует, что команда находится при смерти, финансовой. Так и было, в надежде найти хоть каких то спонсоров Джеки Оливер садит за руль в Бразилии местного парня Шику Серру, когда-то подающего надежды и связанного с братьями Фиттипальди. Спонсоры не приходят.
Гран При США Лонг Бич
За рулем объявился Алан Джонс и поставщики моторного масла из Valvoline, решили увеличить свои наклейки. Американцы из Valvoline хорошо работали с Формулой 1 в 70-е, с Shadow, McLaren, Braham, Theodore, но обычно их эмблему было еле видно. Опыт Valvoline понравился, но со следующего сезона они решат сконцентрироваться на Индикаре.
Гран При Сан-Марино
Джонс в команде не задержался, вернулся Серра. Марилена это небольшой бразильский городок, где живет чуть более 6000 человек, он находится на севере штата Парана. Но не городок решил поддержать земляка. MARILENA CONFEZIONI SPORTIVE SPA, итальянская спортивная марка одежды, производившая в основном одежду для велоспорта (те самые велосипедки) Загнулись в конце 80-х, но вот имя осталось.
Гран При Монако
Barclay сигареты от British American Tobacco. В России продавалась какая-то жуткая подделка от неизвестных ростовских производителей. Оригинальный Barclay, британские сигареты относительно дешевые и известны были по ароматизатору карамели. в табаке и что, почти 10 лет, с перерывами, их рекламировали в Формуле 1, сначала Arrows, потом Jordan. Настоящий Barclay выглядит так.
сигареты выглядевшие по другому, никакого отношения к Barclay не имеют. Напомню. заодно, что курить вредно, бросать трудно.
Гран При Бельгии
Barclay и оставались основным спонсором, но на некоторых Гран При Arrows стали красится в цвета всех пожелавших. Поскольку в Бельгии в команде дебютировал Тьерри Бутсен, пожелавших было много. Главные из них Луи де Пурте, бельгийские производители напольных ковров. Бизнес у них довольно успешен и сейчас, когда казалось время ковров безнадежно ушло.
Гран При Великобритании
Не только в России загибались автоспортивные издания. Журнал Гран При с 1979 года радовал читателей яркими фото и обложками,
но благополучно загнулся в середине 1986, не смотря на статус элитного. Но, зато сейчас подшивки с этим журналом стоят порядка 70 000 рублей за один год.
Гран При ФРГ
Ещё одна исчезнувшая марка
Как видите это такой итальянский одеколон.
Гран При Голландии
Allwave Hifi, небольшая голландская фирма по установке хай-фай оборудования
создана в 1976, работает и сейчас.
Гран При Италии
Golia это итальянские карамельки выпускаемые с 1945 года.
В 80-х эти карамельки с ментолом особо раскрутились и добрались даже до Формулы 1. Производятся и сейчас и даже были спонсором итальянского "Голоса".
Гран При Европы
MacConnal-Mason Galleries, довольно известная картинная галерея, находящаяся в Лондоне. Весьма оригинальный спонсор для Формулы 1.
В 1984 году дела у Arrows устаканились и уже столь пестрого мелькания спонсоров не было. Итого мы имеем 10 смен раскрасок в 1983 году. Рекорд сомнительный, но он помог команде и Arrows в итоге пережила и уверено смотревших в будущее Brabham и заводские Renault Alfa Romeo и легендарные Lotus, Ligier с Tyrrell. Ну и спонсорство спорта выгодно, на фото и видео ваше имя останется на века.