Снова история Формулы 1 на страницах данного бложика. Давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. Мы, напомню, остановились в 1981 году, и у нас ГП Голландии, прямо по курсу. В чемпионате, лидирует Карлос Рётеманн на 6 очков опережающий Нельсона Пике, ну и после победы в Австрии, в гонку за титулом бросился ещё и Жак Лаффит. И в теории и при должной доле везения может и Алан Джонс отстоять свой титул.
Мир автоспорта больше же занят предстоящими выборами главы ФИСА. Личный авторитаризм и периодически сотрясающие Формулу 1 скандалы, конечно подорвали позиции Балестера, но реальных соперников на выборах у него нет. Да, глава британского автоспорта Базиль Тэй выставил свою кандидатуру, надеясь на поддержку англичан. Но за Балестера горой стоят маленькие федерации автоспорта, начавшие получать от ФИСА какие-то денежки. Балестера, как ни странно, поддерживает Берни Экклстоун, поскольку он знает, как можно победить и переубедить француза, если, что-то пойдет не так.
Из других новостей. Жерар Дюкаруж, уволенный из Ligier, через месяц оказался в Alfa Romeo. Сделка несколько сомнительная, ибо Альфа это Карло Китти, конструктор, столь же не терпящий какой либо конкуренции,. как и Дюкаруж. Собственно, между этой парой сразу возникло недопонимание, но Жерар пока, радостно бросился переделывать понтоны Альфы по образу Лижье.
Tyrrell наконец-то выдали новую 011 и Альборето. В Ligier подготовили новую машину и для Томба, теперь у Патрика такой же болид. как у сотворившего чудо в Австрии Лаффита. В Toleman появился новый турбо двигатель от Брайана Харта. Брайан заставил свою технику похудеть на 20 киллограм.
Уилсон Фиттипальди объявил, что нашел новых, крупных спонсоров - авиа-перевозчиков Avia. Это блеф, на самом деле команда близка к банкротству и бедняга Кеке Росберг, пребывает в мрачнейшем настроении, думая, как бы ему бежать с этого тонущего корабля. Одна светлая новость с Мишлена Фиттипальди переобулись в Пирелли.
А вот Ален Прост сияет, его жена Энн-Мари подарила ему сына - Николя. Второй пилот Рено тоже в хорошем настроении. Фрэнк Уильямс долго обхаживал Рене Арну, что бы тот стал тест-пилотом у них, но видя такую активность в Renault поспешили продлить контракт с Арну на следующий год. Жерал Лярусс уверен в своем выборе пилотов. Прост далеко не подарок, его личность растормошила всю команду, в хорошем смысле этого слова. Ему нужно все и сразу. Рене же полагался на настройки Жабуя. В итоге Арну прибывал в депрессии. Он никак не мог догнать Проста. Он преодолел этот плохой период. С Жабуем в напарниках, ему не нужно было заставлять себя. Теперь же ему надо стараться.
Рено, уже традиционно, выиграли квалификацию. Арну доминировал в пятницу, но в субботу Прост смог вырвать у него поул. Однако отрыв от конкурентов уже не так велик. И ставший третьим Пике, довольно близок по скорости. Далее два Williams, Лаффит 6-й (Томба, снова столкнувшийся с трудностями 11-й). Андретти доволен изменениями Альфы и он 7-й. Джакомелли 14-й, но у него болид в старой версии. Уотсон 8-й, и жалуется на перебои в топливной системе. Его напарник де Чезрис совершил чудо кульбит в Тарзане. Андреа уничтожил МакЛарен и пожаловался на то, что его подвели тормоза.
Рон Дэннис отказался предоставлять де Чезарису запасной болид и на этом Гран При для Андреа закончилось. де Чезарис должен был стартовать 13-м. но его стартовое место останется пустым, зато это спасло гонку для Альборето. он стартует 25-м.
9
Ricсardo Patrese
Arrows A3
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Elio de Angelis
Lotus 87
Ford Cosworth DFV3.0 V8
8
7
John Watson
McLaren MP4
Ford Cosworth DFV3.0 V8
Mario Andretti
Alfa Romeo N179D
Alfa Romeo 1260 3.0 V12
6
5
Jacques Laffit
Talbot-Ligier JS17
Matra MS81 3.0 V12
Carlos Reuteman
Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
4
3
Alan Jones
Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Nelson Piquet
Brabham BT49C
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
2
1
Rene Arnoux
Renault RE30
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Alain Prost
Renault RE30
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Лотус страдает на этой ухабистой трассе и если де Анджелис смог квалифицироваться 9-м, то Мэнселл лишь 17-й. Патрезе 10-й, Штор 21-й. Феррари страдает из-за слишком низкой посадки. Пирони 12-й, Вильнев 16-й, перед ним Ребаке 15-й. Габбьяни, обе Фиттипальди (пострадали из-за поломки двигателя) и оба Toleman квалификацию не прошли.
Прост, в отличии от Арну решил стартовать на мягкой резине.Пике, Джонс и Рётеманн так же последовали примеру Проста.
Смотрим, увы гонка разбита на такие вот репортажи.
Click to view
4.00 Старт. Прост стартует очень хорошо и сразу отрывается от Арну. Позади Джонс выиграл старт у Пике , Лаффит и Андретти обошли Рётеманна. Жиль Вильнев оказался зажат между Джакомелли и Патрезе. Феррари подлетает на машине Бруно, вращается и улетает в гравий.
Вильнев никого не зацепил по дороге, но для Жиля гонка закончилась
Нам не показали. но в чуть позже Томба въехал в зад Пирони и оба поехали в боксах. Катастрофа для Феррари.
После первого круга
1. Прост Renault
2. Арну Renault
3. Джонс Williams
4. Пике Brabham
5. Лаффит Ligier
6. Рётеманн Williams
7. Андретти A;fa Romeo
8. Уотсон McLaren
9. де Анджелис Lotus
10. Патрезе Arrows.
7.00 Наблюдаем Томба в боксах. это сход из-за поломки задней подвески. Пирони так же в боксах ремонтирует передню подвеску. С разряженным акамуляторм сошел и Мэнселл.
8.00 На финишной прямой Ален Джонс проходит Рене Арну. Это же попытался проделать Пике, но Рене смог отбить атаку бразильца. Подальше Уотсон обошел Андретти.
9.00 В Тарзане Пике удалось опередить Арну, которого тормозят его жесткие шины.
13.00 Сходит из-за поломки подвески Дэйли.
14.00 Меж тем видим что и Жак Лаффит прошел Рене Арну, за пределами камер.
Click to view
Видим, что у Марио Андретти надломлено переднее крыло. Это последствия его столкновения с Рётеманном в начале гонки. В итоге мимо американца проехал де Анджелис и Патрезе. Джакомелли тоже близок, но его слегка занесло в повороте, правда Бруно поймал машину. Марио поедет на пит-стоп где потеряет пять минут на замену носа. Меж тем Карлос Рётеманн так же прошел Арну.
После 10 кругов
1. Прост Renault
2. Джонс Williams +2,2
3. Пике Brabham + 4,9
4. Лаффит Ligier + 10,2
5. Рётеманн Williams + 11,1
6. Арну Renault + 13,7
7. Уотсон McLaren + 14.0
8. де Анджелис Lotus
9. Патрезе Arrows
10. Джакомелли Alfa Romeo
Теперь Уотсон теряет время за Арну. Вскорне Патрезе обойдет де Анджелиса а Ребаке обгонит Джакомелли, явно имевшего проблемы с управляемостью.
Прост показал быстрый круг, но Алан Джонс, вдвое сократил расстояние уже практически у него на хвосте. Позади Уотсон все же прошел Рене Арну. Патрезе где-то ошибся и пропустил де Анджелиса и Ребаке.
10.00 Джонс перебивает быстрый круг Проста и висит на хвосте у француза.
11.00 Рикардо Патрезе сходит, его подвеска оказалась повреждена в стартовом столкновении с Вильневым.
13.00 Джонс поравнялся с Простом на финишной прямой, оба пилота бок о бок входят в Тарзан, но Алан оказывается на грязной части трассы и Просту удалось сохранить лидерство.
Там же в Тарзане Рётеманн бросается в атаку на Лаффита. Очень оптимистично. Срезая бровку Карлос влетает в левый бок Жака. Гонщики сталкиваются. Лаффит ломая сетчатый забор застревает в гравии. Для аргентинца так же все кончено , его левое колесо выбито.
Повтор аварии можно увидеть на 14 минуте.
Click to view
1.00 А здесь мы видим вылет Джакомелли. Разбитая подвеска отправила его в забор на высокой скорости. Как и в случае Патрезе это все последствия столкновения с Вильневым на старте.
После 21 круга
1. Прост Renault
2. Джонс Williams +0,2
3. Пике Brabham + 5.3
4. Уотсон McLaren + 20,4
5. Арну Renault + 29,0
6. Ребаке Brabham + 46,5
7. де Анджелис Lotus
8. Жарье Osella
9. Зурэ Theodore
10. Чивер Tyrrell
2.00 Прост и Джонс нагоняют группу круговых - Салазар, Альборето, Боргудд, у которых ожесточенная борьба друг с другом. Боргудд и Салазар слегка зацепили друг друга. дав Альборето уехать. К счастью лидерам они проблем не создали. Позади, вылетел в гравий и сошел Рене Арну.
5.00 Прост и Джонс догнали Альборето. Микеле не сильно обращает внимание на синие флаги. Прост осторожничает и в Panorama Джонс обходит француза. Алан сразу занимает место за Альборето, что в слип-стриме набрать скорость для отрыва от Алена Проста. В Тарзане Джонс начинает обходить Альборето, но обнаруживает справа Проста, который за счет позднего торможения и турбо мощи Рено, совершает двойной обгон и возвращает лидерство в гонке.
10.00 Прост и Джонс догнали Зурэ с Жарье. Жан-Пьер Жарье так же не любит смотреть в зеркала а значит у Джонса снова появилась возможность для обгона. Но нет, все прошло гладко. Теперь только ещё пять пилотов в одном круге с лидерами.
14.00 Жарье сходит, после того,как у него выпали вторая и третья передачи
Джонс в погоне за Простом испортил резину и начал отставать от француза. Позади Салазар догнал и обошел Альборето
После 35 круга
1. Прост Renault
2. Джонс Williams +4.0 сек.
3. Пике Brabham + 17.5 сек.
4. Уотсон McLaren + 32,7 сек.
5. Ребаке Brabham + 1 мин. 09 сек.
6. де Анджелис Lotus + 1 мин. 13 сек.
7. Зурэ Theodore + 1 круг
8. Чивер Tyrrell + 1 круг
9. Салазар Ensign + 1 круг
10. Альборето Tyrrell + 1 круг
Джонс уступает по полторы секунды на круге и махнул рукой на борьбу за победу. Мягкие Мишлен Проста явно лучше сохранились. Гонка уходит в спящий режим.
Click to view
7.00 Прост прошел на круг Ребаке и Штор машет ему рукой, что он его обгонял быстрее. на второй круг. Чуть позже Чивер застрянет в гравии с поломанной подвеской.
12.00 Штор на пит-стопе.
После 50 круга
1. Прост Renault
2. Джонс Williams +11,1 сек.
3. Пике Brabham + 28,9 сек.
4. Уотсон McLaren + 47,2 сек.
5. Ребаке Brabham + 1 круг
6. де Анджелис Lotus + 1 круг
7. Зурэ Theodore + 1 круг
8. Салазар Ensign + 1 круг
9. Альборето Tyrrell + 2 круга
10. Боргудд ATS + 2 круга
13.00 Боргудд замедлился ибо у него взорвалось колесо, возможно как последствие столкновения с Салазаром. Слим поехал на пит-стоп. И тут же сходит шедший 4-м Уотсон. Отказала электроника.
Вошедший в очки Зурэ тут же уступил 6-е место Салазару. У швейцарца начал греться двигатель и ему пришлось сбросить скорость. Шины Джонса пришли в полную негодность. И Пике начал его догонять.
Click to view
4.00 В Scheilvak взрывается левая передняя шина у Марио Андретти. Альфа Ромео сильно бьется об рельс, а потом вращается в траве. Болид уничтожен, Андретти в сознании но не может выбраться из кокпита.
6.00 Марио осматривает Сид Уоткинс. В это время Пике уже вплотную за Джонс замедленным круговыми. Пользуясь тем, что на они очередной круг догнали Салазара, Пике обошел Джонса в Тарзане и вышел на второе место.
8.00 Марио Андретти увозят в машине скорой помощи. Он оглушен и получил несколько ушибов.
Click to view
1.00 Микеле Альборето уже догнал Салазара, стремясь отобрать у того очки. Но в пылу борьбы ошибся с передачей и погубил двигатель
2.00 Ален Прост пересекает финишную черту первым. Отличные 6 очков в чемпионате для Пике. Первый подиум для Джонса с ГП Монако. Отметим и первые очки Чили в Формуле 1
1. Alain Prost
2. Nelson Piquet
+ 8.24
3. Alan Jones
+ 35.50
4. Héctor Rebaque
+ 1 круг
5. Elio de Angelis
+ 1 круг
6. Eliseo Salazar
+ 2 круга
Ален Прост доволен, если про его победу во Франции говорили. что его вывезла "самовозка", то в Голландии он хорошо поборолся с Джонсом. "Мой Renault был идеальным, а шины Michelin прекрасны" расплескался в комплиментах Прост. Самое интересное, что при определенном раскладе Прост вполне может стать чемпионом мира и он также включается в чемпионскую гонку.
Ну а самое удивительное в чемпионате, это то, что Карлос Рётеманн, ещё летом имевший отрыв в 17 очков и примерявший на себя корону чемпиона, непостижимым образом все растерял. В чемпионате двоевластие и за три гонки до финиша Рётеманн и Пике имеют одинаковое количество очков. Ну а после ошибки в Голландии Карлоса ждет большой разнос от Фрэнка Уильямса
Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1. Карлос Рётеманн
-45
2. Нельсон Пике
-45
3. Жак Лаффит
- 34
4. Алан Джонс
-31
5. Ален Прост
-28
6. Жиль Вильнев
-21
7. Джон Уотсон
-21
8. Рене Арну
-11
9. Эктор Ребаке
-11
10. Элио де Анджелис
-10
11. Риккардо Патрезе
-10
12. Эдди Чивер
-10
13. Дидье Пирони
-7
14. Наиджел Мэнселл
-5
15. Марк Зурэ
-4
16. Марио Андретти
-3
17. Патрик Томба
-1
17. Андреа де Чезарис
-1
17. Слим Боргудд
-1
17. Элесио Салазар
-1
1. Willims - Cosworth Ford -76
2. Brabham-Cosworth Ford -56
3. Renault -40
3. Ligier - Talbo Matra-34
5. Ferrari -28
6. McLaren - Cosworth Ford -22
7. Lotus- Cosworth Ford -15
8. Arrows - Cosworth Ford -10
9. Tyrrell-Cosworth Ford -10
10. Ensign -Cosworth Ford -5
11. Alfa Romeo-3
12. Theodore-Cosworth Ford -1
12. ATS-Cosworth Ford -1
Команда Рено, плотно вошла в число главных лидеров Формулы 1. Благодарить за все это нужно было Жерара Лярусса, человека проделавшего сложный путь от одного из самых разносторонних пилотов, отличного управленца до изгоя в мире автоспорта и человека с репутацией мошенника.
Gérard Larrousse
Жерар долгое время старательно избегал прессы и лишь последнее время, иногда дает интервью, во время появления на историческом Ле-Мане. Все же гонки спорт-прототипов это его настоящая страсть. А первой любовью было ралли.
Он родился 23 мая 1940 года в Лионе, Франция. В начальных классах учился в закрытом иезуитском колледже для мальчиков. Затем обычная лионская средняя школа. Два года службы в десантном полку. Неудачный прыжок с парашютом стоил ему сломанной лодыжки. Демобилизовавшись Лярусс и обратил свой взор на ралли. Жерар на своей заднеприводной Симке 1300 стартовал в ралли Леона. В следующем году Лярусс пересел на более современный Renault 1100 Dauphine и уже полноценно стал участвовать в чемпионате Франции. В том же году одержал первую победу и прервал карьеру. Жерар поступил в Высшую школу бизнеса в Париже и на два года ему стало не до гонок, правда все это время он дорабатывал свой Renault, и с триумфом вернулся во Французский чемпионат, одержав три победы, в то числе и на знаменитой раллийной трассе на Корсике.
В 1966 году француз, получив диплом, принял окончательное решение связать свою судьбу с автоспортом. Он стал заводским пилотом NSU и оказался вице-чемпионом Франции по ралли.
А в 1967 Жерар уже был заводским пилотом Renault и снова занял 2-е место в чемпионате с 8-ю победами. Конечно же на следующий год Лярусс рассматривался как фаворит сезона и в планах стояло участие в чемпионате Европы, но вышло так, что команду Renault дисквалифицировали за технические нарушения. Жерар заскучал без гонок и концовку сезона он решил провести в гонках спорт-прототипов, благо в 1967 он уже имел опыт участия в Ле-Мане. Нашлось ему место за рулем Порше в паре с молодым Патриком Депайе.
В 1969 году Лярусс чуть было не стал соучастником сенсации. Он выступал в Ле-Мане в паре с Хансом Херманном. И последние два часа этой гонки превратились в преследование Херманном лидировавшего Жаки Икса. На финише Ханса и Жаки разделили считанные метры, но немец так бельгийца и не догнал.
В 1970 партнером Жерара стал другой бывший раллист и пилот Формулы 1 Вик Элфорд. В 1971 году эта парочка выиграла 12 часов Себринга и 1000 Км Нюрбургринга.
Условия безопасности тогда были не такие как сегодня. Не только трассы были сложными но и машины. Porsche 917 было трудно укротить. В каждой гонке случались серьезные травмы и бывало гибли люди. Когда мы садились в машину, мы никогда не знали, не было ли это в последний раз. Машины не были такими надежными, как сегодня. Наша борьба была менее агрессивной, потому что, надо было сберечь автомобиль до финиша. Мы так же знали, что если мы коснемся соперника, авария может закончится драмой. Наверное единственным агрессивным пилотом в то время, был Марио Андретти.
А в 1973 Лярусс стал пилотом Матры и наконец-то победил в Ле-Мане в паре с Анри Пескароло.
К этому добавилось ещё пять побед и Лярусс и Пескароло стали чемпионами мира. Те годы в Матре, были фантастические, я гонялся с Севером, Бельтуазом и другими, многому у них научился и стал гораздо более уверенным. В 1974 Жерар и Анри повторили свой успех в Ле-Мане. При этом Лярусс параллельно ещё и успешно выступал во французском ралли, гонялся в Формуле 2 и даже пытался покорить Формулу 1
Давно позабытая команда Scuderia Finotto, прошлогодний Brabham. Ляруссу удалось участвовать в ГП Бельгии и провалить квалификацию в ГП Франции. Все же для формульных гонок Жерар был слишком крупноват. Но фактически 74 год, был самым успешным для Жерара. Помимо Ле-Мана, Жерар ещё выиграл и Тарго Флорино и Тур де Франс. Увы в конце года Матра сообщила о свертывании своей автогоночной программы. В 1975 году Лярусс вернулся в Рено и стал выступать за французов в Формуле 2. Ему дважды удалось приехать на подиум а в следующем году Жерар внезапно из гоночного кресла перебрался в кресло управленца.
Мне потребовалось два дня, что бы принять это решение. Предыдущий босс Рено Жан Терраморси, все любил пошутить, что я должен стать их менеджером со своими советами. Мне было больно такое слушать. Но в 1976 все стало совсем плохо. Я был недоволен тем, как развивался их проект в Формуле 2. А тут ещё и менеджер проекта заболел и умер летом от сердечного приступа. И у меня возникла идея что я знаю, как всем этим управлять.
На самом деле работы оказалось куда больше, чем вы можете себе представить. Alpine была в Дьеппе, Gordini в Париже и ещё одно гоночное отделение в Булони. Моей первой задачей было все это объединить, у нас даже не было коммерческого отдела, настоящий хаус. Были и другие проблемы, Правление требовало развития машины в Ле-Мане. в то же время раллийная A110 Berlinctta. совершенно устарела и надо было её чем-то заменить. Как все это удалось объединить? Мы просто создали новый завод в Дьеппе. Назвали его Renault Sport и там стали проектировать и выпускать болиды для Ле-Мана и Формулы 1.
Лярусс предложил не распыляться на различные гоночные чемпионаты, а сосредоточится на чем-то одном. В 1978 Рено побеждает в 24 часах Ле-Мана. после чего все силы были брошены на покорение Формулы 1. В 1979 Рено одержало первую победу. В 1981 по 83 Ален Прост борется за чемпионские титулы.
Ну а дальше известно. Понемногу Жерар Лярусс начал терять удачу. В конце 83 года Ален Прост крепко разругался с Ляруссом и ушел. В 1984 команда впервые за пять лет оказалась без побед и Жерар был уволен. Он нашел себе место в Ligier и даже в 1986 смог вернуть команду если не стан лидеров то уж в кагору крепких середняков на подступах к лидерам, точно. А затем ушел, дабы создать собственную команду в Формуле 1.
Об успехах и неудачах гоночной команды Larrousse, мы конечно же поговорим в дальнейшем. Как и множестве причин, погубивших этот проект. Главная причина, это политика конечно же, Жерар поставил не на ту лошадь, он поддерживал оппозицию Миттерану на президентских выборах и проиграл. Гос поддержка ушла Ligier. Другим ударом стало лишение очков в кубке-конструкторов 1990 года из-за дурацкой ошибки в заполнении заявочного листа. Лишение очков лишило Лярусса и солидных выплат за 6-е место в КК, деньги, которые конечно бы команду скорее всего спасли. Тут можно вспомнить, что его компаньона по созданию команды. осудили за мошенничество, что так же выбило у Лярусса почву из под ног.
Стремясь удержать команду на плаву Жерар перешагнул тонкую грань. Дважды объявив команду банкротом он смог избежать выплат конструкторам, поставщикам шин и прочим, но конечно на репутации Жерара Лярусса это все поставило жирный крест.
Сейчас когда вся история позабылась Жерар периодически появляется на исторических слетах. У него была команда во французском чемпионате GT,и более того, он сам сидел за рулем,ещё 10 лет назад, но годы берут своё и сейчас Жерар отошел от дел, изредка консультируя других граждан наметивших штурмовать автоспорт. Интервью он также раздает весьма не охотно. Сейчас автоспорт совсем другой, чем в моё время. тут даже нету смысла сравнивать.