Многие социальные проблемы проще прочувствовать через фильмы, а не учёные книги. Хорошо снятое кино показывает человеческие отношения более наглядно и жизненно. Поэтому любые киноклубы, пытающиеся привлечь внимание к острым проблемам, заслуживают как минимум интереса.
Национальная или расовая нетерпимость тоже относится к этим явлениям. Фильм не заменит глубокого анализа её причин, но подойдёт для первого понимания.
Примерно с такими мыслями я шёл в
«Худграф» на показ короткометражного кино «Пересечение границ».
Его организовали Молодёжный правозащитный центр и
Фонд им. Фридриха Эберта. Сами же ленты - участники конкурса, который проводил Гёте-Институт. Подробнее
здесь.
Были представлены три фильма. Первый назывался «Кавказская рокировка». Во время
Карабахского конфликта армянская деревня в Азербайджане и азербайджанская в Армении, между которыми было 400 километров, решили поменяться местами. Короткометражка состоит из параллельных рассказов жителей обеих деревень. Они вспоминают, что переживали тогда, и как чувствуют себя сейчас.
Темы, места для интервью, монтаж - всё доносит идею, что обе деревни сталкивались с одинаковыми проблемами. Стороны предъявляют друг другу претензии и хвалят по одним и тем же поводам. Никому не было легко, никто не выиграл от межнационального конфликта.
Отдельно нужно сказать об образе кладбища. Для жителей каждой деревни кладбище - это то, что связывает их с предками и родной землёй. Хотя и армяне, и азербайджанцы переехали в страну, где их большинство, и даже как-то устроились - все тоскуют по родине, где они родились и выросли.
Но перед тем, как поменяться деревнями, старейшины договорились, что жители будут ухаживать за кладбищами друг друга. Такое взаимное проявление уважения, как и способность договариваться в принципе, внушают некоторый оптимизм. Ведь можно переступать через этнические различия и находить решения без силовых конфликтов.
Второй фильм, «Кадры», основан на событиях так называемой
«Битвы за Янов» в Чехии. Он показал роль медиа в межэтнических столкновениях.
Несколько молодых людей из ультра-правой «Рабочей партии» промаршировали в цыганском квартале небольшого городка Литвинова. В какой-то момент их остановили местные цыгане и заставили уйти оскорблениями и угрозами. Рядом были журналисты, так что видеосюжет об этом вышел в вечерних новостях.
Результатом стало трёхчасовое побоище нескольких сот правых радикалов, которые хотели прорваться в квартал, и полиции.
Собственно фильм - попытка собрать все стороны конфликта вместе и обсудить, почему же так произошло. Откровенно говоря, никто из них не вызвал симпатии. И цыгане, и правые вели себя либо как провокаторы, либо как люди, которые не понимают последствий своих поступков. И те, и те были заранее и агрессивно настроены на неправоту другого.
Журналисты же отговаривались, что у них так работа устроена. Мол, они показывают всё самое яркое и провокационное, как оно есть. Конечно, пока нет общего ответа на вопрос о том, как же правильно подавать в СМИ подобные события. Однако 14 раненых и испорченные соседские отношения находятся в том числе на их совести.
Завершала показ лента «Гордость без предубеждения», о русских неонаци и антифа, лево- и праворадикальных маргиналах. Сами участники (с замазанными глазами либо со спины) давали интервью и позволяли снимать кое-что из их субкультурной деятельности.
Автор явно симпатизирует антифа больше, чем национал-социалистам. Но общее впечатление - хрен редьки не слаще. Каша в голове вместо идеологии, полная неприязнь к оппонентам, искажённое восприятие общества. Ритуалы, подражающие западным образцам. Даже неравнодушие к судьбе своей страны - что само по себе похвально - всё это в равной мере присутствует у молодёжи из обоих лагерей.
Они ненавидят разные социальные группы, слушают разную музыку, носят разную атрибутику. Но результат одинаково неприемлем для общества.
Общее послание у фильмов одно: национальная нетерпимость - и нетерпимость в принципе - одинаково неприглядна, с любой стороны баррикад. И простым людям от неё лучше и легче не будет. То, что во всех трёх лентах были показаны именно простые люди, нужно подчеркнуть отдельно.
Но ведь этой мысли мало. Межнациональные распри похожи друг на друга, но вызываются разными причинами. И призыв «давайте жить дружно» эти причины не снимет.
Почему возник Карабахский конфликт? Каковы условия в чешском Литвинове, чем занимаются цыгане, «Рабочая партия» и городское начальство? Как журналисты оказались в центре событий?
Какова жизнь у тех ребят в России, которые идут как в анархо-коммунисты, так и в национал-социалисты? Почему в России складывается такая межэтническая напряжённость, и не видно, чтобы её кто-то снижал?
Показанные фильмы, хоть и задевают за живое, не дают ответа на эти вопросы. А без этого нельзя разрешить проблемы, о которых они сняты.
После показа выступал Вячеслав Лихачёв. Он эксперт Конгресса национальных общин Украины и занимается изучением правоэкстремистской деятельности. О том, как у нас в стране с этим обстоит, он вкратце и рассказал.
Некоторые его тезисы:
- В 2008-2009 год количество преступлений на почве ненависти (hate crimes) в Украине снизилось.
- В то же время ситуация с ними хуже, чем в 2004-2005 годах и во многих других странах, но значительно лучше, чем в России.
- В целом, такие преступления в Украине продолжают быть проявлениями субкультуры, а не сформированных организаций.
- Недавний законопроект БЮТ о запрете «фашизма, шовинизма, коммунизма и сексизма» - полная ерунда.
- Как новая власть будет относиться к ультра-правым - пока что непонятно.
Полностью выступление Вячеслава, с ответами на вопросы и репликами из зала, можно посмотреть на видео ниже.
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Видеозаписи взяты с
сайта ресурсного центра "Гурт".
В целом мероприятие прошло хорошо. Короткометражки, несмотря на их поверхностный взгляд, вызывали отклик, и в то же время были взвешенными. Организаторы и «Худграф» были гостеприимны и приветливы, а небольшие технические заминки не испортили впечатления.
Отдельно нужно сказать, что обсуждение было корректным и открытым для разных точек зрения, так что двери этого киноклуба открыты для всех.