Продолжим бороться со стрессом. Сколь бы ревностно мы не готовились дома, выходя на сцену, постараемся оставить все наши домашние заготовки. Точнее не задумываться о них. Всё, что нарепетировали, само выплывет и поможет в нужный момент. Сейчас у нас одна задача - заниматься делом. И это самое лучшее и самое проверенное средство от мандража на сцене: займёмся делом! Не своими страхами, переживаниями, домашними заготовками, а конкретным делом. Это вдвойне важно, если выходим в сборном концерте. Выходим, поправляем микрофон, чтоб не тянуться или не сгибаться потом всю песню, подключаем гитару, проводим по струнам, чтобы услышать себя…И всё это спокойно, не комкая, не суетясь, не переживая за время зрителей. Сейчас это ваше время. Как только начнётся номер, будет поздно. Неудобно поставленный микрофон, не слышная в монитор гитара станут вашими и только вашими проблемами.
Видите, сколько полезных телодвижений нам предстоит. Когда занимаешься конкретным делом - уже не остаётся времени на стресс. Да и самое страшное - первые минуты на сцене - уже позади.
Сюда же - первые произнесённые слова (вступление, приветствие или песню), которые лучше бы иметь в голове заранее и "на зубок". Как раз на случай мандража. Этим вы опять же выиграете время на доволноваться (помните наше "волнуйтесь скорее"?) и не испортите начало. Пусть пока на автомате - это лучше, чем устраивать себе публичное аутодафе.
Но давайте представим, что ничего ровным счётом не помогло. И все ваши благие намерения пропали втуне. Пошёл мандраж - со всеми вытекающими. Ступор, все наши "бе"-"ме", заикания, дрожь в коленках и, что ещё хуже, в руках… Совет простой и подробно уже рассмотренный раньше - волнуйтесь скорей. Примиритесь с тем, что начало провалено, и займитесь тем, что ещё осталось. Когда-нибудь вы-таки научитесь этому "здесь и сейчас". Не переживать за то, что только что не получилось, не прогнозировать то, что собираетесь спеть (не забыть, вспомнить) через минуту, а быть "здесь и сейчас", жить песней, а не исполнением.
Ещё хотел бы вынести сюда совет, предложенный Ирой Рождественской в одном из комментариев. Хотя, на мой взгляд, это вариант для совсем уж первого опыта выступления. Цитирую. "Есть такой вариант: "Здравствуйте дорогие друзья, я Василий Пупкин, я очень сильно волнуюсь, потому что, если честно, я выступаю всего лишь второй раз для такой большой аудитории и я, возможно, буду запинаться, оговариваться и даже забывать свой текст, но я буду очень признателен, если вы меня поддержите". Сто процентов сорвете аплодисменты, вы понравитесь вашей аудитории, потому что нет ничего лучше честности на сцене".
Про честность (искренность) на сцене мы говорили уже. В том смысле, что хорошо бы к ней ещё и мастерство в придачу. Но для новичка такой приём хорош тем, что спасёт если не выступление, то уж нервы выступающего точно. И всё же это частный случай: такое проходит разве что в первый-второй раз. Так же может хорошо сработать, когда автор в сборном концерте явный новичок среди "зубров". А вот опять же на конкурсах, где все в равном положении и все "новички", уже не пройдёт. Да и на сольном концерте вызовет законное "а чего тогда вообще полез выступать? иди готовься".
Извиняться на сцене - вообще дурной тон. И к обычной в быту вежливости не имеет никакого отношения. Об этом ещё будет как-нибудь разговор. Все эти: "Я тут песню написал... дурацкую какую-то. Вот послушайте". "Ну не знаю - спеть, не спеть... " "Что-то я сегодня не в голосе, простудился наверное". Всё это входит в привычку и становится кокетством. А на сцене кокетство отвратительно. Если только тебе ни 19 лет, ты ни длинноногая красавица с томным взглядом и глубоким декольте, а в зале ни именно те, кто пришёл как раз за этим. Тогда да, тогда как с Зыкиной на тбилисском концерте: "Ты не пой, ты ходи!"
Короче, отвлёкся. Но всё равно: не извиняйтесь. Ни до, ни во время, ни после. Ни за гитару, ни за голос, ни за звукорежиссёра, ни за кого. Если только это не извинение за ваше личное опоздание.
Ну хорошо, начало положено, процесс запущен, вы поёте. Упс! - где-то сбились, запнулись, перепутали слова, сыграли не тот аккорд. Добро пожаловать в школу выживания на сцене. С этого момента начинается ваш профессионализм. Не подчёркивайте свои ошибки, не переживайте их на публике. Даже про себя не переживайте. И не отслеживайте. Не сейчас! Как водитель на дороге: нарушил - забыл. Чуть не попал в аварию - сразу забыл. Начнёшь переживать - отвлечёшься, снова подставишься. Ошиблись в словах или аккомпанементе, исправьтесь по ходу, обыграйте, - что угодно, только не останавливайтесь, не сбивайтесь с ритма, с настроения. Атмосфера сейчас важнее, чем технические огрехи. Все разборки с собой - потом, дома. Возможно, кроме вас никто и не заметил никакой сбивки, пока вы сами не обратили на неё общее внимание. Один из законов сцены - при любой лаже вести себя, как будто всё в порядке (вариант - ничего страшного или "всё так и задумано", - выбирайте по вкусу или обстоятельствам).
Но это уже общие рекомендации, независимо от того, сражаетесь вы со стрессом или нет. Как и разговор о выразительных средствах и сценических приёмах, к которому вернёмся позже, на другом этапе. Пока же ставим метку для памяти и идём дальше.
В контексте "мандраж на сцене" у нас осталась тема "после". Ей и займёмся.
::
предыдущие серии ::