Триумф времени и скептицизма в Монпелье

Feb 15, 2020 12:09

Был вчера на постановке оратории Генделя https://www.opera-orchestre-montpellier.fr/evenement/il-trionfo-del-tempo-e-del-disinganno. Изначально планировалось, что играть будет ансамбль Orfeo55 с Natalie Stutzmann, которых я слушал в прошлом году с отдельными барочными ариями, и это было хорошо, но ещё в прошлом году объявили, что за недостатком денег этот ансамбль закрывается, вместо них был Thibault Noally с ансамблем Accents - он дирижировал со скрипкой и играл, когда были соло, там всё как полагается - помимо клавесина и органа-позитива была теорба, играли они хорошо. Пели тоже хорошо все четыре солиста, Dilyara Idrisova (сопрано, Красота), Carol Garcia (меццо-сопрано, Удовольствие), Sonja Runje (альт, Скептицизм) и James Way (тенор, Tempo), ансамбли у них получались удивительно хорошо, но вот Идрисова - это просто экстра-класс. Может быть, в большом помещении у неё и не так хорошо бы получалось (не знаю - вроде она поёт в родной Уфе совсем не барочные оперы), но в Генделе и в не очень большом оперном театре Монпелье (я сидел к тому же у самого оркестра, 52 евро) было замечательно.

Пытался понять содержание (которого заранее не знал) по программе (5 евро) с французским пересказом содержания, а также итальянским текстом с французским переводом - более или менее понял, что это назидательная история о том, как Красота отказывается от Удовольствий под влиянием Времени и Скептицизма, приходя к выводу о преимуществе Небесных Удовольствий, но детали понять было трудно. Впрочем, постановка была в современном стиле, так что, может быть, дело не только в незнании языков (там были французские титры над сценой). Первое действие совершенно неожиданно для меня (не знаю про других) закончилось выстрелом Красоты в Удовольствие из пистолета (полагаю, Генделем не предусмотренного), а второе началось с того же места, при этом Удовольствие с его (её) пышными формами было всё в крови и пело скорчившись, но и Красота - когда кто-то из коллег оголил ей живот) демонстрировала следы от раны. Может быть, в брошюре как-то пояснялся замысел и символическое значение этого, но я не нашёл. Ещё там были товарищи, которые танцевали - иногда одетыми, иногда не очень - и даже в некоторый момент Красота пела, оставшись в купальнике (другие не рисковали) и сидя на руках у вспомогательного балеруна. Режиссёр, как я понял, Ted Huffmann, возобновление постановки (так пишут на сайте) Sonoko Kamimura-Ostern. Декорации были достаточно простыми, была лампа на полу с бумажным абажуром примерно как бывает в IKEA (кажется, в начале по сюжету она изображала зеркало), а за ней была длинная линия из чёрных диванов, приставленных один к другому. Но диваны стояли на движущемся полу (причём только справа налево - я не понял, то ли они делали круг, то ли там был большой запас). Но локально было неплохо, т.е. движения и жесты в среднем хорошо соответствовали настроению текущей арии, а этот самый медленно движущийся пол позволял певцам петь, двигаясь не самим, но вместе с полом, и это часто было хорошо.

Как я понял, есть три варианта этой оратории, Гендель её переделывал, пели первый с итальянским текстом, потом был с английским текстом (и переделанный - с хором, в частности). Музыку я не слышал раньше (кроме, видимо, последней арии, которая была знакомой), но всё равно очень понравилось.

[UPD: Mortensen, дирижёр постановки в Дании с тем же режиссёром, но другими музыкантами, видимо, образца для здешней, пишет про сценическое действие: But I think that stage director Ted Huffman has created a "non-concrete" visual language which - also by adding four dancers - eminently mirrors the ebb and flow of the narrative and the music behind it and which adds a dimension to the work that would not happen during a concert performance" - quite orthogonal, I'd add]

Source: https://a-shen.dreamwidth.org/116646.html,.
Comments:
Previous post Next post
Up