Jul 13, 2016 12:43
Посты про театр мне всегда хочется начать с замечания, что театр я люблю, но не считаю себя специалистом в этой области. У меня всё на эмоционально-интуитивном уровне. От спектакля жду, чтобы он меня развлек и заставил переживать.
Недавно я совершенно случайно попала в ростовский частный театр "Человек в кубе". Слышала об этом месте давно, но сходить никак не решалась: было опасение, что потрачу время и деньги впустую. Вера в мощь провинциальной Мельпомены во мне довольно слаба, чего уж скрывать. После просмотра "Демона" в театре "18+" я была травмирована на всю оставшуюся жизнь и заранее с подозрением отношусь к любым экспериментальным постановкам.
Спектакль назывался "Гоголь (13 снов)", шел 1,5 часа. Чего можно ждать при такой вводной информации? Что будет ужас, конечно. Во-первых, история жизни Гоголя - это то еще веселье, и сны его непременно должны быть кошмарами. 1,5 часа кошмаров!
"Человек в кубе" - довольно необычный театр. Все их спектакли ставятся один режиссером, Екатериной Рындиной, владелицей и идейной вдохновительницей всего. То есть театр - это она. Все актеры - женщины. Долгое время собственного помещения у них не было, они играли в "18+", но я ни разу не попадала на них.
Теперь они сняли подвал на Садовой. Зал крошечный, 40 мест. Выкрашен в черный цвет. Стулья разной высоты, их переставляют от спектакля к спектаклю в разные части зала, чтобы использовать пространство по максимуму. Билеты в день спектакля стоят 1000 рублей, если раньше покупать, то дешевле.
Гоголевские кошмары оказались невероятной по силе постановкой. Как пролетело время, и не заметила. То и дело перехватывало дыхание, местами даже хотелось плакать от восторга, так круто все придумано, сделано и сыграно. Ничего неуместного, неудачного или фальшивого. Это действительно невеселая вещь, Гоголь сходит с ума, мучается, умирает, а зритель страдает вместе с ним - так и должно быть. Зато потом в полном драматизма финале чувствуешь ожидаемое возрождение. Красота же. Для того и должен быть театр.
Как здорово, что существуют люди, у которых в голове рождается такое. Да еще нужна воля, чтобы замысел стал реальностью. "Гоголь (13 снов)" я не могу рекомендовать всем. Любители классического театра его едва ли оценят, хотя кто знает. Но на сегодняшний день в моем личном рейтинге просмотренных спектаклей (их не так уж много) этот стоит сразу после великолепного "Мелкого беса" в Ростовском молодежном.
В прошлую субботу мы с подругой решили сходить в "Человек в кубе" на "Два самоубийства", пластический спектакль. Единственную вещь этого жанра я смотрела в "18+", то был "Сеанс" по Медведеву, мне очень понравилось. Сама форма предполагает, что будет мало слов, актеры скажут то, что они хотят сказать, движениями. Это вовсе не балет, хотя тоже в своем роде танец.
"Два самоубийства" - очерк Достоевского. Ставить пластический спектакль по очерку, да еще и такого автора, да и еще и с таким названием - это вызов, мне кажется. Три действующих лица: автор и две самоубийцы. Автор произносит всего несколько фраз, все остальное время девушки по очереди танцуют, показывая через движение внутренний мир своих персонажей. Честно говоря, мне было нестерпимо скучно. Чего-то не хватало в постановке - и я так и не поняла, чего - чтобы следить за всем с напряжением.
На первом ряду сидел мужчина с просветеленным лицом австралопитека, он явно ощущал себе чужим на этой суицидальной вечеринке, но его это не печалило. Когда танец становился быстрым и особенно драматичным, он начинал смеяться, а в перерывах демонстративно закрывал глаза и опирался на руку - спал.
Я давила зевоту, чтобы не стать похожей на непосредственного дядю с первого ряда, и размышляла, каким бы должен был быть этот спектакль, чтобы понравиться мне. Наверное, если бы были рассказаны какие-нибудь детали из жизней самоубийц, что-нибудь еще, кроме способа ухода, больше историй - то стало бы интереснее. Но этого нет в тексте Достоевского, а значит, не было и в спектакле. Возможно, и вовсе не стоило ставить такую вещь.
Моей подруге Ларисе спектакль понравился, и она захотела остаться на встречу с актерами. А я таких бесед боюсь: ну вот что я этим актерам скажу? Я видела, что вы много работали, ребята, но получилось так себе. Очень не люблю пауз, когда должны быть вопросы, интересные реплики, живая беседа, а вместо - только напряженно повисшее молчание. На встрече была и режиссер, молодая женщина. Хотелось рассмотреть ее, потому что после "Гоголя" я к ней отношусь с каким-то благоговением, но надо было выворачивать голову, а я стеснялась открыто пялиться. Встреча и правда получилась натянутой, было неловко. Несколько человек отметили, что красивые девушки прекрасно танцевали и что танцы здорово поставлены. Я согласна, так и было, но ведь этого недостаточно. В конце актриса, игравшая автора, резюмировала, что тема тяжелая, к веселым дискуссиям не располагает, поэтому до свидания.
После этой истории я поняла, что никогда не смогла бы стать театральным критиком. Или литературным. Или ресторанным. Какие-там еще критики бывают? Люди старались в поте лица, а я им такая: извините, вы говно. Такое уметь нужно. Или не нужно?
А еще поняла, что снова хочу в этот театр. Купим сегодня билеты и отправимся в пятницу смотреть про Льюиса Кэрролла. В этот раз должно быть интересно.
человек в кубе,
театр,
ростов-на-дону