Когда готовил свой пост
про "Юнону" и "Авось" и искал изображения этих кораблей, набрел на сайт
американской каперской шхуны "Lynx", точнее, не так давно восстановленной реплики старого корабля.
Так же, как и "Юнона", "Lynx" была по типу, так называемой, "балтиморской шхуной", и с большой долей достоверности теперь можно рассматривать фото и видео восстановленной американской сестренки, как образ и легендарной для нас "Юноны". Но в отличие от последней, американский корабль с душой восстановлен и живет. А "Юнона" нет...
Нельзя сказать, что "Lynx" также широко известна в Америке, как у нас "Юнона". Но все-таки немного истории про нее, как мне кажется, будет интересно.
Прежде всего, шхун с названием "Lynx" было две. Точнее теперь три, учитывая воссозданную сейчас копию. Первая была построена на верфи Балтимора в 1812 году, как сугубо торговое судно. И даже успела совершить один рейс во Францию, в Бордо, но после этого была задействована в обороне побережья штатов. Англия в то время долго не могла смириться с недавней потерей американских колоний, поэтому британский флот блокировал американские порты. Блокада была долгой и разной по эффективности, в зависимости от того, сколько сил у Британии оставалось, все-таки основным врагом для нее был, разумеется, Наполеон. И тогда американцы придумали, как сейчас бы сказали, "асимметричный ответ": на верфях Балтимора и Вирджинии стали ускоренно строиться такие шхуны для каперских операций, то есть, вместо того, чтобы бодаться с британским неви, который заведомо был сильнее, американцы занялись английскими торговыми коммуникациями. И в пиратстве преуспели.
Балтиморские шхуны идеально подходили для каперских операций. Очень быстроходные, маневренные, не требующие для управления многочисленного экипажа, они легко нагоняли "купцов" и также легко могли убежать от более сильных военных кораблей. К слову, само название "Lynx" ("рысь") очень удачно отражает суть этого корабля.
В 1813 году "Lynx" вместе с тремя такими же шхунами была захвачена британцами в устье Раппахонок ривер. Американцы отчаянно бились, но силы были не равны, им противостояли в тот момент 17 кораблей англичан. Англичане включили шхуну в состав своего флота, и под "юнионом джеком" она проплавала до 1820 года. Вторую "Lynx" построили на верфи Вашингтона в августе 1814 года, причем, корабль на стапелях чудом уцелел во время захвата англичанами американской столицы, когда бриты сожгли молодой город почти дотла. Впоследствии новая "Lynx" активно каперствовала, участвовала в обороне Балтимора, и пропала вместе с экипажем во время сильного шторма в Мексиканском заливе в том же 1820 году.
История третьей шхуны "Lynx" началась в 1999 году, когда группа энтузиастов основала фонд, главной задачей которого стало воссоздание корабля.
Третья "Lynx" была спущена на воду в Рокпорте (штат Мэн) 28 июля 2001 года. И теперь корабль - участник всех заметных парусных фестивалей и морских праздников в Америке. А еще на нем проходят практику ученики многих морских учебных курсов, и, что важно, различных детских программ.
И в заключение, душевный ролик про современную "Lynx". Очень красивый проект получился. Жаль, что у нас такие проекты не получаются. Может быть, пока?
Click to view