Морские традиции. "Резать корму".

Apr 08, 2015 13:57


Есть такая замечательная книжка Николая Манвелова "Обычаи и традиции Российского Императорского флота". Короткий эпизод оттуда:

...если командир входившего на иностранный рейд русского корабля знал о наличии в порту адмирала, то он обязательно должен был выполнить при постановке на якорь маневр, именовавшийся «срезанием кормы». Речь шла о проходе на повороте на полном ходу у самого адмиральского балкона. Особым шиком было не только не задеть флагманский корабль (а такие случаи бывали), но и ударить своим ноком (окончанием) реи о нок начальственного судна. Чем ближе корабль проскакивал от балкона - тем выше уважение и выучка команды. Если же подчиненный флагманской кормы «не резал», то следовало оправдательное объяснение причин столь возмутительного проступка. Наиболее веским оправданием была теснота, при которой опасный маневр мог привести к катастрофе с участием чужих судов.

Отработка маневра по резанию кормы, случалось, приводила и к серьезным авариям. Слово адмиралу Генриху Цывинскому (1856-1938), послужившему, кстати, одним из прототипов героя романа Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан» Владимира Коковцева. Дело происходит в водах Тихого океана.

«Адмиралу вздумалось поучить «Разбойника» морскому делу, приказав ему в океане на полном ходу резать себе (т.е. «Азии») корму, при этом требовалось резать «тонко», т.е. как можно ближе пройти с шиком к адмиральской корме... «Разбойник» обрезал раз, обрезал второй раз. «Береговой» адмирал каждый раз поднимал сигнал «ближе». В третий раз «Разбойник» угодил ему в корму: снес катер, отрезал кормовой планшир и снес гафель с флагом; себе снес бушприт со всей оснасткой и обломал форштевень. Забава адмирала (по прозвищу «Бум-бум эфенди») обошлась не дешево».

Это я вот к чему привел. Во время современных парусных гонок есть такое правило: перед началом стартовой процедуры первой гонки яхта должна пройти по корме судейского судна и тем самым "заявиться" на гоночный день. Точнее, это раньше было правилом, оно прописывалось в гоночных инструкциях, сейчас такой пункт в инструкцию организаторы вставляют далеко не всегда, особенно в крейсерских гонках: гоночный комитет часто полагается на радиосвязь с участниками регаты. Но яхтсмены, что называется, "старой школы" все-равно этот ритуал соблюдают, отдавая тем самым дань старой морской традиции. А традиция эта вот оттуда, от "Бум-Бум-Эфенди"...

Да, и заодно книжку интересную порекомендовать хотел, не лишней будет, коль вовлечены в парусное дело или просто интересуетесь морем. Прочитать целиком можно тут... )))

шкиперам на заметку, яхтинг, регата, традиции

Previous post Next post
Up