Страшный для России 1917 год на ходу встретили четыре императорские яхты (я не берусь отстаивать это утверждение и буду благодарен за подсказки знатоков). Две из них ("Александрия" и "Ливадия") в двадцатые годы прошлого века были разобраны на металлолом, а две другие, самые большие и красивые - "Штандарт" и "Полярная звезда" - прожили еще довольно долгую, хоть и странную для таких кораблей жизнь. "Штандарт" в 30-е переделали в минный заградитель и он участвовал в боевых действиях во время Отечественной войны. "Полярную звезду" после революции почти не переделывали.
106-метровая императорская яхта "Полярная Звезда", построенная на Балтийском заводе, была спущена на воду 19 мая 1890 года. Она была принята в ранге Гвардейского экипажа в состав Балтийской флотилии. Прототипом "Полярной звезды" стали английские корабли Iris и Mercury. До 1914 года императорская семья совершала на яхте официальные визиты в Европу и принимала монархов, поэтому внутреннее убранство судна было поистине роскошным. Вся мебель и обшивка яхты были выполнены из ценных пород дерева. В распоряжении императора и его супруги находились спальни и рабочие кабинеты. На борту также были церковь и даже коровник с каютой для коровницы, чтобы обеспечить царскую семью свежим молоком во время длительных путешествий. Подводная часть корпуса была обшита медными листами.
Первый дальний поход "Полярная звезда" совершила с Александром III на борту. Яхта прошла по маршруту Христианзанд - Фальмут - Виго - Христианзанд - Гельсингфорс. В качестве официального корабля короны активно использовалась и Николаем II, однако последний всё же предпочитал более новый и больший по размерению "Штандарт".
Во время Первой мировой войны яхта стояла в Петрограде, а в начале июня 1917 года перешла в Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный Комитет Балтийского флота. Командир яхты, капитан 1-го ранга М.М.Лялин, стал первым выборным командующим Балтийским флотом. В сентябре-октябре 1917 года на яхте проходил II съезд представителей Балтийского флота.
В 30-е годы было принято решение использовать яхту в качестве плавучей базы подводных лодок. Паровую машину заменили на дизель-установку и спилили одну трубу. Удивительно, но корабль сохранил не только название и во многом внешний вид (в отличие от "Штандарта"), но и убранство большинства кают.
Во время войны участия в каких-то активных боевых действиях "Полярная звезда" не принимала, разве что в бывшем императорском салоне проходили заседания совета Балт флота. После использовалась в качестве плав-казармы (конечно же здесь интерьеры претерпели изменения), а с начала 60-х её оттащили на полигон в Рижском заливе и поставили в качестве плавучей мишени - по императорской яхте стреляли опытными образцами корабельных ракет. В 61-м одна из ракет удачно попала в корпус, и "Полярная звезда" затонула.
Страшный всё-таки выдался XX век для нашей страны...
via