Думаю, мое поколение, безусловно, знает эти кадры из очень важного для нас фильма.
Узнали? Это кадры из самого начала фильма "Дети капитана Гранта", вышедшего аж в 1936 году. Как бы вы не относились к нашему советскому прошлому, как бы не сложилась ваша жизнь и куда бы не забросила судьба, уверен - если заиграет в приемнике автомашины гениальная музыка Дунаевского ("А ну ка песню нам пропой веселый ветер!"), мыслями хоть на мгновение вы все-равно вернетесь в свое детство. Потому что фильм получился гениальным. А теперь вопрос - а знаете что за корабль снимался в роли яхты "Дункан"?
На роль "Дункана" была выбрана советская учебная баркентина "Вега".
Построили корабль в 1903 году в Лифляндии (нынешняя Эстония). Называлась она "Таара", строилась для перевозки грузов на каботажных линиях, хоть и до революции успела походить по миру - и к Африке, и даже к Вальпараисо в Чили. Любопытно, что эстонские корабелы в ту пору часто строили корабли больше не по чертежам, а по памяти, "как деды делали", и не на верфях, а прямо на берегу у кромки воды, что бы сбросить на воду было легче. Но при этом эстонские грузовые шхуны и баркентины были крепкими посудинами, ходили по всему миру и активно служили до 40-50 лет.
Владелец "Таары" был доволен судном, она приносила неплохой доход. Но тут случилась революция, и "Таару" революционные власти реквизировали. Долгое время баркентина простояла без движения. Во время НЭПа ее попытался взять в аренду у государства один энтузиаст, но через год прогорел. К концу эпохи НЭПа было решено переоборудовать в корабль в учебное судно, и в 1928 году уже под новым именем "Вега", она ушла из Ленинграда вокруг Европы в Черное море с курсантами на борту.
Начиная с 29-го года "Вега" стала учебным судном ростовского политехникума и ежегодно выходила в учебные рейсы по Черному и Азовского морям. Кроме того "Вегу использовали и в качестве грузового транспорта. Навигация 41-го года оказалась для нее последней. Летом, когда уже вовсю шла война, корабль загрузили оборудованием из эвакуируемых ростовских заводов. Хоть над морем тогда уже господствовала фашистская авиация, немецкие летчики, наверно, не прельстились маленьким парусником в качестве бомбовой цели, и "Вега" благополучно почти прошла Керченский пролив, но из-за штилевого дрейфа зацепила днищем придонные камни. С трудом экипаж смог дотянуть до Геленжика, где у пирса "Вега" окончательно села на дно.
Во время войны, притопленный корпус баркентины использовали для швартовки военных катеров. "Вегу" постепенно заносило песком и илом, и после войны вопрос о подъеме уже не стоял. Баркентину забутовали камнем, удлинив тем самым пирс, и в каком-то смысле "Вега" и до сих пор служит людям.