5 июля 1839 года со стапелей Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге был спущен на воду 120 пушечный линейный корабль "Россия". Он был почти однотипным в большой серии кораблей, которые в течение короткого периода времени строились в Питере для Балтийского флота и в Николаеве для Черноморского. Будучи самыми мощными для своей эпохи военными судами, они стали последним "прощай" для эпохи парусного флота.
Важно отметить, что "120-ти пушечный" - это не про точное количество орудий на борту, пушек могло быть до 135. Так называли корабли 1-го ранга, то есть самые боеспособные, предназначенные для морского боя с аналогичными по мощи судами противника, ну и всей остальной мелочью. Конкретно на "России" в разные годы было от 120 до 128 пушек, и в отличие от своих собратьев по рангу, все орудия на нем были однотипными 36-ти фунтовыми. Это была мощная посудина! Представьте - залп одного борта выпускал в противника более тонны металла за раз! Однако стремительное развитие винтового флота и, тем более, броненосного, свели всю эту силу на нет, и уже совсем скоро стало понятно, что боевая мощь корабля определяется не количеством орудий.
С.В. Пен, "120-пушечный корабль «Россия» (фрагмент), 2000 г. ЦВММ, Санкт-Петербург.
До Крымской войны (до 1853 года) "Россия" ходила по Балтике, не выходя за пределы Дании. В 1854-55 стояла под Свеаборгом в составе 3-й дивизии вице-адмирала Я.А. Шихманова. 28 июля 1855 во время бомбардировки Свеаборга англо-французским флотом стояла на позиции в проходе Густавсверт и вела ответный огонь. Потери составили: 11 убитых и 89 раненых. Корабль получил 85 пробоин. Союзный флот англичан и французов тогда так и не решился атаковать Свеаборг, и после двухнедельной бомбардировки отошел. После 1857 года использовалась в качестве плав-казармы и в 1860 году продана на слом.
Источник (основной) -
Чернышев, "Русский парусный флот"