ПОЧЕМУ ВАЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ С ПОЛЯКАМИ

Jan 10, 2023 15:50


История русско-польских взаимодействий позволяет говорить о тысяче с лишним лет военных ожесточенных столкновений, в ходе которых древний Киев и Москва захватывались поляками, а Варшава и Краков - русскими. Первая русско-польская война была при Владимире Святом, а при его сыне Святополке Окаянном Киев был взят и разорен поляками. Можно вспомнить также, что нашествие поляков в Смутное время обошлось русским в потерю от трети до половины населения Московской Руси, а польское иго на Украине и в Белоруссии было тяжелым и кровавым. Со своей стороны поляки помнят разделы Польши, утопленную Суворовым в крови Варшаву или трагедию Катыни. Что же удивляться, что пушкинский вопрос о том, кто возьмет верх - «кичливый лях иль верный росс», в наши дни приобрел новую актуальность. Ведь исторический опыт этносов, во многом формирующий «образ врага», не сдашь в архив, от него не отмахнешься.

Мало того, неуемная активность поляков на сегодняшней международной арене, их резко возросшая пассионарность, их претензия на европейское лидерство, их военные и геополитические амбиции - все это имеет под собой вполне реальную этнополитическую подложку. Дело в том, что полякам вообще волшебно повезло в ХХ веке: им судьба после некоторых испытаний преподнесла неслыханно щедрые дары, в результате чего они последовательно наращивали могущество, пассионарность и влияние.



Во-первых, поляки в ходе Первой мировой войны (в 1919 году) вернули себе утраченную государственность. Во-вторых, после Второй мировой войны Польша приросла огромными территориями Поморья, Силезии, двумя третями Восточной Пруссии. Об этих землях до окончания войны поляки не смели и мечтать - например, Поморье и Восточная Пруссия вообще никогда не входили в состав Польши как таковой, поскольку были территорией полабских славян, а не поляков. А в-третьих, следует отметить такое великое преимущество, как преобразование Польши в сугубо мононациональное государство, в этнократию. До войны там проживали, наряду с поляками, две крупнейшие, очень влиятельные национальности - немцы (в основном, в Силезии и ганзейских городах - Гданьске-Данциге, Щецине-Штеттине и Торуни-Торне) и евреи, численность которых превышала три миллиона. Но все немцы были выселены в Германию сразу после войны, а евреи частично выехали в СССР еще до раздела Польши или в ходе его, частично были уничтожены немцами, а оставшиеся уехали в Израиль, негласно поощряемые к тому правительством Гомулки. Сегодня в Польше вместо трех миллионов - всего менее десяти тысяч евреев. В итоге Польша превратилось едва ли не в самое мононациональное государство в мире, избавившись в ходе войны и послевоенного переустройства от наиболее значительных диаспор - немецкой и еврейской. Что касается украинцев, белоруссов и литовцев, в значительном количестве обретавшихся в довоенной Польше, они вошли в состав СССР, а впоследствии обрели суверенитет. То, чего поляки не смогли сделать, находясь в составе царской России и даже в независимой Польше маршала Пилсудского, они с успехом осуществили в собственной свободной Польской Народной Республике. Если в 1921 году поляки составляли всего около 69 % населения, то по переписи 2002 года - уже 96,74 %. Преимущества такого преображения огромны и неисчерпаемы.

И вот теперь размножившиеся поляки обрели новое, значительно более обширное и сильное государство, в котором являются и чувствуют себя полными хозяевами и очень консолидированной нацией. У них единая вера, единая культура, единый язык, есть общий враг (прежде всего Россия, русские) и развитое национальное самосознание. Они благополучно приняли свое государство в собственные руки и теперь ведут себя, как подобает истинному хозяину в своем доме. К примеру, ввели запрет на аборты, что неизбежно повлечет за собой рост рождаемости, а значит и пассионарности вслед за тем. И поставили нерушимый кордон на пути цветным мигрантам, что также будет способствовать монолитности и консолидированности нации. Образцовое и дальновидное поведение, надо признать, обеспечивающее грядущий подъем. Можно только завидовать и аплодировать!

Что же удивляться, что поляки стали вести себя агрессивно и напористо, заявляя все новые претензии то на лидерство в Европе, то на колоссальные репарации от Германии, а то и на входившие некогда в Речь Посполитую территории Украины и Белоруссии. Так, 14 апреля 2015 года в Польше была создана неправительственная организация «Реституция Кресов», то есть «Восточных окраин Польши». Как утверждают польские СМИ, «Реституция Кресов» собрала более тысячи пакетов документов «для обращения в суд для возвращения имущества, оказавшегося после Второй мировой войны на территории Украины». Сейчас в Польше насчитывается около 150 тысяч потенциальных наследников западноукраинского имущества, а сумма исков польских наследников к Украине, которые могут быть предъявлены практически во всех городах и территориях Западной Украины, может составлять 5 миллиардов долларов. Не исключено, что полякам удастся если не вернуть себе всю Западную Украину, то отторгнуть от нее значительную часть (Волынь и Львовщину). Напомню, что мечты поляков в этом направлении простирались всегда. В январе 1939 г. на переговорах с И. Риббентропом в Берлине польский министр иностранных дел Ю. Бек так и говорил: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю». Его устами Польша мечтала о границах «от можа до можа», которые должны были возникнуть после совместных военных действий поляков и гитлеровцев против России. Сорвалось тогда, так почему бы не попробовать сегодня, когда Польша столь окрепла и усилилась?

Следует отметить, что именно этнополитические и этнодемографические обстоятельства сделали новую Польшу сильной, пассионарной и опасной - в первую очередь для нас, для русских, с которыми у поляков вековые счеты. Это обязывает наших военных стратегов и дипломатов уделять Польше самое пристальное внимание и предпринимать дальновидные превентивные меры против ее настоящей и будущей агрессии, сомневаться в которой не приходится.

Вместе с тем, сегодня существует уникальная возможность временного согласования российских и польских интересов на почве раздела Украины, в ходе которого стороны могут договориться о следующем. Россия не препятствует польской оккупации части Львовской и Волынской областей, в ответ на что Польша прекращает всякую военную поддержку Украины и прекращает транзит западного оружия в эту страну. Впоследствии Россия могла бы отрезать оставшуюся Галичину стеной, наподобие Берлинской, от центральной Украины со столицей в Киеве, судьба которой - превратиться в марионеточное государство без своей армии, в российский протекторат, в буфер между Галичиной и новыми российскими территориями, отрезающими Украину от Черного и Азовского морей (от Харькова до Тирасполя, возможно включительно). При этом Закарпатье или его часть отошла бы Венгрии, часть Черновицкой области - Румынии, а оставшаяся бандеровцам прочая Галичина на всю перспективу превратилась бы в яблоко раздора между ними и тремя западными соседями. А возможно и с Белоруссией, у которой есть основания претендовать на Ровенскую область и часть Волынской.

Усилится ли Польша, захватив часть Галиции? Сомнительно. Этот эпицентр украинского национализма ей не переварить. Усилится ли Галичина, попав под власть поляков? Еще более того сомнительно. Поскольку борьба против польских оккупантов станет отнимать слишком много сил.

И только Россия (и, возможно, Белоруссия) однозначно выиграет от подобной комбинации, получив шанс ускорить Победу и достигнуть основных целей: демилитаризации и денацификации Украины.

Previous post Next post
Up