И сказка, и быль, и фантазия
О литературном проекте «Послесказие» (Краснодар, 2016)
...Как бы ни стремился автор придать тексту статус политической сатиры, подобные сказки рискуют приобрести характер условности, потому что болезни у власти одни и те же, опасности любого режима легко прогнозируются, а народ… Народ берётся за топоры или приспосабливается. Второе чаще.
К тому же при нынешнем обилии информации притупляется восприимчивость массового читателя, привыкшего к повышенному градусу политической сенсации. Это заставляет усомниться в актуальности социально-обобщающей сатиры на сегодняшний день.
Гораздо более меткими оказываются точечные удары, вроде насмешки над антиалкогольной кампанией, которая лежит в основе сказки Алексея А. Шепелёва «Колобок на малой родине». Автор намеренно локализует как художественное пространство текста, так и его проблематику. Выходец с Тамбовщины, Шепелёв описывает Тамбов во всех узнаваемых деталях: Набережная улица с её крутым склоном, «лысые ежи», знакомые каждому тамбовцу (это вертикальные клумбы на той же Набережной), ларьки и остановки. Отсылкой к культурному пространству малой родины является скрытая цитата из творчества Сергея Бирюкова, тамбовского поэта, мастера и исследователя русского авангарда.
Пожалуй, уместнее всего рассматривать шепелёвского «Колобка…» в рамках его собственного творчества. Шепелёв - принципиальный противник массовой культуры и рафинированной идеологии. Ущербность подобного подхода он, собственно, и демонстрирует. Казалось бы, что плохого в здоровом образе жизни? Но вот утробное словечко «пропаганда» выворачивает наизнанку благие намерения. В подтверждение этой мысли картина поедания мороженого у Шепелёва выглядит почти идиотической: «Колобок… увидел совсем непредставимое: как два взрослых мужика схватили два переполненных рожка и начали их нализывать!» (с.101). А уж если «здоровые ценности» пропагандируются попсовой певичкой («О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына…»), то впору отвернуться от таких ценностей из одного чувства эстетического неприятия.
«Колобок на малой родине» является частью единого авторского пространства, представленного в других произведениях Шепелёва, в том числе неопубликованных. (См., например, Алексей А. Шепелёв. «Echo», «Maxximum Exxtremum», «Дью с Берковой», «Настоящая любовь», «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера», «Снюсть, Анютинка и алкосвятые»). Все они переплетаются между собой посредством героев, сюжетных линий, узнаваемых деталей, цитирований и самоцитирований. Подобные приёмы укрепляют авторский мегатекст, делают его монолитным и в то же время объёмным, с выходом в пространство на разных уровнях.
Елена Борода, доктор филологических наук, Тамбов
Журнал "Филологическая регионалистика", № 3(19), 2016. , С. 56-61
http://rbardalzo.narod.ru/news/e_boroda_i_skazka_i_byl_i_fantazija_o_literaturnom_proekte_posleskazie/2017-07-04-144