Мир-село - это как другая планета
R.: В чём состоит обозначенная Вами разность ваших с Романом Сенчиным творческих подходов? В чём, на Ваш взгляд, непонимание темы деревни некоторыми критиками и литераторами?
А. Ш.: «Ёлтышевы», насколько я могу судить, правдивая книга. Но деревня Сенчина - это ад, пространство инфернальное. ...А вообще в деревне живут себе люди, не сказать что припеваючи - быт всё же тяжёлый и вкалывать надоть, - но весьма органично себя чувствуют. Для них остальной мир, та же Москва - это «где-то там», а тут как бы свой центр Земли, именно мир-село. Как будто другая планета. Вот это я пытался показать и над разными сторонами этого, плохими и хорошими, пытался размышлять.
Поражает, что подчас у критиков нет никакого желания понять деревню. Пусть через книгу, раз не жили там сами и такая у них работа. Налепить ярлык, обвинить автора - то, что «слишком, до соплей, сочувствует», то наоборот «зачем же так, с жестокостью?».
До анекдотичности доходит. К примеру, Марина Каменева на сайте того же «Нацбеста»: «…автор лицемерно противоречит сам себе: “Мы с Аней (видимо, женой) шутили, что употребляем в пищу теперича исключительно мясо лишь тех телков, с коими знакомы лично. Январь, Февраль…”. И тут же: “Особенно было жаль корову - когда её повели резать, у неё на глазах выступили слёзы”. Ну да - едим и плачем…» Вроде бы остроумно. Но, во-первых, «личное знакомство» не препятствует автору жалеть и телят, скорее наоборот. ... А во-вторых, любой сельский житель объяснит разницу между телком, который и заводится ради мяса, поэтому и живёт около года, и коровой, которая «кормилица», её гоняют в стадо, встречают и провожают, летом в жаркий полдень ездят доить, и живёт она долго.
http://yarcenter.ru/articles/culture/literature/mir-selo-eto-kak-drugaya-planeta/