Mar 05, 2012 19:26
Посмотрел фильм « Белая гвардия», меня бы очень удивил выбор режиссера на главные роли Алексея и Елены Турбинных актеров-евреев, если бы я случайно не послушал, что говорил режиссер Снежкин перед показом фильма. А говорил он в числе прочего о том, что культовый для советского еврейства человек Шкловский трижды приходил к Михаилу Булгакову, чтобы попросить прощения не известно за что, а тот его не принял.
Для тех, кто не в теме, напомню, что Шкловский известный советский литературный критик, во время Гражданской служил красным, именно его вывел Булгаков в образе авантюриста Шполянского, в фильме его играет Бондарчук. Т.е. Шкловский (наполовину еврей) понял, что служил дьяволу и ходил к Булгакову, который слыл и был белогвардейцем, просить прощения. Скорее всего, это легенда, но для нас не она важна. Важно что, говоря об этих возможных извинениях, режиссер, поставивший новый вариант «Белой гвардии», рассуждал или призывал не явно к русско-еврейскому примирению.
Отсюда и финал фильма, додуманный за Булгакова, когда Шполянский-Шкловский благородно оставляет жизнь Алексею Турбину, а вдобавок, оставляет ему же «свою женщину», которая предпочла Алексея Турбина Шполянскому. Такое вот символическое примирение Булгакова со Шкловским, которое произвел Снежкин.
Как ко всему этому относиться? Я думаю, что положительно. Ибо жить местным либералам в России и продолжать ненавидеть русский народ, как показывают последние события, дело бесперспективное.
Что касается игры актеров-евреев, то Хабенский сыграл Турбина хорошо, Хабенского даже сделали несколько похожим на Булгакова. А вот Раппорт хоть и сыграла неплохо, только к Елене Турбиной этот образ не имеет никакого отношения, ибо сыграла она жесткую и нервную еврейскую женщину, а Елена была женственная и очень русская.
Именно Елена является центральной фигурой романа. Как «изящно» выразился Луначарский, вокруг нее устраивают герои «собачью свадьбу». Т.е. это моральный урод, Луначарский, но не глупый человек, прекрасно понял нравственную силу семьи Турбинных. Что это семья и есть русский народ, но Турбинным никакой большевистский бред не нужен. И никакой коммунизм не нужен, им нужна русская Россия. Луначарский это понял и решил обгадить хоть как-то.
Прикольно, что передачу предваряющую показ фильма вел журналист Соловьев, который стал гневно говорить о нациках, стоявших на трибуне на Болотной. Но ведь Булгаков и был «нациком», он был убежденным русским националистом. Это и в романе очевидно, это даже в фильме очевидно.
Так что не очень понятно, Снежкин вроде предлагает закончить русско-еврейскую войну, Соловьев ее продолжает. Тут уж им как-то надо определяться.
Что касается общего впечатления, то фильм передает нечто булгаковское, но эпизодически. Фильм беспросветно тосклив, роман у Булгакова праздничный, солнечный, концовка оптимистичная. Спит мальчик Петька Щеглов и снится ему солнечный сон, а над Днепром Святой Владимир с крестом в ночи и звездное небо.
« Все пройдет. Страдания, муки, голод и мор, а вот… звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле».