Dec 05, 2016 13:49
Чтобы понимать СССР, нужно читать Прилепина. Так он написал очень хорошее исследование о писателе Леониде Леонове, Леонов - белый по своим взглядам был вынужден жить в СССР. Он страдал, приспособлялся, боялся разоблачения фактов его биографии, но все равно оставался белым. Ну это ладно, а вот исследование Прилепина о Мариенгофе.... этот то белым не был, а какая мучительная жизнь в итоге при Советах. Прилепин здесь уже не так, как в своей работе о Леонове, откровенен, ибо когда он писал о Леонове, была еще свобода, о Мариенгофе уже он больше умалчивает, чем пишет. И муки Мариенгофа передает по косвенным деталям, он не делает акцентов на том, что вот поэт, драматург и писатель жил под страхом физического уничтожения, потом стал приспосабливаться и писал пьесы, разоблачающие космополитов, нет, Прилепин талантливо рассказывает о том, что вся жизнь Мариенгофа в итоге свелась к безумной любви-ненависти к жене, актрисе. В ревности своей писатель доходит почти до паранойи, но почему так? Да потому что жизнь всех советских писателей постепенно сводилось до этой жизни с женой, и больше ничего не было. Все вокруг потенциальные доносчики, все враги, даже для сексотов все враги. Вот остается одна жена. Надо бы тут Прилепину все же поразмыслить, чего все они так хорошо стали относиться к погибшему Есенину? Есенин вообще все понял раньше их всех и за два года пришел к полному саморазрушению, эти мучились десятки лет, но вот к Есенину их отношение менялось, они его уважали, они все его зауважали, умница, он все понял еще тогда, вторым по смышлености стал Маяковский, а до них доходило лет по десять-двадцать, характерно, что они поняли это все и стали относиться к Есенину нежно, даже те, которые его не любили, его возлюбил и Мандельштам, и Пастернак, и даже Толя Мариенгоф, который написал о жизни Есенина отвратительный заказной роман "Роман без вранья", Прилепин не пишет, что вещь была заказная, как и роман Мариенгофа "Циники" был заказной, но дело не в этом, а дело в том аду, в котором жил сам Мариенгоф. Он хватался за жену и пытался так выжить. А Есенин понимал, что никакая баба не даст защиту, не спасет, не укроет. Что взять с женщин? Они сами хотят жить, вот ей уже 19, а вот 28, и почти тут же 35, и вот страшная цифра - 40 лет, сороковник, как обреченно говорят дамы. Ну как скрасить свою жизнь несчастной актрисе, жене Мариенгофа? Изменами, конечно, тем более, что для актрисы это не проблема, это проблема для других писательских жен, у них нет таких роскошных вариантов, как у актрисы, которая всегда в разъездах. Прилепин пишет, что Мариенгоф доходит до того, что боится оставлять наедине жену даже с знакомым-гомосексуалистом. Вот так они и жили при советах все, кроме уж самых счастливых людей, которые были почти идиоты, но при этом могли лабать какие-то книги, и их публиковали. Почему не ставили пьесы Мариенгофа о борьбе с безродными космополитами? Да потому что он был литературно не бездарен, тут нужны были люди типа Симонова, Симонов был умен, но бездарен, как драматург. Или были нужны искренние дураки, которые не понимали, что в реальности происходит, а Мариенгоф-то понимал, и это сказывалось на его текстах, цензоры чувствовали это.
Так почитаешь это и подумаешь, а каково было создателям киношедевра "София"? Может быть им было не лучше, чем Мариенгофу? Откуда мы знаем их кухню. Их пожалеть надо, что их выбрали, они видать все прокляли, и Ивана Ш, и Софью, и Великий Новгород, а мы их все оплевали, а они страдали и еще поди страдают. Тут по "России" Брилев строго так сказал, что этот сериал ценен, людям глаза открыл на родную страну. Типа того, что вы свиньи его оплевали, и вы не правы.
Такого же коммунисты себе не позволяли, с экрана вот так - эй, вы там, для вас снимали сериал, деньги тратили, ну ка быстро морды в экраны уткнули и смотрим все, не дышим!
Добрее надо быть друг к другу, я вот высказался про Галковского, но только потому, что он взялся ваять про Пушкина. Пушкина не надо трогать, как и прочих поэтических гениев России, грех это. Чем юные наши спасаться-то будут, если не ими?