Давно зрел этот пост. Я обещал его написать и, наконец, это делаю.
Я не буду в нем касаться именно военных аспектов, хочу поговорить больше о социальных.
Поехали.
Раньше как было?
Ушел мужик на войну. И все. В лучшем случае семья получает письмо раз в полгода. А потом - или вернулся живым, или, не дай бог, похоронка - Ваш сын погиб, храбро защищая своё отечество. И не надо родным знать, что на самом деле он не удержался и банку тушенки спиздел и схомячил, за что замполит его перед строем показательно расстрелял. Согласитесь - какая-то гуманность есть. Есть гуманность и в отсутствии информации. Это только кажется, что мы хотим все знать - вовсе нет. Так мозг устроен - он умеет не думать о плохом, отодвигает затаившееся беспокойство на второй план, если его не теребить постоянно. Те, у кого этот механизм по каким-либо причинам не срабатывает, сходят с ума.
Ушел сын на фронт, мать проводила, поплакала, но жизнь продолжается - работа, дом, хозяйство и пр. Письмо пришло - опять нахлынуло, прочла, поплакала, потом снова мозг загнал тревогу куда-то глубоко и живем дальше.
Нынче все иначе. Кажется, оно хорошо, что каждый день можно поговорить по мобильному, но... Трубу положил и уже не знаешь - жив он или в этот момент прилетела мина и... Или не позвонил в привычное время, телефон вне зоны. И начинаются схождения с ума, психозы, нервы рвутся. Вот Аркадий Бабченко писал, что он когда в военную командировку едет - телефон не включает, пока из района боевых действий не выберется - зачем семью беспокоить. Понимает.
Раньше война была для тыла где-то там. В редких кадрах военной кинохроники. Теперь каждый может воочию и практически мгновенно увидеть итоги решений руководства - в виде разбитой сгоревшей техники и обугленных трупов солдат и мирного населения. И это вызывает вопросы, требующие ответа, а ответ давать не спешат. И есть тому как субъективные, так и объективные причины, об этом - дальше.
Надеюсь, вы, как я просил, подготовились и освежили у себя в памяти пост про
диванных военов, который далее буду называть Рассказ 1. Должен был выйти альтернативный рассказ, что-то про генерала из ГенШтаба, который бухал и пробухал, момент вражеской атаки и в итоге получился котел, а второй генерал засцал будить главного, а третий вообще был занят тем, что пилил что-то из военного имущества. И вот они втроем сидят и думают, как выдать свой проеб за гениальный войсковой маневр. И у них почти получилось, но общественность их разоблачила. Рассказ не родился, но смысл, думаю вы поняли, будем называть это виртуальное творение Рассказ 2.
Мы сейчас все фактически живем в шоу "За стеклом", или "Дом 2" - практически все прозрачно, у каждого первого есть телефон с камерой, все тайное становится явным в течение одного-двух дней. И тут мы попадаем в кучу ловушек.
Понятно, что без общественного контроля генералы могут натворить бог знает чего (Рассказ 2).
С другой стороны - вы уверены, что куча патриотически настроенных неспециалистов лучше понимают в военном деле, чем ГенШтаб? (Рассказ 1)
С третьей стороны - почему гражданский, который увлекается военным делом как хобби и изучает все современные разработки, разбирается в нем хуже, чем генерал, который окончил академию Генштаба еще в СССР по тактикам второй мировой войны и с тех пор интересовался только качеством постройки бани у себя на участке?
С четвертой, а кто вам сказал, что этот генерал не в курсе новейших тактик, может, он совсем не такой?
С пятой, наконец, есть военная тактика, стратегия, хитрость, тайна в конце концов. Не говоря уже, в нашем случае о политике. У того же Генштаба может быть своя задумка. Послали где-то в атаку, народ тут же требует отчет - зачем? Что, рассказать вам, что это был отвлекающий маневр, пусть противник об этом узнает, и задуманное не удастся, зато вы счастливы, что все прозрачно и понятно?
И вот, скажите, какое решение может быть у этого уравнения? Напоминает задачу трех тел, кто в курсе, только тел больше. А точного решения, как известно, не существует. Поэтому единственный общий знаменатель в этом вопросе - доверие. Если народ доверяет руководству, то не задает вопросов и не мешает этому же руководству делать свое дело.
А с доверием, как раз, у нас большие проблемы. Начнем с того, что никто - ни армейское, ни политическое руководство не уделяет этому важному вопросу никакого внимания. Поэтому и среднее доверие к их действиям, прямо скажем, невысоко. С другой стороны, возвращаясь к теме статьи, в наше время уже не действуют такие приемы, как занижение потерь для успокоения народа.
Увидев многочисленные видеосвидетельства, что реальные потери в операции значительно больше заявленных, народ начнет верить в заявлемое другой стороной, т.е. руководство поступая таким образом, только наносит вред этому самому доверию. Что, в свою очередь, вызывает еще больше подозрительности к действиям руководства и в итоге это может привести к взрыву, особенно учтывая, что в этом же направлении работают агенты влияния вражеской стороны. А мы еще удивляемся, почему люди бегут от мобилизации - никто не хочет погибнуть просто из-за бездарности командования.
К тому же в этих гибридных войнах степень вранья и так зашкаливает. Но врать в ответ - не поможет, тут надо действовать иначе. Посмотрите - докладам всяких пресс-офицеров АТО, ГенШтаба и прочим - мало кто уже верит. Нужны новые методы, а мы, похоже, упорно продолжаем движение по советским канонам - запретить, запретить и запретить совсем. Врать, а кто не верит - тот предатель и паникер. Это, опять же, как в современной войне использовать методы не новее времен второй мировой.
Вспоминается роман Хайнлайна "Двойник", где сюжет вращается вокруг политика, который всегда принципиально говорил правду. Так вот наш стремительный информационный век подводит нас именно к появлению такого политика. Да, это немного утопически - быть политиком и не врать, но двигаться в эту сторону возможно. Не знаю, как оно будет, но технологии ведут именно к этому.
P.S. Предвидя, что кто-то захочет утрировать типа сказать наперед правду о готовящейся операции, так я против бессмысленных утрирований. Надо сказать, например - была проведена такая-то операция с такими-то целями. Такие-то потери. Для их минимизации мы сделали то-то и то-то. Вот в этом месте пребали, что стоило нам того-то. Виновные отстранены от должности, начато расследование. По прошлому проебу расследование закончено, виновные сели. Те-то и те-то отличились, представлены к награде.
Если у вас появилось непреодолимое желание добавить меня в друзья,
тыц сюда. :))))
Дорогие гости! Дабы не быть забанеными сразу и не бегать потом с траурными воплями про плохого меня, большая просьба перед написанием первого каммента потратить чуток времени и прочесть
верхний пост и правила блога в нем, что, несомненно, послужит делу взаимопонимания и пресечения ненужных обид. Заодно узнаете, кто я и почем почему. Сердечное спасибо!