Дни с десятого по тринадцатый. Через Клайпеду - в Ниду. Поселите Тигру здесь.
Кретинга, город со смешным названием. Дворец Тышкевичей - оболочка без содержимого. Два квеста в Клайпеде. Плывем в Нерингу. Как нас снова унизил экологический робот. Что такое Куршская коса и Неринга. Лучшие люди города. Как мы проводили дни. Что надо брать с собой на пляж на косе. Где живет Баба Яга. Сурикат в обиде и в полете. Шушлик купается. Гастрономический отчет.
Предыдущая часть... Настало время нам покинуть Палангу и выдвинуться в сторону Ниды. Тигра, как большой апологет именно этой части Литвы был доволен, Шушлик слегка расстраивался, Сурикат читал Дон Кихота. Навстречу нам шел непрекращающийся поток машин - была пятница, да еще и праздничный день и вся Литва ехала на курорты. Прямо перед нами на перекрестке, сразу после въезда в Палангу приехала полиция и поставила знак "кирпич" на въезд в центр, из которого мы, как раз, выезжали. Позже мы прочли в газете, что в эти выходные в Паланге побывало 25% населения Литвы.
Сперва мы заехали в Кретингу, посмотрели местный костел, в котором нам, как всегда, повезло попасть на свадьбу, и дворец Тышкевичей (один из нескольких в Литве). Дворец (ну как, дворец... Лувр - это дворец. А "дворец Тышкевичей" - просто имение. Не дворе́ц, а дво́рец) произвел несколько странное впечатление. Во-первых выглядит он как старинный особняк, с фантастическим наростом посередине - это в его центре сделан огромный (в сравнении с самим зданием) зимний сад - с тропическими растениями и попугаями. Кажется, была даже черепашка. Мы пытались напроситься на экскурсию, благо это стоило каких-то небольших совсем денег, но все экскурсоводы были заняты, за что им большое человеческое спасибо. Почему? Читайте дальше.
Дворец Тышкевичей.
Как оказалось, дворец недавно отобрали у какого-то института, который им владел в советское время. Причем, когда здания самого дворца институту стало не хватать, недолго думая, выстроили рядом стандартный серо-бетонный барак стиля "бетон-бетон" и, проломив одну боковую стену дворца, соединили переходом, благо вокруг места хватало - дворец стоит в огромном парке. Рядом зачем-то выстроен советский дворец типа "жилая хрущевка", а чуть дальше в парке мы обнаружили большую асфальтовую площадку, явно бывший плац. Но вернемся к нам, которые, не дождавшись помощи служителей культа дворца, пошли осматривать его самостоятельно. Как я только что говорил, дворец стал музеем совсем недавно, поэтому для осмотра открыт только один этаж. Итак, что предложено к осмотру для посетителей: большая пустая комната справа от входа. Красивые синие стены с пустыми филёнками под картины. В углу - стул. Всё. Идем дальше. Налево от входа - гардеробная с тремя красивыми напольными вазами. Дальше - зимний сад, имеющий еще по этажу вверх и вниз. В саду ужасно влажно, что не мешает его использовать для банкетов - при нас как раз накрывали огромный стол. Дальше две комнаты, наполненные произведениями современных литовских народных мастеров - картинами и скульптурами. Совершенно, доложу я вам, фантасмагорическая коллекция. Народные мастера - они в любой стране народные мастера. У Тигры еще в первой комнате начала ехать крыша, а во второй началась истерика. Единственный большой плюс этой коллекции, что на этом она закончилась. Больше экспозиции не предусмотрено. Только сейчас мы поняли, что как хорошо, что нам не дали экскурсовода. Довольные и счастливые мы побежали к Фиесте, немножко, для виду, поискав некие солнечные часы в парке. Часы я потом нашел. В Киеве. На картах Гугля.
А наш путь дальше лежал в Клайпеду, а через нее - на паром и в Ниду. На выезде из Кретинги мы, конечно же, опять попали на дорожные работы, но, в итоге, все же добрались до Клайпеды. Как оказалось, у Клайпеды тоже есть старый город. В инфоцентре нам выдали карту и мы с часик поиграли в квест "найди памятник". Дело в том, что сам по себе исторический центр Клайпеды ничего из себя не представляет - просто ровная сетка старых несколько-этажных домов. Для разнообразия, в нем расположили порядка десяти прикольных памятников - коту, мышонку (оба в натуральную величину), деньгам (медный рассыпавшийся кошелек на углу), трубочист - на крыше и много других.
Это уходящий кот. Каждый год он уходит, или, иными словами, его, попросту, воруют. После этого он появляется снова, но уже другой. В данном коте женщинам, почему-то, больше всего нравится хвост.
Друг кота - мышонок.
Кораблик.
Памятник деньгам.
Бегущий трубочист.
Закончив квест с памятниками, мы стали проходить другой квест - как выехать из исторического центра Клайпеды по куче односторонних улиц и, как вы могли догадаться, в процессе изрядно проголодались и, конечно же, поехали в Акрополис кушать. Набрав еды на два полка неделю не евших солдат, мы сперва мужественно с ней сражались, потом уже не очень мужественно, еще потом немножко поборолись, спустя рукава, а в итоге применили трусливый прием - утащили оставшуюся часть добычи сухпайком.
После того, как мы с трудом втиснулись в Фиесту, она, жалобно скрипя и жалуясь, повезла нас на паром, благо это все рядом. Отстояв большую, но быстро двигавшуюся очередь, мы попали на корабль. Оказалось, что в этот день на Куршской косе происходил какой-то грандиозный мега-концерт и поэтому работали не два, как обычно, а целых три парома.
На пароме
Высадившись на берег, покатили в сторону Ниды. Памятуя об экологическом сборе на въезде (да-да. И там тоже :) ) Тигра попросил Шушлика заранее запастись бумажками с 10 и 20 литов, потому что из прошлого опыта мы знали - автомат крупные купюры не принимает и надо с позором, как неопытный новичок, просить охранника тебя пропустить, потом бежать в кассу и оплачивать, припарковав машину как-то криво-боком, потому что там больше негде. Но и автомат подговился к нашему приезду. В этот раз он не принимал никакие купюры, а мелочи у нас не было. В общем, лох - это судьба. Охранник-касса-парковка-поехали. Вот мы и свободны. Минут через 30-40 езды по изрядно вонявшей, в этот раз, косе, мы прибыли в Ниду и нашли нашу гостиницу. Она оказалась в самом дальнем конце от центра Ниды (у вытянутой,как нитка, вдоль моря Ниды, "центр", как ни странно, находится не собственно в центре, а в дальнем, если считать от парома, конце города). Но нас это не расстроило - гостиница стояла в сотне метров от залива, среди сосен и вокруг больше не было никаких построек, так что мы чувствовали себя практически в дикой природе. Кстати, причину, почему так воняло по дороге мы вскоре выяснили - оказывается за день до этого был сильнейший шторм и на берег повыбрасывало много всякого морского содержимого, теперь оно лежало на берегу, гнило и, соответственно, источало ароматы.
До центра мы променадировали по пешеходной дорожке вдоль залива, здороваясь по пути то с семейством уток, то с парой благородных лебедей с потомством, то с кем-либо еще из уважаемых жителей города.
Уважаемые жители городка...
...и их потомство.
Еще один очень уважаемый житель, но он сейчас крайне занят, извините.
Да, надо рассказать, что же это, собственно, за место такое - Куршская коса. Это тонкая (ширина от четырехсот метров до четырех километров) и длинная (длина почти сто километров) полоска земли, отделяющая пресноводный Куршский залив от Балтийского моря. Половина косы принадлежит осколку России (анклаву "Калининградская область", который вклинен между Польшей и Литвой ,а сверху придавлен Балтийским морем, что бы не выпал), а половина - Литве. Со стороны России коса соединяется с берегом, со стороны Литвы - нет, там пролив в море. Поэтому все сообщение с литовской частью косы - два парома, один пассажирский, второй - автомобильно-пассажирский. Между Литвой и Россией на косе есть пограничный переход, а на литовской стороне есть даже заправка, причем с обычными ценами.
Карта театра действий.
Если посмотреть на косу в разрезе, то со стороны залива вдоль всей косы идет поросшая лесом дюна (в нашем понимании - дюна это как гора в пустыне, на самом деле эта гора может быть с растительностью, важно чтоо на именно песчаная) высотой метров тридцать, а со стороны моря тоже идет дюна, но песчаная и высотой метров пять. Исторически так сложилось, что люди селились со стороны залива, между большой дюной и водой, где легко было ловить рыбу и где большая дюна защищает от ветра. Поэтому при въезде с единственной трассы, которая идет посередине косы, в любой поселок сперва поднимаешься на дюну, а потом съезжаешь с нее в собственно ородок. Причем лес сверху на дюне необычный - невысокий ельник, настолько плотный, что зайти в него нереально, просто-таки лес Бабы Яги.
Лес Бабы Яги.
А со стороны моря между дюной и водой вдоль всей косы идет потрясающий пляж, шириной метров семьдесят, который не бывает полным, даже в сезон - нет на косе столько жилья, чтобы вместить количество людей достаточное, что бы занять весь пляж. Поэтому места - хоть отбавляй, никто не сидит друг у друга на голове. С другой стороны, несмотря на то, что на пляже хватает красавиц, из-за переизбытка места многие из них получаются достаточно далеко. Поэтому опытные самцы ходят на пляж с биноклем.
Это пустой пляж.
Это очень полный пляж.
Этот мужик отправлял свою жену купаться с подругой, а сам в это время...
А это - пляж в "диком" месте - где нет оборудованных переодевалок, парковки и прочей инфраструктуры.
Все остальное пространство косы занято лесом, в основном хвойным - от окраин городков до дюны возле моря. Кроме длинных дюн вдоль берегов, на косе есть еще большие и не очень дюны с которых открываются сказочные пейзажи - например, с одной из них видно одновременно и залив и море. Не устали? Еще расскажу чуть об административном делении косы - и все, причем только о Литовской стороне :) . Бо́льшая часть косы - от экологического пункта до российской границы относится к Нерингскому самоуправлению, или, проще говоря, Неринге. Это что-то типа виртуального города - держать управление в каждом поселке как-то глупо - они очень маленькие. Всего поселков четыре: Нида, Прейла, Пярвалка, Юодкранте. Нида и Юодкранте - самые большие, остальные меньше. Но есть еще один поселок - он находится на том краю косы, которая возле парома, напротив Клайпеды. Называется он Смильтине и входит в состав Клайпеды. Все. Доклад окончен. Не буду больше мучать :)
Вид с дюны Парнидис, которая возвышается над Нидой, на балтийское море.
Вид оттуда же на Ниду.
А это на дюну Парнидис пришел туман.
Утро в Ниде у нас начиналось с завтрака, потом мы ехали на море (километра полтора на машине до парковки и еще метров триста пешком по лесу). Там мы загорали (вот неожиданно-то) и как-бы купались. Как-бы потому, что там с одной стороны очень мелко, а с другой - постоянные волны, в которых приятно плескаться. Вода прогрелась градусов до девятнадцати, что после Паланговских шестнадцати казалось почти теплой ванной. Даже Шушлик плескался в воде с удовольствием, а Суриката, как всегда, было оттуда не вытащить. В середине дня грызуны отправлялись спать, но перед этим Тигра ехал в разведанную точку в Прейлу и покупал там копченую рыбку у очень симпатичной пожилой пары. Копчение заканчивается в одиннадцать часов и когда Тигра в пол-первого приезжал, коптильня была еще теплой, а рыба пахла на всю округу. На обратном пути Тигра забирал грызунов с пляжа и все ехали обедать копченой рыбой. После дневного сна мы или разведывали окрестные достопримечательности, например взбирались на большую песчаную дюну над Нидой, искали старый маяк, или ехали еще раз на пляж.
Старый маяк.
Старик Сурикат и море.
Два раза брали велосипеды и катались вдоль набережной. В один из дней мы поехали на пляж, чтобы сделать фотосессию на закате. Половину времени потратил Сурикат - он на что-то обиделся, эмигрировал на соседний участок песка и там сидел, изображая горе-горе никтоменянелюбитнежалеет. Но некоторое время спустя заблудший грызун объявил о желании воссоединиться со стаей и предоставил гарантии хорошего поведения. Потом мы снимали Суриката и Шушлика в разных видах, а свободный от съемки грызун ассистировал отражателем.
Сурикат жалеет себя и клянет судьбу свою тяжкую. Никто его, бедного маленького зверька, не понимает.
А вокруг на пляже кипит жизнь.
И Сурикат решил, что жизнь - она, все-таки, хороша!
Шушлик все время в Ниде был почти не заметен, так как редко принимал вертикальное положение, переползая с кровати на пляж и обратно. Атмосфера Ниды благодатно влияла на шушлового, если в Паланге он был бодр и весел, то в Ниде - расслаблен и сонен. Он с удовольствием уплетал вкусную рыбку, а вечером плелся за Тигрой и Сурикатом на велосипеде, пытаясь не уснуть на ходу. Тигра в Ниде, как всегда, чувствовал себя так, будто он тут должен жить постоянно.
Вы Шушлика видите? Нет? А он есть....
Как итог скажу - Нида - это сплошной релакс на фоне абсолютного безделья - как раз то, что нам было нужно. Как кажется Тигре :)
Релакс...
Совершенно забыл написать о нашем главном хобби - об покушать :)
Ниже - несколько фотографий с телефона. О еде :)
Везде, как только мы останавливались, Шушлик с Сурикатом бросались пастись земляникой. Вот это - результат сбори минуты за три. Рука Тигры, собирал он же. :)
Рыбка Капитан, наша любимая.
Это наш гала-ужин. Мы попытались посетить этот рыбный ресторанчик в первый же день, но был выходной и заведение было напрочь оккупировано пожилыми немцами. Поэтому мы пошли сюда позже, когда оккупанты уехали. Это судак под соусом из боровиков.
А это камбала. Угадайте, кто ее заказл? :)
Это уже другое заведение. Оно попроще, но зато в нем всегда есть цепеллины. А это - отбивная под грибным соусом.
А вот, собственно, краса и гордость литовской кухни - цепеллины. Это они со сметаной. Прозрачная жидкость, в которой они плавают, застрелитесь сторонники здорового образа жизни - чистый жир.
Это тоже цепеллины, но под грибным соусом.
А это - наше новое открытие в литовской кухне - горох со шкварками и свиными ушками. Это ТАК вкусно!.....
Продолжение: Нида всё. Квест по поиску музея. Культ Шушлика у морских котиков. Культ пингвинов у Суриката. Бессмертный, которого съели. Смена aqua на snow. Тигра делает то, чего сам от себя не ожидал. Особенности российского досуга. Пятьдесят метров над уровнем парковки. Чертики и негодяи. Озерные сражения. Дождь и снова лебеди.