К моим словам
«Карбышева мы уважаем и чтим, а Власова - называем предателем» supermipter сделал примечательный
комментарий:
как думаете Карбышеву это в могиле помогает?
ведь трупу всё равно, тем более что сочувствие ваше и уважение фальшивое,к сожалению.
Примечателен он тем, что подобные мысли я встречаю не первый раз. И даже не второй. Так что отвечаю не только
supermipter, но и всем тем, кто не понимает, что жизнь имеет смысл, пока есть, за что умирать.
Я оставлю без внимания Ваше замечание о «фальшивом сочувствии и уважении», ведь откуда Вам знать? Вы в голове моей не копались!..
А насчет «трупу всё равно»...
Это, знаете ли, из области нравственности. Может, Вам невдомек, но существуют люди, у которых есть что-то настолько дорогое, что его ценность превышает ценность жизни.
Само собой, эту ценность невозможно измерить в, казалось бы, универсальных денежных единицах, и оценивается она совсем по-другому, по другим параметрам и в других измерениях. И в этих других измерениях все, действительно, обстоит именно так.
Но не в деньгах. И даже логически объяснить суть такого измерения бывает трудно, а порой и вовсе невозможно, как невозможно объяснить суть понятий «любовь», «счастье», «преданность», «благородство», «великодушие».
Разве что на примерах.
Вы не будете отрицать, что любая нормальная мать, не раздумывая, отдаст свою жизнь ради спасения своего ребенка. Но зачем? Ведь «трупу всё равно»! Однако, это факт. И даже объяснить его можно, хотя и непросто.
Но можно сказать понятнее: мать любит своего ребенка - и все встает на свои места, если, конечно, знаешь, что такое «любовь». Если нет - объяснить невозможно.
Другой случай, обратный: любой сын (если он сын, конечно, а не просто «отпрыск») костьми ляжет, чтобы защитить свою мать. Опять: зачем? Тем более, что она-то уже пожила, детей родила, свою задачу выполнила, а он только жить начинает. Однако, защищают, не жалея ничего, и жизни тоже. Потому что сын любит свою мать!
А вот еще случай потруднее. В Югославии немцы решили расстрелять юношей - выпускников местной школы. Не помню, почему, то ли за связь с партизанами, то ли еще за что. Учитель долго упрашивал пощадить ребят, но гитлеровцы были неумолимы. Тогда учитель встал вместе с мальчишками - своими учениками - и был расстрелян вместе с ними.
Почти аналогичный случай, если не путаю, в Смоленске: местных еврейских детей фашисты набивают в душегубку, а их учитель (русский), которому ничего не грозит, во всяком случае, в этот раз, лезет вместе с ними, чтобы детям не так страшно было умирать.
Это как понимать? Ни тот, ни другой учитель не тешил себя надеждой спасти детей. Так зачем погибать самому?.. Ведь «трупу всё равно»!
Да, именно: они любили детей, как только может любить Учитель своих учеников.
Теперь перейдем к тому, что для Вас оказалось совсем сложным.
Генерал Карбышев предпочел умереть мучительной смертью, но не идти в услужение фашистам. Вас это ставит в тупик. А я усложню задачу: он был совсем не единственным! Уж извините за хрестоматийные примеры, но они, судя по всему, необходимы.
Вы слышали об Александре Матросове? О том, что он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота? И понимаете, что рассчитывать на жизнь он никак не мог? Теперь еще удар: за время войны этот подвиг совершили более 400 человек.
Вы знаете о том, что за войну более 500 советских самолетов совершили так называемый «таран самолётом наземной цели», то есть, уничтожили цели на земле ударом своего самолета? Сидя, между прочим, за штурвалом. Самый известный - Николай Гастелло со своим экипажем. Тут, знаете ли, не скажешь даже, что «трупу все равно», поскольку при таком ударе и взрыве от трупа мало что остается.
Вот
здесь есть строки из наградных документов моего деда, Шаволина Тимофея Петровича. Почитайте. И учтите, что мой дед не какой-то там знаменитый герой, а обычный лейтенант, простой политрук, такой же, как тысячи и миллионы солдат и офицеров РККА.
Они не считали, что «трупу всё равно»...
Вы, наверное, скажете про заградотряды позади каждого взвода, про чекистский наган у каждого виска в стране...
Что ж, вот Вам про тех, за которыми точно не было никаких заградотрядов, рядом с которыми не было никаких чекистов, потому что они были глубоко в тылу гитлеровских войск. И не по заданию, а сами. Про них на «Большой земле» даже не знали до того, как был освобожден их город...
Вы слышали о «Молодой гвардии»? Не о нынешней ...э-э-э... обойдемся без эпитетов, а о той, что в Краснодоне? Мальчишки и девчонки 14-20 лет создали подпольную организацию, которая причинила немало неприятностей фашистам. Когда организацию раскрыли, их истязали по полной программе. Избиения были просто обыденным делом, в ходу были и вырезанные на теле звезды, и сажания на раскаленную плиту, и прочие совершенно средневековые придумки. И знаете что? Они выдержали! Вот эти вчерашние школьники вынесли все, не сломались!.. Их казнили. Всех, до единого.
Они все были в самом начале жизни, они были, в общем-то, дети... Казалось бы, они могли просто сидеть и ждать, когда придут взрослые с танками, самолетами и пушками и всех освободят. Но, как видно, не могли. А ведь они прекрасно знали, что их ждет в случае провала, чем они рискуют
Что-то заставило их забыть о том, что «трупу все равно».
Еще один пример.
Всего за Великую Отечественную войну в плену оказалось около 4.5 миллионов человек. Более 2.5 миллионов из них погибли в плену. Из оставшихся на службу гитлеровцам (в РОА и другие формирования) пошло, по разным данным, от 100 до 200 тысяч человек. То, что нашлись такие, не удивительно: в любом стаде, как известно, найдется своя паршивая овца. Удивительно другое: таких нашлось менее 4.5%! И это несмотря на совершенно бесчеловечные условия, в которых погибло более половины пленных! И не было в концлагерях заградотрядов и чекистов. Советские солдаты в подавляющем большинстве предпочитали погибать от голода и истязаний, но не покупать свою жизнь ценой предательства.
Они тоже не считали, что «трупу все равно».
Таких примеров можно приводить очень много, но я остановлюсь. Только еще немного запутаю Вас. Подобные случаи бывали - и не так уж редко - и в другие времена, и в других странах. Скажу больше: во всех войнах и во всех армиях были те, кто шел на верную смерть, не думая о том, что «трупу все равно». Кто-то так и остался безвестным, кого-то потомки прославляют.
Теперь попробую рассеять Ваше недоумение. Да, дело опять в любви. И генерал Карбышев, и Александр Матросов, и молодогвардейцы, и многие миллионы советских людей шли на смерть, потому что у них было то, что они ценили больше своей жизни: любовь к Родине.
Сейчас любить Родину не модно, слово «патриотизм» считается почти ругательным. Но я не доверяю моде, да и Вам не советую.
Другое дело, если человек не умеет любить. В детстве папа с мамой не научили. Тут, конечно, сложнее. Что такое «любовь», не объяснишь ни словами, ни примерами, ни формулами. Тут или есть, или, увы, нет.
А пока, если не под силу понять, так хоть запомните простую мысль: бывает и так, что трупу не все равно. Точнее, не трупу, а человеку, пока он жив и остается человеком.
И, напоследок: генерал Карбышев предпочел смерть предательству и умер героем. И его будут помнить героем, пока живет хоть кто-то, кто помнит об этой войне.
А бывший генерал Власов тоже, наверное, считал, что «трупу все равно», и купил свою жизнь ценой предательства. Выторговал пару-тройку лет жизни изменника и все равно умер. Позорной иудиной смертью на виселице от руки тех, кого он предал. И будет позор его жить ровно столько, сколько будет жить память о генерале Карбышеве.
Говорят, «мертвые сраму не имут».
За одним исключением: предатели и изменники - «имут» по полной мере.
P.S.
Похоже, я Вас сейчас окончательно запутаю. Я хочу привести случай, про который узнал в статье
«ПРИНЦИПЫ» уважаемого
skaramanga-1972. Проверил: да, так и
было.
Йозеф Шульц (Шультц) (нем. Josef Schulz (Schultz), серб. Jozef Šulc / Јозеф Шулц; 1909, Вупперталь - 19 июля 1941, Смедеревска-Паланка) - немецкий солдат, участник Второй мировой войны. Был расстрелян немецкими офицерами в сербской деревне за то, что заступился за мирных жителей. В странах бывшей Югославии считается героем-антифашистом.
В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 югославских партизан[6] из той же роты и отправили их в тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич[7]. Военный суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля.
Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спиной к стогу сена[8], предварительно партизанам были завязаны глаза.Но перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:
Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!
Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.
За что он-то пошел на смерть? Тут уж точно не было любви ни к Родине, ни к кому еще. За что ему было любить незнакомых сербов?
А он тоже не подумал, что «трупу все равно».
Люди порой забавные бывают, правда?..