ПОДУМАЛОСЬ

Sep 20, 2015 10:39


После прочтения размещённого ниже текста возникли 3 вопроса:

1. Готовы ли мы получить террористическую войну на своей территории после включения российских военных в кровавое сирийское "дэрби"? (Кремль, судя по всему, готов).

2. О приближающемся, вслед за экономическим, социально-политическом кризисе сегодня говорят все. Судя по действиям власти, "болотной" оппозиции, а также ряда других политических акторов к старту российского "Майдана" идёт самая активная подготовка. Любопытно, готовятся ли к надвигающемуся часу "Икс" радикальные исламисты?

3.Каким будет эффект сложения потенциалов террористического джихада и российского "Майдана"?

Ну а вопрос о том окажут ли западные "партнёры" Кремля, (они же кураторы ближневосточных проектов, типа ИГ, Аль-Каиды или сирийской оппозиции), своим подопечным-радикалам необходимую методическую и иную поддежку даже не задаю. Ибо ответ на него заранее известен.

http://islamio.ru/news/policy/ekspert_idet_usilenie_vliyaniya_islamistov_na_rossiyskuyu_ummu/

"Ситуация в мусульманском сообществе России характеризуется усилением радикальной идеологии", - так начал свой доклад известный эксперт, Алексей Гришин, президент информационно-аналитического центра "Религия и общество". О причинах этого тревожного явления, о новых тактиках радикальных исламистов, которые занимают все более прочные позиции во всех регионах России, исламовед рассказал на семинаре в московском центре Карнеги.

По словам эксперта, в некоторых регионах России "ваххабизация" охватила 80% мусульман, в среднем же по стране можно говорить о 40% "зараженных" идеологией исламизма. "Ваххабитские организации созданы во всех регионах России, за исключением Чукотского АО", - сказал он.

Усиление радикализации российской уммы А. Гришин связывает с рядом причин. Прежде всего, это появление "Исламского государства" (деятельность организации запрещена на территории РФ), которое поддерживает радикальные элементы в России, что серьезно влияет на обстановку в многочисленных духовных управлениях мусульман (ДУМах). "Грубейшие ошибки" чиновников всех уровней, ответственных за взаимодействие с исламскими религиозными организациями, также ведут к укреплению позиций радикальных группировок. Отмечено также "серьезное изменение тактики радикальных элементов в отношениях с их западными спонсорами", которые все время "подкармливают" тезис о притеснениях мусульман в России". Тревогу вызывает и "серьезное сближение (или даже срастание) радикалов с властью на местах", и "заражение радикализмом" через трудовых мигрантов из Средней Азии, "имеющих боевой опыт" и оседающих в ДУМах разных регионов России.

Процесс радикализации российской уммы начался не сегодня: А. Гришин напомнил, что за последние 7-8 лет были убиты ключевые представители ислама, которые серьезно боролись с экстремизмом (Максуд Садиков, Валиулла Якупов, Анас Пшихачев и другие).

"Цель исламистов - установление полного контроля через действующие ДУМы", - сказал эксперт.

Он пояснил, что в последние годы эти ДУМы невероятно размножились: сейчас их уже 81 и, возможно, будет еще больше. Причем иногда это выглядит совсем уж курьезно: в Свердловской области, например, целых 5 ДУМов, а в одной из деревень Татарстана - два муфтията! ДУМы становятся "коммерческими предприятиями", которые конкурируют друг с другом, не говоря уже о давнем соперничестве двух старейших структур - Совета муфтиев России (он же ДУМ России) и ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман), констатировал А. Гришин.

Такое количество ДУМов не позволяет властям контролировать их деятельность. Но дело не только в количестве - контролировать фактически некому: эксперт считает крайне плачевной ситуацию с непрофессионализмом чиновников всех уровней. Сам он несколько лет курировал работу с исламскими религиозными организациями в Администрации президента РФ и сейчас свидетельствует, что даже там, как и в Правительстве РФ, на самом высоком управленческом уровне, специалистов по исламу нет и взяться им неоткуда: государство не формирует заказа на исламоведческое образование.

Ситуация с исламским образованием ничуть не лучше. По сведениям А. Гришина, начиная с 2002 г., на него ежегодно тратятся огромные деньги: по 0,5 млрд. руб. со стороны спонсоров (в том числе - Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования); по 300 млн. руб. - из бюджета, по линии Минобрнауки; плюс примерно 100-200 тыс. долларов от зарубежных спонсоров. При этом "выход - нулевой", считает докладчик. Так, проверка в 2013 г. Московского исламского университета, где произошел, по сути дела, "захват" ректора Муртазина радикалами, выявила "ноль в образовательной и столько же - в научной деятельности". Основной деятельностью нового руководства МИУ стала, по словам А. Гришина, сдача помещений в аренду и командировки за рубеж. Он охарактеризовал ситуацию в исламском образовании в целом так: "Денег и усилий много, а результат - если не на "два с плюсом", то на "три с минусом". Более того, он утверждает, что радикалы "захватили позиции в системе российского исламского образования и занимаются ее дискредитацией", насаждая мнение, что качественное исламское образование можно получить только за рубежом, где российские студенты и проникаются духом исламизма.

Докладчик коснулся также темы экстремистских СМИ: только по данным правоохранителей, таковых насчитывалось 57 тыс., при этом 50 тыс. из них удалось заблокировать, однако значительная часть еще не обнаружена. Эти электронные ресурсы нацелены на пропаганду радикальной идеологии и на вербовку новых ее приверженцев. Неоправданно большое количество СМИ создают ДУМы (например, Совет муфтиев России имеет десятки СМИ), но контролировать содержание размещенных там материалов, "порой пограничных", они не в состоянии.

Что касается вербовки сторонников, то исламистские радикалы применяют новые способы: это и предложение своих услуг, в качестве осведомителей сотрудникам спецслужб и правоохранительных органов, и "умышленные посадки" (когда вербовщик намеренно получает небольшой срок с тем, чтобы привлекать в свои ряды заключенных, - это считается эффективным способом вербовки).

То, в каком направлении развивается сейчас идеологическая работа в среде российских мусульман, также провоцирует рост радикальных умонастроений в умме, продолжил А. Гришин. В частности, он резко негативно отозвался о "Социальной доктрине российских мусульман" - это не просто неграмотный "бред", содержащий, например, "экстремистское определение джихада", но и опасный документ, противоречащий Конституции РФ и фактически заставляющий мусульман делать выбор - "ты гражданин России или мусульманин". Такой же выбор предлагают сделать при вербовке в ряды ИГИЛ, напомнил исследователь.

У докладчика есть ряд предложений: срочно заняться подготовкой квалифицированных специалистов в области исламоведения; унифицировать во всех регионах подход к работе с мусульманскими организациями (чтобы, получив отказ в одном регионе, радикалы не могли тут же получить мечеть в другом); выработать совместно с религиозными организациями критерии их радикализации; "самим мусульманам - вычистить авгиевы конюшни своих ДУМов"; по линии спецслужб - провести ревизию своих осведомителей. Кроме того, он убежден, что необходимо создать в России единый государственный орган по взаимоотношениям с религиозными организациями.

Больше всего вопросов и сомнений участников семинара вызвало предложение эксперта о необходимости противопоставить радикализации создание государственной идеологии. По его словам, ИГИЛ привлекает людей со всего мира, предлагая "классическую схему пропаганды: равенство и братство (для правоверных - ред.), справедливость - они частично заместили коммунистическую идеологию". Мнение оппонентов А. Гришина на семинаре было резюмировано во фразе: "Наша идеология - это отсутствие идеологии".

террористический джихад в РФ

Previous post Next post
Up