религия и естествознание

Sep 02, 2004 16:22


Прошелся немного по разным журналам. Посмотрел... Интересно, что с удручающим постоянством встречается противопоставление религиозного взгляда на мир и научного. Причем под научным подразумеваются науки использующие математику. Стало интересно на чем аргументы сторонников этого противопоставления основываются.

Сразу предупрежу. Мое мнение, что ( Read more... )

философия, методология

Leave a comment

Re: О научной оценке религии a_rakovskij September 7 2004, 00:05:23 UTC
Поехали дальше.

>Надо отметить, что раздражающая церковных деятелей и многих интеллигентов старая книга Емельяна Ярославского «Библия для верующих и неверующих»

Ну почему раздражающе... Я этой книге даже благодарен. Сейчас. В конце 70-х меня 14-летнего пацана, вообще не задумывающегося о религии, она возмутила. Подгонки и подтасовки были видны на каждом шагу. Ощущение от книги было - предельная нечестность. И именно это возмущение породила тот желание разобраться в том о чем пишут, тот интерес к религии, который-то позднее меня и привел к православию.

>Часто в качестве довода о совместимости и даже примирении науки с религией приводят пример Ньютона. Действительно, Ньютон даже занимался теологией. Однако довод этот не так уж весом. Все знают, что ученые настоящими специалистами, достойными уважения и подражания, являются лишь в некоторых частных областях. Посторонние их занятия вовсе не обязательно так же велики, как основные. Тем более во времена Ньютона теория познания, да и сами знания о мире были в довольно-таки зачаточном состоянии

Ха. А это уже алаверды именно в мою сторону. Был с Губиным спор... Тогда-то я и упомянул о двойственности творчества Ньютона. Ну что же. Вот мы и вернулись к первому из моих тезисов выдвинутых изначально. А обещал тезисы при необходимости раскрыть. Что и сделаю в следущих заметках.

Reply

Ньютон и теология a_rakovskij September 7 2004, 00:44:50 UTC
Античная физика, которую унаследовала средневековье, исходила из жеского противопоставления естественного (природа) и искуственного. Жесткий водораздел так же лежал между физикой и математикой. Последняя занималась идеальными конструкциями, находила применение себе чаще всего в астрономии, ближе всего (по тем возрениям) примыкавшей к идеальному небесному миру. Вселедствии с этим шло строгое различение физики (рассматривающей сущность вещей) и механики (изготовление того что в природе нет). Данное разделение было снято в яросном теологическом споре. В котором приняли участие Декарт, Беда Достопочтеный, Ньютон и могие другие.

Во время данного спора был переосмыслен догмат о творении. Получилось так, что "естественного", в том смысле который вкладывали греки не существует. Вся природа - творение Бога. То есть "искуственное"! Следовательно по отношению к природе снимается противоречие между физикой (как наукой о природе) и механикой (как искуством создающим того что нет в природе).
Далее еще интереснее. Переосмыслен догмат о боговоплощении. Если земные тела могут быть одновременно теломами Бога, то можно использовать математику "в дольнем мире так же как в горнем".

Ярким местом в данной дискуссии и переосмыслении является работа Ньютона "Математические начала натуральной философии". Пересказывать я ее не возьмусь. Такие вещи невозможно пересказывать. Могу сказать одно. Все выводы, к которым мы привыкли, понятие инерции, силы тяготения и т.д. являются теологическими выводами. Не больше и не меньше.

Ньютон один из множества ученых у которых физические выводы от теологических не отделимы. Он не "даже занимался теологией". А именно ей и занимался. И именно по этому мы знаем его как великого физика.

Reply

Re: Ньютон и теология a_rakovskij September 12 2004, 21:02:12 UTC
Тут ваши выкладки, на мой взгляд, приходят в разительное противоречие с фактами.
ДЕйствительно, пусть Ньютон был глубоко верующим человеком и эта его вера послужила вдохновляющим моментом при написании его работ. Но слишком поспешно обобщать, что эти же научные результаты не могли бы быть достигнуты и атеистом. Пусть не могли во времена Ньютона, но могли - позже. Пример ЛАпласа это доказывает.
Таким образом, даже если сам Ньютон придавал большое значение вере как источнику своих научных результатов - нас-то что заставит считать также?
Можно сказать и так, что во времена Ньютона философия была достаточно слаба - не появилось диамата и его теории познания, поэтому Ньютон не мог осознанно отказаться от веры в бога. Но положение изменилось сейчас - и большинство известных ученых в бога не верили - скажем, И.Павлов и А.Эйнштейн, что не помешало им добиться серьезных результатов.

Reply

Re: Ньютон и теология a_rakovskij September 14 2004, 02:39:59 UTC
>Но слишком поспешно обобщать, что эти же научные результаты не могли бы быть достигнуты и атеистом

Охо-хо. Еще раз. Проблема в выработке методологии. Не в самой работе и ее результатах. Что бы двигаться далее надо было принять идею о том что мир познаваем, уйти от античной традиции. Ведь там, несмотря на ряд атеистических концепций, так и было то разделение о котором я говорю. Надо было нащупать инструменты (то же математическое моделирование) этого познания. Пример Лапласа вообще не интересен. Это уже времена много более поздние, когда методология науки была уже выработана.

>Таким образом, даже если сам Ньютон придавал большое значение вере как источнику своих научных результатов

Да это-то тут при чем?! Причем здесь вера, как источник? Я говорю совершенно о другом.

>во времена Ньютона философия была достаточно слаба - не появилось диамата и его теории познания

Вы таки будете смеяться, но диамат пользуется той же самой методологией.

Reply


Leave a comment

Up