Aug 03, 2014 20:57
Вдохновение приходит иногда неожиданно. Я всегда собирался писать путевые заметки, но с трудом заставлял себя это сделать - хватало лишь на несколько дней, после чего заметки становились всё более лаконичными, а затем и вовсе без слов.
Заметка Юлия меня вдохновила. Я решил добавить от себя немного текста, тем более, что в заметке упоминаюсь и я.
Итак, идея посетить прекрасный край минеральных источников, гор и ласкового моря возникла как результат моего знакомства с одной прекрасной представительницей тех мест родом из Тихорецка. Именно этим фактом объясняется, почему была необходима остановка в этом городе, том самом, куда, как известно "состав отправится, вагончик тронется, перрон останется" и куда прибыл Юлий в начале своего эпического, я бы сказал, без преувеличения, героического похода.
У Юлия изначально был какой-то скрытый, ему самому, возможно, ещё не понятный замысел. Он раскрывал его по мере движения, как открывались перед ним всё новые извилины пути, всё новые повороты судьбы и дороги к истине, которые, как известно, никогда не бывают простыми. И тут я вижу очевидную яркую черту характера этой неординарной личности, о которой вполне можно без особого преувеличения сказать словами классика "какая глыба, какой матёрый человечище". Ещё бы, ведь на его счётчике километража по окончанию поездки было что-то около 2000 километров, в то время как у меня и счётчика-то даже нет, не то что километража на нём.
Изначально поход задумывался, как спортивно-рекреативный, без напряжения, без серьёзных нагрузок и поэтому почти вовсе не планировавшийся. Я изначально не мастер логистических цепочек и планирования, поэтому я решил, что будет лучше следовать принципу "как карта ляжет". Естественно, не географическая, хотя я её с интересом посматривал, но не более.
Получилось так, что Юлий выехал чуть позже меня и это было вполне логично, учитывая, что делать ему в Тихорецке было совершенно нечего, а сам Тихорецк почему-то был избран просто как место встречи, которое изменить было (как видимо) нельзя. Мы собирались встретиться в Тихорецке и двинуться дальше уже вместе. Как уже сообщалось, чёткого плана действий и маршрута не существовало.
Поэтому когда мы встретились в Тихорецке, на следующий день мы уже сели в электричку, чтобы доехать до ст. Белореченской. Ехали мы довольно долго, часов 6, с пересадками, в электричке, по жаркой предгорной равнине, наблюдая издалека возвышающиеся на горизонте горные вершины.
Прибыв в Белореченскую, мы собирались по моему изначальному (и, видимо, не утверждённому Юлием) плану было пересесть на другую электричку, идущую до Каменномостского, но Юлий заявил, что с него хватит электричек, что он приехал "есть арбузы" и что ездить на электричках, имея в своём распоряжении велосипеды, это "бред". Тут наши понимания о "бреде" в данном контексте, как и воззрения на цели и средства поездки сильно разошлись, но пока мы препирались и я так и не смог убедить его, последняя электричка до Каменномостского ушла. Я понял, что придётся либо ночевать (дело уже клонилось к вечеру) в Белореченской, либо как предлагал Юлий, ехать до Майкопа.
Мы не сразу поехали до Майкопа, немного осмотрели Белореченскую - это такая станция, небольшой город на берегу реки Белая. Я хорошо помню, как Юлий, почуяв южный климат, решил, что "пора есть арбузы" и мы даже купили его прямо перед входом в вокзал. Увы, он не оправдал наших ожиданий и оказался совсем не таким сладким, как мы ожидали. Разочарованные, мы двинулись дальше, за вокзалом есть довольно ожидаемые для советской планировки вокзалов ёлочки в форме сквера и лавочки вокруг памятника вождю пролетариата. Рядом какие-то местные жительницы торговали плодами своих трудов на земле - яблоками и прочей снедью. Оголодавшие по южным витаминам, мы с интересам осматривали местные сорта яблок, но они совершенно не вдохновляли ни размерами, ни вкусом. Юлий никогда не сдерживает своих эмоций и всегда говорит то, что думает, хотя и с улыбкой и вроде бы мягко и с иронией. И тут он высказал своё отношение, сопроводив оценку товара не лестными словами о том, что у них на севере, на садовом участке, у тёти на Карельском перешейке яблоки вырастают и больше, и слаще. Обескураженные бабушки не могли сказать ничего в ответ, но одна из них предложила забрать ему яблоки бесплатно. Юлий их, кажется, не взял, у меня создалось впечатление, что он не был готов к такой реакции.
Побывали мы и на местном рынке. Как выяснилось, цены на любимые Юлием помидоры ничем не отличались от тех, что можно увидеть в Питере, а их вкусовые качества были ниже всякой критики, суть которой у Юлия выражалась в том, что в "помидорном крае", коим всегда являлся Краснодарский край, вкус помидоров и их цена могли бы лучше соответствовать друг другу, а последнее должно быть однозначно выше. Не являясь специалистом по помидорам, тем не менее, я был полностью на стороне Юлия и разделил его разочарование, хотя и особых эмоций.
Для поедания купленных фруктов и овощей (ибо Юлий приехал на юг, чтобы наедаться овощами и фруктами), мы заехали в один из дворов недалеко от рынка. Здесь была скамейка и что-то похожее на детскую площадку, рядом бродили худые бездомные котята, которые охотно ели даже хлеб. Кажется, я специально для них купил чего-то мясного или молочного. В любом случае, моё сердце содрогнулось при виде этих несчастных существ и я попытался им чем-то помочь. Рядом сидел Юлий и стоически ел невкусные помидоры и столь же несладкий арбуз. По части еды он безкомпромиссен и то, что куплено, не должно быть выброшено, ведь это энергия, витамины и вода, столь нужные в велопоходе.
Закончив трапезу, мы двинулись в путь. До Майкопа было километров 25. По словам Юлия, "это не расстояние" и я согласился с этим. Уже вечерело, мы ехали по магистральной дороге до Майкопа, ничем не примечательной и совершенно не интересной. Будучи преимущественно городским велосипедистом, я, преодолевал расстояние не так легко, как закалённый и натренированный Юлий. Меня утомляло однообразие пути, хотелось уже где-нибудь остановиться на ночь и мы даже где-то сворачивали, у каких-то мест ночлега, но что-то нам не понравилось и мы продолжили путь.
Мы ехали, пока солнце не село и нам не пришлось включить световые приборы. Издали Майкоп казался оазисом, светящимся огнями островом в тёмной пустыне. Было уже довольно поздно, когда мы наконец-то въехали в город и наобум, без особой навигации и помощи местных жителей выехали в его центр. В центре Майкопа мы остановились у огромного неосвещённого здания, которое как позднее выяснилось, оказалось новой республиканской филармонией. Сейчас мне кажется это совпадение очень символичным, ведь наша поездка была сплошной импровизацией, очень важной в искусстве и особенно в музыке.
Мы сидели в темноте неосвещённой площади вокруг филармонии на какой-то скамейке и ужинали тем, что у нас с собой было. Одновременно я размышлял о том, где нам остановиться. Хотелось залезть под душ и в нормальную кровать. По интернету мне удалось найти вариант ночлега за 1000 рублей в квартире в Майкопе. Я договорился с хозяйкой и мы поехали искать дом. Поколесив по городу и вызвав даже некоторый интерес местных автолюбителей своими гружёными велоконями (зрелище, я думаю, не частое в Майкопе), мы нашли нужный адрес и разместились в квартире - даже, если помню правильно, вместе с велосипедами! Квартира оказалась совсем новой и с приятным дизайном. В ней было всё для отдыха.
На следующий день мне надо было немного поработать, а Юлий ушёл решать свои дела с навигатором и ещё чем-то. В результате он запропастился на целый день, так что я начал немного волноваться. Под конец дня он появился наконец и мы двинулись в путь. Время уже было вечернее. Мы выехали из Майкопа с помощью навигатора, который Юлий установил на руле. Выехав из города, мы попали на не освещаемую дорогу, без особой разметки. Я предложил было заночевать где-нибудь рядом, но было очень темно и было непонятно, куда идти и что там впереди. Поэтому мы поехали по дороге, в расчёте найти место для ночлега. Блуждая в темноте по какому-то посёлку, мы пытались найти что-нибудь типа дома или комнаты, но тщетно. Наконец остановившись на небольшой отдых, уже часов в 10 или 11 вечера, в какой-то местной гостинице, цена на ночлег в которой превышала возможности нашего бюджета, мы, тем не менее, мило побеседовали с местными из персонала и выяснили, что где-то неподалёку есть кемпинг. Туда мы и отправились.
Скоро мы нашли этот "кемпинг". Неподалёку от дороги, у довольно большого пруда. Администрации не было, кто-то указал нам на место, где мы можем поставить палатку. Была очень тихая ночь, стрекотали цикады, лёгкая влажная дымка поднималась над озером. Мы поставили нашу палатку рядом с какой то беседкой. Палатка была советской, из брезента, такими палатками пользовались ещё наши дедушки. Весу в ней было килограмма 3 или 4. Возил её Юлий. Основное её достоинство в том, что брезент - это натуральный материал. Всё остальное не является достоинством. Помню, что она быстро покрылась росой, и утром нас взбодрило маленьким душем со стенок палатки.
Я решил, что поеду на электричке и что мы встретимся уже в Каменномостском. Юлий решил ехать своим ходом. Я в прямом смысле залез в вагон электрички, преодолев расстояние от земли до тамбура без помощи платформы, которой просто не было. При этом надо было не только подняться самому, но и втащить велосипед с закреплённым на нём рюкзаком весом около 10 килограмм. Как-то не думаешь об этом, когда делаешь, но в целом российские железные дороги - прежде всего местного сообщения - дают массу возможностей для лёгкого и не очень "экстрима" и проверки своих физических возможностей.
Вагон был почти пустой и я наблюдал как по мере приближения к Каменномостскому растут и приближаются горы. Это вдохновляющее зрелище. Рядом сидела компания молодых людей, которые, как выяснилось из небольшого разговора с ними, ехали из Майкопа в Каменномосткий, чтобы посмотреть на местные достопримечательности.
Выгрузившись из вагона, я через некоторое время нашёл небольшой "отель", который был обнаружен мной - кажется ещё дома - в Интернете. Он располагается на излучине реки Белой, рядом с кладбищем, на окраине посёлка. Отсюда открывается величественный вид на предгорья.
Через некоторое время появился Юлий. Он был возбуждён и немного агрессивен. Он рассказал мне пару забавных историй, которые случились с ним по дороге, про каких-то красивых котят, которые кто-то продавал и ещё что-то, чего уже не помню. Его, Юлия, почему-то взбесило, что я остановился в гостинице, хотя можно ночевать в палатке. Видимо, ему понравилось ночевать в палатке, но что, я кажется, сказал ему, что он может ночевать в палатке, но я буду ночевать в гостинице, так как здесь удобней и здесь есть душ.
Гостиница была довольно уютная, из окон открывался прекрасный вид на склоны гор. Хозяйка кормила домашней едой и была весьма словоохотлива и приветлива.
В тот же день вечером мы поехали покататься налегке. Мы доехали до поворота, до строящегося моста через реку Белая, где пофотографировались. Вернулись назад когда солнце уже заходило за хребты гор.
На следующий день Юлий собрался дальше, а решил остаться, чтобы вкусить радостей спокойной жизни. Когда где-то в районе обеда Юлий уехал, я собрался покататься на лошадях, но так и не доехал до них, так как дорога шла всё время в гору, жара усиливалась и было очень похоже, что скоро грянет гроза.
Я развернулся и стал спускаться с набранной высоты, так и не найдя места проката лошадей. И это было правильное решение, так как начали появляться все признаки приближающейся грозы. В горах гроза приобретает какое-то особую силу. То ли потому, что облака ближе, то ли ещё потому, что она возникает внезапно, напрыгнув на землю из-за горных вершин, как разбойник из-за угла, но здесь она производит гораздо более драматическое впечатление, чем на равнине. И даже если считать, что Каменномостский это ещё не горы, тем не менее, я никогда в своей жизни не видел такого буйства стихии. Когда я в очень быстром темпе доехал до гостиницы, падали уже первые капли дождя, когда я вскочил по лестнице под навес столовой, шёл уже настоящий ливень. Казалось, небеса разверзлись и вода стеной падает на землю сверху. Воздух сгустился, шум грохочущего по кровле дождя, заглушал голос и нужно было кричать, чтобы тебя услышали люди рядом. Я заснял это даже на видео. Но как обычно оно не передаёт всего. Я подумал о Юлии и о том, как он там в пути переживает эту грозу, как он её переносит, спрятался ли где - я не мог представить, что по такому ливню можно было ешё и ехать по горной дороге.
Связь с Юлием была очень прерывистой. Он постоянно заставлял меня волноваться по поводу его благополучия. Он почти не отвечал на смс и звонки. Не зная реальной ситуации, я предполагал худшее, но надеялся на лучшее. Худшее, тем не менее, постоянно рисовало в моём воображении какие-то мрачные картины. Потом выяснилось, что у него плохо работал телефон, который впоследствии умер от старости. Во время всей его самостоятельной поездки я получил от него 2, может, 3 сообщения. Последние 2 дня его молчания заставляли меня предполагать самые плохие варианты, и лишь на 2-й день моего пути из Анапы в Спб я получил от него наконец сообщение, что он жив. У меня отлегло и я с облегчением вздохнул, но и обматерил от души.
Посетив на следующий день основную достопримечательность Каменномостского - Большой каньон реки Белой, - она действительно стоит посещения - я остался, кажется, ещё на 1 день, в течение которого я предавался мечтаниям и неге, глядя на живописные горы то с террасы столовой, то из кровати уютного номера в гостинице, после чего вечером собрался и уехал на электричке в Майкоп, откуда дальше на электричке же - в Белореченск. Там мне предстояла очень плохая и не по южному холодная ночь на территории детского сада, куда я залез вместе с велосипедом, чтобы заночевать до утра. Кажется, у меня не было с собой спального мешка (не рассчитывал на палаточный туризм), я помню, что мне было холодно и неуютно, но снимать номер в гостинице ради короткого сна мне тем не менее не хотелось.
Когда долгая и мучительная ночь наконец начала подходить к концу, я добрался до автовокзала, где сел на автобус до Краснодара. Всю дорогу я проспал. Это был, пожалуй, один из лучших снов в автобусе. Краснодара я почти не видал, разве что покатался рядом с вокзалом, который, кстати, совсем рядом с автовокзалом. Вокруг сновали городские жители, спеша по своим работам, делам и заботам. Радостных лиц я не заметил. Да и сам я не был особо в форме после плохой ночи.
Сев на электричку до Новороссийска, я добрался туда через несколько часов, и даже проезжал печально известное место, ту самую станцию (забыл название), которую затопило во время ливней. Никаких следов разрушений даже глядя во все глаза из окна вагона, я не заметил. Видимо, они прошли мимо станции.
Прибыв в Новороссийск, я приехал к автовокзалу, но, глядя на жадные и потные очереди за билетами и тесные средства общественного транспорта, представленные практически только одними микроавтобусами или какими-то старыми автобусами, я оставил надежду комфортно доехать до Анапы и, как следует подкрепившись, оседлал своего велоконя и поехал на нём в Анапу.
По дороге туда, ещё в Новороссийске я встретил попутчика, который бодро крутил педали какого-то складного велосипеда интересной конструкции. Вдвоём крутить педали всегда легче и часа через 2 или 3 мы были в Анапе. Позади был тяжёлый перевал, по которому мы пробирались между стоявшими в пробке автомобилями и длинный спуск в долину, а затем дорога по ней к Анапе. В ней я не был до этого ни разу и рассказать мне о ней особо нечего, так как ничего примечательного я в ней не увидел. Разве что мне понравился рассказ моего попутчика, что он живёт в Анапе целый месяц совсем недорого, в палатке на территории какого-то пансионата. Учитывая высокие цены на частное жильё в Анапе, это действительно практичное решение. Напоследок мы искупались в море, посидели в кафе, но разговор как-то не клеился. Тем не менее, он проводил меня до вокзала, где я сел в поезд до Петербурга, до последней минуты надеясь, что появится Юлий. Но он так и не появился.