У меня есть знакомые, которые своими силами построили яхту. Яхта деревянная, полностью самодельная, 10.5 метров длиной, 5 тонн водоизмещения, с 12.5 метровой мачтой. Каждый год, летом они на ней на месяц-полтора уходят путешествовать.
Яхта стоит в Москве, и тем летом я напросился с ними в путешествие до Онеги. Это был для меня новый опыт, взаимодействия с людьми в команде. Две недели в замкнутом пространстве вдали от удобств цивилизации. Наш путь начинался поздно вечером, после необходимых приготовлений, мы вышли в канал Москвы. Первым приключением были мосты Октябрьской железной дороги, наша мачта под ними не проходила, и половине команде приходилось залезать на гик, и вывешивать его в сторону, укладывая яхту на бок, и только так мы проходили под мостами, едва не задевая их.
Под утро, после ночного дежурства у руля, я прилёг спать. Вскоре, мы в полном тумане, на полном ходу налетели на мель. Я улетел с кровати, было ощущение, что мы во что-то врезались. И снова пришлось лезть на гик, вывешивать его за борт, наклоняя яхту на бок и баграми вытаскивать её на глубину.
Восемь суток мы шли до Онеги, сперва канал Москвы с шестью шлюзами, у которых по долгу приходилось ждать своей очереди. Потом нас вела Волга до Рыбинского
водохранилища, и первая ночёвка у нас была в бухте в начале Рыбинки. До этого шли сутками, без остановок, с вынужденными задержками только у шлюзов.
Рыбинка, с 7.00 в путь, небо заволокло тучами, через некоторое время начался и усиливался настоящий шторм. Нас кидало, качало, тошнило, но деваться было некуда, впереди было более ста километров непогоды. Это напоминало аттракцион в парке развлечений, где тебя сажают в кабину и испытывают тебя различными ускорениями. Только посмотрев на карту, и подсчитав расстояние, я понял, что этот аттракцион будет длиться еще более 12 часов без перерыва, и возможности сказать, стоп, хватит, уже достаточно. Рыбинка очень мелкая в среднем 1.5 метра глубины, и с нашей осадкой (2 метра), мы могли двигаться только по узкому фарватеру, едва различая слабозаметные в такую погоду буйки. Ни свернуть, ни переждать шторм не было никакой возможности. Из-за того, что водохранилище такое мелкое, волны получались крутые, короткие, злые, тошнотворные. Закончилось это всё только когда мы пересекли Рыбинку, и подошли в Волго-Балтийскому каналу.
Далее на нашем пути было Белое озеро, круглое, около 50 км в диаметре, там тоже были очень приличные волны, но озеро значительно глубже Рыбинки,
и эти волны, плавные, с большим периодом и амплитудой, были приятными, о них я вспоминаю с трепетом, тут я впервые получил удовольствие от паруса, и познакомился с пугающим креном движения яхты. Для меня, успевшего привыкнуть к катамарану, и испытавшего на себе оверкиль, теперешний крен в 30 градусов, поначалу воспринимался как неизбежность купания с дальнейшими спасательными работами. Но в скоре, я быстро привык и освоился. Для яхты оказалось это совершенно нормально, при хорошем ветре она ложиться на бок и несётся полулёжа вперёд.
По каналам мы шли под двигателем, у нас был стационарный дизельный мотор, 24 л.с. Но из-за расположения в каюте, от него было много шума. На участке Волго-Балтийского канала, у нас замкнуло проводку, сел автомобильный аккумулятор, заглох двигатель, и до Вытегры, мы шли под подвесным мотором, без возможности зарядить рацию, телефоны, используя фонарики вместо габаритных огней, когда подходили к шлюзам. Еще подвесной мотор не возможно было использовать на волнах, винт, постоянно выпрыгивал из воды, резко менялась нагрузка на двигатель, что могло привести к быстрой поломке.
Вытегра - последний населенный пункт перед выходом в Онегу, там мы купили новый аккумулятор, починили проводку, заправились водой (в наши баки помещалось 200 литров воды). Итак, через восемь суток пути мы вышли в Онегу. Отличное солнечное утро, чистейшая прозрачная вода, и слишком холодной для купания температурой, при глубине 20-40 метров. Это было раем после утомительного, круглосуточного движения под двигателем по каналам.
На Онеге мы двигались вдоль правого берега, до Бесова носа, тут мы устроили ночную стоянку, и я на лодке уплыл на берег, где всю ночь общался у костра с отдыхающей компанией из Череповца. Далее мы пересекли Онегу, добрались до острова Суйсари. Там я насобирал грибов, из которых получился отличный суп, спал на острове в палатке, до часу ночи было светло, так, что можно было читать книгу. На третий день Мы дошли до Петрозаводска, и встали на стоянку, дожидаться смены экипажа. Две ночи и день я гулял по Петрозаводску, у меня была возможность продолжить путешествие, но я решил, что для первого раза впечатлений достаточно, и яхта пошла дальше по Беломорканалу в Белое море, к Соловецким островам, а я поездом вернулся в Москву.
Меня ждал свой катамаран, и другие приключения. Всё же, капитаном на своём катамаране чувствовать себя приятнее, чем матросом на чужом корабле.