Нью-эйдж

Nov 08, 2010 18:34

План, конечно, не научный, но чисто по-человечески понятный: «тебя там встретит огнегривый лев…», «и возляжет лев возле  ягненка…» и всё такое. Начать активисты «нью-эйджа» предлагают с добровольного сокращения потребления и беспримерного  развития своих духовных способностей с помощью медитаций в приятных местах и трансовых вечеринок на пляжах Гоа. Чисто исторически, «нью-эйдж движение» есть продолжение мистической ветви хиппи и «психонавтов» 70-ых годов прошлого века.

В чем общий пафос нью-эйдж проповедей? Какое противоречие предлагается решить?



Человек идет к самообожествлению двумя путями. Можно делать это с помощью технического прогресса, гиперэксплуатации природы и друг друга, сделать мир сверхизобильным, но гонка всё равно продолжится, всегда найдется, кому и чему завидовать. В конце концов, сама эта гонка и стимулирует технический прогресс и трагически искажает наше общение как с материальным, так и с духовным космосом. Такой путь представляется энтузиастам нью-эйдж устаревшим и исчерпанным. Предлагается отказаться от большинства современных потребностей, как от ложных приманок эгоизма, ради совсем других экспериментов в области человеческих отношений -- воспитания детей, исследования своего внутреннего космоса и контакта с духами, стихиями и энергиями бесконечной вселенной.     
В будущем, «под знаком Водолея»  вырисовывается буддистский идеал, в котором все люди уже стали бодхисатвами т.е. могут достичь нирваны, но добровольно откладывают это, пока живая и «не живая» природа ещё не достаточно просветлены и не превратились в «мудрый свет невесомого и всесильного сознания Будды».

Базовая для нью-эйдж идея «бодхисатв» или, в чуть более светской и не столь восточной версии, «великих посвященных» --  что это, как не мечта об обществе  равновластных людей, которым нечего делить и которые упоенно и мудро преображают действительность, заняв в ней место богов? Такие люди опознают друг друга по одним им известным паролям, словам и знакам, они есть подлинная духовная элита этого мира, но элита, которая поднимает всех желающих до своего уровня. Для захватывающей и сказочной нью-эйдж литературы  чрезвычайно важен образ  добровольной сегрегации мудрецов и посвященных, своеобразной Шамбалы, не имеющей конкретного адреса, скрытой до поры самосегрегации, которая и будет моделью для будущего преображенного человечества. Желая походить на посвященных бодхисатв, энтузиасты нью-эйдж создают не только субкультурные группы, но и самые настоящие общины, живущие по своим правилам.

Вот только самые известные и часто посещаемые «духовными туристами»  нью-эйдж поселения сегодняшней Европы:

«Финдхорн» в Шотландии. Эта община началась в 60-ых. Её основала девушка-медиум, получавшая советы от духов природы,  душ растений и беззвучных голосов минеральных кристаллов. Растения, с которыми основательница беседовала подолгу, отвечали ей, какую музыку они предпочитают, с кем им желательно быть в соседстве, какое поведение людей им больше нравится и т.п. Муж основательницы всё это тщательно записывал и истолковывал. Таким образом, они составляли пару (он  -- мужчина-проповедник и она -- женщина-медиум), аналогичную древнему сценарию «Симон Маг и Елена». Всё это общение с духами не вышло бы, наверное, за рамки очень узкой группы «прихипованной» богемы, если бы не действительно баснословные урожаи и экзотические цветы, буйно разросшиеся на первом в «Финдхорне» огороде. Однако, после смерти основательницы основной доход выросшая община (более ста человек) получает всё же не с огородов, но от всевозможных нью-эйдж семинаров, которые здесь круглогодично проводятся для гостей (медитация, юнгианские архетипы, холотропное дыхание про Грофу, лечение кристаллами и общение с ними, синтез древних магических практик, толкование эзотерических символов и т.п.). Жизнь обычного общинника в «Финдхорне» это работа в поле, медитация, ролевые игры на исторические и мифологические сюжеты, концерты на старинных инструментах и общение с гостями, ищущими здесь просветления.  Настоящим сакральным объектом общей памяти, особым местом и почти что святыней, является первоначальный вагончик, в котором жила основательница общины и побывать в котором считается большой удачей.

Немецкий  Zegg рядом с Бельцигом - этот поселок неформалов всех мастей, живущих в расписных, надувных, разборных и экспериментально сконструированных самими общинниками  домиках, известен больше как летний лагерь, когда сюда съезжаются до двухсот гостей. Зимой остается микрогруппа - постоянное  ядро (не более полусотни человек), которые планируют будущую летнюю работу. Состав крайне разношерстный -- от крайне политизированных анархо-экологов, налаживающих тут свой микросоциализм и проводящих семинары по глобальному потеплению, до  рейверов, йогов и шаманов-примитивистов, пытающихся реализовать полный отказ от всех достижений «репрессивной» индустриальной цивилизации, мистических феминисток, уверенных что в более духовном будущем женщины займут ведущую роль «контактёрок со стихиями»  и т.п.

«Белый лотос» - большой буддистский кооператив в Австрии. Кроме буддистского самосовершенствования все жители занимаются выращиванием клубники на продажу и собирают в своей мастерской уникальную фото-технику, обучиться премудростям производства которой можно только здесь, внутри этого кооператива. Как и во всех вышеназванных нью-эйдж общинах личная собственность и пространство не запрещены, хотя всё по-настоящему «важное для воспроизводства общины» находится в собственности коллектива. Однако, если у кого-то в «Лотосе» накапливается вызывающе много собственности и вообще атрибутов потребления, собрание может настоятельно рекомендовать ему оставить весь этот мешающий балласт «за пределами общины» и не смущать своих буддистских товарищей-аскетов.

«Даманхур» под Турином  это целый веер небольших коммун разной степени радикальности и разных мировоззренческих оттенков. Коммуны никак не подчинены друг другу, хотя и координируют свою деятельность, чтобы не мешать соседям. В целом в  «Даманхуре» живет более пятисот человек, существует своя «параллельная системной» экономика и даже введены собственные «внутренние деньги» для удобства взаимных расчетов между разными общинами. Изначально проект задумывался как некая «выставка достижений» всех возможных форм социального инобытия, где каждый найдет себе подходящий вариант альтернативной жизни и добровольной сегрегации.

Previous post Next post
Up