Продолжаю рассказ об амишах, начатый в статье "Страна амишей"
http://community.livejournal.com/a_primitivism/105598.html Основное представление мы составили, но этого недостаточно для понимания их жизни. Попробую в меру своих сил и доступных мне сведений обрисовать как общество амишей, так и жизнь отдельного амиша. Есть предвзятое представление, что в коллективистских обществах, называемых традиционно общинами, индивидуальность не имеет значения, её можно игнорировать. Это совершенно не так, и особенно неверно по отношению к амишам. Прочтя данную статью, вы поймете, о чем я говорю. Ошибка с игнорированием индивидуальности вызвана не отсутствием роли индивидуальности в обществе, а тем, то эта роль не подчеркивается и не бросается в глаза. А из гипотетических положений недалеко до неверных выводов - которые зачастую и делаются - о навязывании детям образа жизни, духовном подавлении и т.п. Итак, попробуем разобраться в жизни амишей, смотря не поверхностным туристическим взглядом.
![](http://pics.livejournal.com/drevniy_daos/pic/00032r76/s320x240)
ОБЩЕСТВО АМИШЕЙ
С внешней стороны из текста и фотографий вырисовывается быт и образ жизни амишей. Их дома и техника не архаичны, а представляют конгломерат материалов, вещей, технологий 18-20 веков. То есть рядом с традиционным сельским хозяйством, мы видим в домах холодильники на бензине. Частичное принятие техники важно не только как выражение отношения к цивилизации, но и для характеристики общества амишей. Общество амишей не является традиционным и не воспроизводит никакие традиционные структуры. Его можно назвать условно социальным экспериментом, социальным новаторством. Идеи Меннона и меннонитов были дополнены существенными пунктами, что и привело к выделению амишей. Прежде всего попробуем охарактеризовать общество амишей в привычных категориях. У нас принято деление на монархию, демократию и анархию. Не буду сейчас критиковать это примитивное и грубое деление, просто воспользуюсь как ориентирами для описания общества амишей. Замечу, что мы настолько привыкли к тому, что любое общество - государственное, что и безгосударственные общества пытаемся втиснуть в ту же схему. Общество амишей не самостоятельное, не имеет своей огороженной территории, но думаю совсем не против иметь таковую, просто исторически сложилось, что амиши являются частью США. Примем это как данность. Но общество амишей, безусловно, имеет границы, хотя и не географические. По какому же принципу устроено общество амишей и есть ли это одно общество? Да, единство общество обеспечивается единством народа, единством культуры, и конечно. может в первую очередь - единством веры. Монархию к амишам точно не приложишь, остается демократия и анархизм. И вот здесь начинаются сложности. На первый взгляд, можно считать амишей демократами - ведь в церкви у них должности выборные. Но при этом мы видим значительную самостоятельность общин и малую роль людей управляющих церковью в жизни всех амишей. А в общинах главное слово принадлежит старейшинам. О демократии говорить сложно. Анархия у нас плохо ассоциируется с обществом, кажется что анархия - синоним хаоса. Но на самом деле - анархия есть принцип безгосударственного устройства общества, где отсутствует власть и подавление. Как дополнение к главному принципу - не действуют общепринятые законы, нет права как такового. Но если мы внимательно рассмотрим общество амишей, то увидим, что оно в большей части реализует все анархические принципы. Причем это нисколько не создает общественного беспорядка. И не противоречит демократии. В каком смысле не противоречит? Такой анархизм не отрицает демократию как принцип "самоуправления народа", хотя и не похож на государственную демократию. Плох не демократия как таковая - это ведь миф, нечто, что невозможно в принципе. Демократия государственная по сути всегда есть некая олигархия или нечто подобное. Власть принадлежит кучке людей, которые могут как угодно декорировать суть дела для введения граждан в заблуждение. Есть и второй важный момент - в государстве власть не только власть людей, но и системы над людьми. И в этом плане государственная демократия недалеко стоит от государственной монархии. Думаю вы понимаете, зачем я так подробно остановился на моментах общественной теории. Амиши не имеют государства, и не участвуют в деятельности государства, в рамках которого живут, то есть США. Амиши не ходят на выборы и не служат в армии, платят только часть налогов и не имеют страховок. Общество амишей - это подлинно анархическое общество.
Дополнительно, для иллюстрации. Мало кто знает, но амиши одно время проживали и в Российской империи - да-да, не удивляйтесь. В числе многочисленных немцев-меннонитов, проживавших на Волыни, были и семьи амишей, немного правда, и они были растворены в общей массе меннонитов и гуттеритов. О меннонитах на Волыни подробнее можно ознакомиться в статье, помещенной в электронной энциклопедии меннонитов
http://www.gameo.org/encyclopedia/encyclopedia/contents/volhynia_ukraine Амиши появились на Волыни в первые годы 19 века, но в 1874 году все уехали в Америку. Причина? Принятие нового закона о воинской повинности, по которому все немцы призывались наряду с остальными, меннонитам не было сделано исключения. В одной статье о российских немцах сказано: "Колонисты-меннониты начали эмигрировать в США и Канаду. По неполным данным с 1874 года (год принятия всеобщей воинской повинности) за десять лет пределы Российской империи покинули до 18 тысяч человек - Россия потеряла самых трудолюбивых, самых честных колонистов-меннонитов, добившихся наибольших успехов."
http://www.zn.ua/3000/3150/13932/Позже оставшиеся менониты, после долгих споров, получили послабление, но амишей а в Российской империи уже не было. Этот эпизод указывает на верность амишей своим принципам, на их независимость от государственной власти. Амишам были прекрасно известны все формы государственного устройства, бытовавшие в Европе 18-19 веков. К примеру, часть из них выехало в первой половине 19 века в США из французского Эльзаса. Общество же самих амишей, хоть и кажется простым и незамысловатым, есть продукт переосмысления европейской практики.
Начиная с 60-х годов 19 века церковь амишей стала разделяться, некоторые группы настолько смягчили требования к обрразу жизни, что сейчас их трудно отличить от обычных американцев. Поэтому уточнню, что у меня идет разговор прежде всего о наиболее многочисленной и консервативной части амишей - так называемой церкви Амишей Старого Порядка (или старого Чина) - Old Order Amish. В 1956 году насчитывалось около пятидесяти районов расселения амишей старого порядка (в Северной Америке). Каждый район был разделен на автономные "церковные округа" (district), то есть общины, составлявшие примерно 15-30 семей, или в среднем около 75 крещенных членов в каждом. Когда район становипся слишком большим для управления богослужением, его разделяли. Напомню. что богослужения совершались в домах, а не в специальных зданиях. Каждый новый район создавал свой церковный "институт" - избирал епископа, от двух до четырех проповедников и дьякона. К 2002 году насчитывалось свыше 1200 округов церкви амишей старого порядка в 23 штатах и в провинции Онтарио в Канаде, с общей численностью, приближается к 75,000 человек, не включая детей, конечно. То есть ни о какой "власти" нельзя говорить даже в рамках церкви, амиши последовательно отвергали все формы католической церкви, начиная с папства, и кончая монастырями, орденами и т.д.
Но указанный анархизм амишей не только не является противообщественным, напротив, общественность важнейшая ценность для амишей. Именно в этом, а не в технике, они видят своё отличие от окружающего их "общества" разобщенных индивидуалистов. Не в последнюю очередь отказ от техники обусловлен тем, что она дает возможность полной самостоятельности человека, что неизбежно ведет к разрыву социальных связей. В то же время приемлемость конкретных технологий и обычаев общины определяют самостоятельно. Сознательность проявляется и в жизни общества и в жизни отдельных людей. Церковная жизнь несколько не является внешней по отношению к обычной жизни. По сути дела, это общее собрание общины, совершающееся раз в две недели(проходило с 8.30 по 13.00). Именно после таких собраний знакомились юноши и девушки. И конечно, на собраниях сидели, а не стояли, как в православных храмах. В целом, веру амишей я воспринимаю не как религиозность, а как их уклад, их принципы. Да, в чем-то они возводились к по-своему истолкованной Библии, но обычного для сектантов фанатизма мы у амишей не найдем. В конце концов и Пушкин был христианином, но мы об этом редко вспоминаем. Религия может принимать разные формы и по-разнному проявляться. У амишей, в сочетании со свободным общество она дала весьма своеобразный сплав. По сути социальность амишей очень человечна - нет принципа "человек для общины", скорее община для людей, или все друг для друга. Естественно, скаадывающийся при такой системе отношений принцип доброжелательности становится чертой характера, которую отмечают все, кто общался с амишами.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Отдельно - о детстве амишей. О детстве и детях. Почему отдельно? Потому что членом общества амиш становится в 17-20 лет, приняв сознательное решение и приняв крещение. То есть крещение является не только вступлением в церковь, но и в собственно общество, обретение прав. Соответственно и наказание у амишей - отлучение от общины. Сначала амиши, как и другие меннониты, практиковали только отлучение от причастия, но потом поняли что необходимы более действенные меры. В итоге, как и в первобытном обществе, "высшая мера" наказания у амишей - изгнание из общины. Итак, дети условно говоря - это все некрещенные юные амиши, они ещё не в общине, "как бы амиши". Чем же заняты дети и что такое детство у амишей?
Амиши категорически не признают высшее образование. Ну и, собственно говоря, всю американскую образовательную систему. У них дети учатся в специальных своих школах, до 13 лет (в пределах 8 классов). Дальнейшее обучение амишам представляется не только бесполезным, но и вредным. Из общепринятых предметов в школах амишей изучаются языки (английский и немецкий) и математика. Кроме того, помимо начальных чтения и письма - география, история, традиции амишей. По сути школа амишей - это школа в полном смысле слова, подготовка к жизни в обществе амишей. Работать, помогать взрослым дети начинают с 13 лет. Это намного раньше, чем в современном цивлизованном обществе, но позже чем в традиционных сельскохозяйственных обществах (крестьян и т.д.), где дети начинали трудиться в 7-10 лет.
Амиши вполне современнные люди - только в некоторых отношениях. дети у них играют, благо семьи большие и с одиночеством проблем не возникает. Играют не только в игрушки, но и в подвижные игры, много проводят на природе. Именно на природе, а не "на улице", как ребенок 20 века, ине в 4 стенах, как ребенок наших дней. Но об этом лучше вам расскажут фотографии. Из игр принимаются и такие типично американские, как баскетбол. Ну и конечно, с детства ребенок постигает жизнь - именно ту, в которой он проживет до старости, учится обращению с животными, правилам поведения и прочим "премудростям", которые не выучишь за партой. Семья в жизни амишей значит много (кстати амиши издают журнал "Семейная жизнь"), а семья - это не только взрослые, но и дети, которыми хоть и командуют, но относятся с любовью. Можно сказать, что детство амишей - именно детство в семье, постоянное общение с братьями, сестрами, родителями. нужно добавить, что в школе и в жизни дети не делятся по возрастам.
Главное предстоящее событие - это крещение. Но не думайте что это происходит автоматически, и любой амиш крестится. После 16-17 лет амиш может уйти и жить, так сказать в миру, делать всё что угодно, буквально всё. И никто его не осудит. Но потом наступает время принятия решения, и амиш решает, принимает ли он внешний мир или возвращается в общество амишем и становится членом церкви. Большая часть возвращается, примерно 85%. Часть уходит, преимущественнок меннонитам, которые хоть и родственны амишам по вере, но не имеют ограничений на образование и образ жизни. Так. исследователь амишей, автор известной книги "Общество амишей" Hostetler сам является бывшим амишем, и его связи и знакомства помогали в его исследованиях. Конечно, вы понимаете, что разрешение делать всё что хочешь и по-настоящему "отвязанное" поведение - вещи разные. Подробностей я не знаю, но думаю, что большая часть амишей вела себя более-менее в соответствии с воспитанием. Можно конечно, и это объявить "насилием", но это придирки - или родители и сообщество будут воспитывать, или среда и телевидение, как это происходит у нас. На мой взгляд степень "насилия" у амишей меньше, и то что дается детям - разумнее.
Какие же основные качества воспитываются и чего амиши избегают? Главный их принцип - неприятие гордыни, выслокомерия, и всего, что порождает гордыню. Смирение и простота - вот основа правил и морали амишей. И эти принципы воплощаются во всей жизни человека, начиная с раннего детства. Вполне наглядно это проявляется в простоте одежды. Все дети одеты почти одинаково, и живут одинаково - зависти не возникает. Можно условно назвать это "школьной формой", которая носится постоянно. Для детей важно послушание, что вполне понятно исходя из традиций амишей и устройства общества. Простота и скромность прививаются в детстве и остаются на всю жизнь. Да, забыл сказать, что дети всё лето бегают босиком. Это хоть и не к воспитанию относится, но с нашей точки зрения многое характеризует.
С наступлением половой зрелости, когда амиши закончили учёбу и начинают работать, и начинается удивительная полоса в их жизни, оформленная как обычай "Rumspringa". "Rumspringa" (от слова "бегать") - термин для обозначения периода, предшествующего моменту выбора, моменту принятия решения остаться либо покинуть общину. Период длится несколько лет, с 16-17 до 20-21, и все правила в этот период снимаются или смягчаются. Но всё это юноши и девушкам разрешается только за пределами территории общины. они могут водить машину, одевать обычную (для остального мира) одежду, курить, пользоваться мобильным телефоном, ходить на дискотеки, и т.д. Некоторые утверждают, что даже - заниматься сексом и употреблять наркотики, но я сомневаюсь в этом. Институт румспринга - самый интересный момент в культуре амишей. Он помогает сохранять общество, причем путем свободного личного выбора каждого. Молодой человек может сравнить два мира и решить, в каком он будет жить. Об опасностях такого института тоже можно не говорить - в наше время они очевидны, и то, что было разумно 30-40 лет назад - сейчас попросту опасно. Но об этом подробнее - в заключительной статье. Таким образом, за периодом детства и коротким периоом "румспринга" следует собственно взрослая жизнь, семейная жизнь.
"Я попробовал, как вы живете, ездил в Филадельфию, был в Нью-Йорке, - говорит Карл Миллер. - Поначалу было весело, а потом я начал задумываться. Мои новые товарищи постоянно куда-то спешили, обсуждали, как бы побольше заработать. Вы постоянно в поиске, вас одолевают желания, а когда, наконец, вы получаете то, что хотите, то сразу стремитесь к следующему. Это неутолимая жажда. А я привык быть счастлив от того, что у меня есть, и стремлюсь лишь к совершенствованию души, не больше. Каждое утро я иду на ферму, моя жена занимается домом, наши дети здоровы - что еще мне желать?"
ЖИЗНЬ АМИША
Семейная жизнь, как известно, начинается со свадьбы. А свадьбе предшествует знакомство. Подробно рассказывать об общении девушек и оношей у меня нет возможности, но должен сказать как ведут себя окружающие. Ухаживание открыто не обсуждется вемье или среди друзей. Дразнить братьев или сестер считается проявлением агрессии. Уважение к частной жизни, по крайней мере делать вид что "я не знаю" - преобладающий вид поведения, даже среди родителей. Женятся амиши обычно лет в двадцать - как раз после возвращения из "больших городов" и принятия крещения. Свадьбы совершаются по вторникам и четвергам, только в ноябре и начале декабря, после сбора урожая. Невеста одета в голубое платье, которое потом будет одеваться на при других важных событиях. Полностью отсутствует косметика и украшения, включая венчальные кольца. Церемония продолжается несколько часов, после чего следует праздничный стол. Музыки амиши не признают. и музыкальные инструменты запрещены. Свадьбы, как и другие праздники, не отличаются шумной пьянкой, скорее это дни отдыха и радости. Медовый месяц тоже не предусмотрен. да, общество амишей и правда непохоже на другие, там всё последовательно и упорядоченно.
Главное занятие - труд. Можете. Конечно, это называть работой, но это сельское хозяйство или ремесло, труд для себя на своей земле, для пропитания своей земли. Не рабство, не подчинение чужим людям и выполнение бессмысленных и бесполезных дел. Можно назвать этот труд - трудом жизнеобеспечения. Женщины по большей части заняты домашней работой. Ведь одежду амиши не покупают в магазине, только ткани, из которых сами шьют - на старинных механических машинках. Помимо одежды традиционным для амишей являются одеяла из лоскутков (которые также делаются и на продажу). Жизнь амиша - повседневная трудовая и семейная жизнь, воскресный отдых.
Конечно вас интересует, как они решают вопросы здоровья? Лечатся сами, болеют нечасто. При серьёзных случаях кладут в госпитали. Это в равной степени допустимо и детей, и для взрослых. В случае такой необходимости, деньги на лечение или операцию собирает вся община. При этом к современным направлениям медицины и биологии у амишей настороженное отношение. Хотя это и не запрещено и не считается аморальным, большинство амишей не практикует любую форму контроля рождаемости. Они выступают против абортов, а также "искусственного осеменения, генетики, евгеники и исследования стволовых клеток", которые "несовместимы с ценностями и верой амишей".
Важно и то, что амиши не только не курят, но не пьют алкоголь, даже вино. Это решает многие проблемы, появляющиеся в деревне и связанные с пьянством и нездоровым образом жизни. Труд, свежий воздух - вот обстановка жизни амиша. а в случае трудностей проявляется взаимопомощь общины. Дома строят сообща, при любых финансовых затруднениях амиш получает помощь. Есть ведь и амиши-предприниматели, то есть с миром денег они сталкиваются не так уж редко. И практика взаимопомощи оказывается вполне действенной.
Амиши живут и старятся в окружении родственников. Однажды на похоронах одного амиша присутствовали все его 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков. Времени "ухода на пенсию" у амишей, понятное дело, нет. Уходят на покой в зависимости от состояния здоровья, потребностей семьи, личных желаний, как правило, в возрасте 50-70 лет. Если дом является достаточно большим, они продолжают жить со всем остальными. Зачастую есть прилегающий дом, называемый Grossdaadi Haus, где живут бабушки и дедушки. "Пенсионеры" и впредь помогают с работой на ферме и в доме, работая в своем собственном темпе, насколько они способны. Это позволяет чувствовать себя нужными, независимыми. Одиночество это не проблема, поскольку они постоянно общаются с близкими и другими родственниками, ходят на свадьбы и другие общественные мероприятия. Если старики заболевают или больные, то другие члены семьи за ними ухаживают. Пожилые родители однажды помогли молодым вырости, поэтому семья заботится о них в старости.
Идеальной жизнь амиша не назовешь, но она проста, понятна. И счастья в ней больше, чем в нашей. Почему? Да потому что она несоизмеримо спокойнее, чем наша. Впрочем моя задача была рассказать, а не комментировать, вы и сами можете сделать выводы. Конечно, общество амишей сейчас находится в непростых условиях, им трудно выстроить отношения с цивилизацией, сохранить свою самобытность. Об этих вопросах хочу поговорить отдельно, в заключительной статье. Ну и там же выскажу свои мысли по поводу амишей, как я воспринимаю и оцениваю их, какие особенности их жизни считаю ценным опытом для других людей.
- окончание следует -