Крупнейший в стране театр оперы и балета был построен там, куда уходит корнями советская эстетика - в Тартарии. На фоне упадка европейской культуры это здание должно было стать символом нового подъема Азии.
Ну нет, все-таки Исаак Гринберг не немец, а еврей, так что все кошерно и по-афразийски. Там, разумеется, был большой авторский коллектив, менявшийся по ходу строительства, так что были и немцы, и даже француз Евгений Лансере поучаствовал. Окончательный внешний вид здания оформлен группой под руководством Бориса Гордеева.
Я Траугота Бардта имел в виду. Именно у него вместе с М.И.Курилко (колоритно описанным в "Полном и окончательном безобразиии" Смирнова) авторское свидетельство на этот "партию театр нового типа".
Тогда скорей Мейерхольда надо считать изобретателем театра нового типа. Впрочем, по ходу строительства от идеи панорамно-планетарного театра отказались в пользу традиционной оперы.
Насчет степени участия Бардта интересный вопрос. Он ведь больше известен как архитектор дореволюционного модерна, а не авангардист, тогда как у Гринберга много конструктивистских проектов в аналогичной манере. Наверное, речь идет не об архитектурном облике здания, а о сценической планировке, поскольку среди работ Бардта имеется ряд театров и концертных залов и именно по этой причине он мог быть привлечен к работе как специалист. Тогда речь идет о технической стороне проекта, а не о художественном решении.
Да, режиссер как раз и говорил о сценической коробке, которая влияет и предопределяет. На внешнюю отделку театральных зданий они особого внимания не обращают, да многие ее и не видят - всю жизнь через служебные подъезды ходят
Надо заметить, Бардт участвовал и в нескольких других новосибирских проектах, среди которых техникум связи и областная научная библиотека, имеющие решение фасада весьма сходное с театром, с такими же квадратными колоннами. Кому конкретно принадлежит данное архитектурное решение не совсем понятно. Надо учесть, что конкурс на фасад театра проводился отдельно в 1934 г. и тогда был выбран проект Гордеева, но окончательную редакцию проект получил после консультаций в мастерской Щусева.
Reply
Reply
Reply
Насчет степени участия Бардта интересный вопрос. Он ведь больше известен как архитектор дореволюционного модерна, а не авангардист, тогда как у Гринберга много конструктивистских проектов в аналогичной манере. Наверное, речь идет не об архитектурном облике здания, а о сценической планировке, поскольку среди работ Бардта имеется ряд театров и концертных залов и именно по этой причине он мог быть привлечен к работе как специалист. Тогда речь идет о технической стороне проекта, а не о художественном решении.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment