Погода, власть и вера

Nov 04, 2012 01:36



Люди, пострадавшие от обрушившейся на побережье США катастрофы, не  могут  не вызывать сочувствия.

Однако помимо человеческих жертв и разрушения жилищ, стихия принесла «чисто американское» бедствие - падение рейтинга властей, упрекаемых в бездействии - практически накануне президентских выборов!

И это вызывает некоторое удивление: неужели в такой технически продвинутой и экономически успешной стране не сделали всего, чтобы предотвратить человеческие жертвы и материальные потери, чтобы организовать оперативное спасение во время и сразу же после катастрофы?

И еще: какой бы могущественной властью не обладали руководители США, как они могут отвечать за все, что происходит по воле неуправляемой стихии?

Впрочем, ответственность власти за взаимоотношения с небесными силами - безо всяких метафор - существовала, как известно, с глубокой древности. Верховный правитель того или иного народа одновременно являлся и верховным жрецом, отвечающим за дождь и ветер, тепло и холод, за стихии и урожаи. Если он не справлялся с обязанностями, его приносили в жертву, заменяя другим - тем, кто умел договариваться с высшими силами. Так поступали майя и ацтеки Мезоамерики, кельты древней Европы; древнекитайская «Шу-цзин» («Книга истории») любые отклонения в природе связывала с неправильным поведением правителя: его распущенность приводила к непрекращающимся дождям, леность  - к непрестанной жаре, неосмотрительная торопливость - к длительному холоду, глупость - к продолжительным ветрам, в то время как добродетели правителя  - мудрость, умеренность, осмотрительность - волей небес вознаграждались благоприятной погодой и обильными урожаями.

Казалось бы, понятно: невежественные люди, испытывавшие страх перед природными стихиями, пытались как-то «договориться» с ними, обезопасить себя от случайностей. И всегда находились амбициозные личности, которые брали на себя ответственность не только за управление людьми, но и за взаимоотношения с природой.

Но разве сейчас, в век компьютеров, космических исследований и мобильной связи дела обстоят иначе?

Те, кто имеет власть над людьми, в наше время могут составить план поворота рек, а значит, изменения климата, могут взорвать лед на реке - и таким образом предотвратить наводнение, разогнать облака перед парадом, изменить часовые пояса, могут и многое другое.

Более того, во время нестерпимо жаркого лета в Москве два года назад говорили о том, что и страшные пожары, и отсутствие дождей - прямое следствие применения американцами уже давно разрабатываемого ими так называемого «климатического оружия».

Что заставляет русских при всем апокалиптическом ажиотаже сохранять спокойствие и даже иронический настрой? Думается, это вовсе не «готовность номер один» - уж кто как не американцы подготовлены своими неисчисляемыми фильмами-катастрофами к экстремальным условиям: у них наготове и специальные чемоданчики со всем необходимым, и все, что мыслимо, застраховано, и службы спасения хорошо натренированы и прекрасно оплачиваются. И все же они не готовы так, как мы.

Мы - всегда готовы. Наша страна  живет в экстремальных условиях не одно столетие. Мы привыкли к трудностям и ограничениям, тяжкому труду и взаимопомощи. Но не это - главное. Мы - православные. И для нас Конец Света и Страшный Суд - то, к чему мы должны быть готовы всегда: не запасаясь провиантом на распродажах, где, расталкивая друг друга локтями и ногами, люди, потерявшие человеческий облик, урывают то, что может быть, им никогда не понадобится, не забивая кладовки спичками и консервами, не роя подземные бомбоубежища - для нас каждый день как последний. Каждый православного день должен содержать молитву, покаяние, воздержание и добрые дела во имя ближнего.

И Бог рассудит, кого и как спасать. 




вера власть погода, Поклонский, жара в Москве, рейтинг, Книга истории, Ураган Sandy

Previous post Next post
Up