На краю карты или дежнёвский экспресс. Часть I.

Nov 10, 2022 22:08

200 км-ый экспресс-маршрут на мыс Дежнёва - самый-самый край карты, где сливается вода и можно украдкой взглянуть на ту самую черепаху. По пути: следы Арктической Трои, древний посёлок Наукан, родная Аляска из-под ладони через Берингов пролив, киты, моржи, сонный белёк и чукотский колорит.

Первая часть


Содержание первой части по разделам:
Общая идея маршрута
Планы, погранзона
Маршрут к мысу Дежнёва
Арктическая троя
Аборигены восточной части Чукотки
Поселение Дежнёво

Общая идея маршрута
        Всякому ясно, что нельзя просто так прилететь по работе в село Лаврентия и не побывать на мысе Дежнёва, не посмотреть из-под ладони через Берингов пролив на родную Аляску и не зайти в село Уэлен. Использовать при этом в качестве отговорки 7 км штормящего залива Лаврентия и 100 км по чукотской тундре - совершенно неспортивно и попросту низко.
        Предыдущий абзац был написан осенью 2020 г. и заложил основные кирпичи будущей поездки. Ниточки сплетались, планы проявлялись, а реализовалось всё летом 2022 г., ровно тогда, когда это было очень нужно. Не случилось лишь зайти в Уэлен, в остальном - всё по плану.
        В марте-апреле 2022 г. прошёл тяжелейший 33-дневный одиночный лыжный поход через плато Анабар протяжённостью 600 км. Потерял 14 кг, до июня ходил вялый, ленивый и медленный. Отпуск был с лихвой потрачен, предстояло жаркое и унылое рабочее лето в большом городе из стекла и бетона. Вселенная всё видит и сочувствует, поэтому на работе наконец-то удачно организовалась сказочная командировка на самый-самый край карты - в село Лаврентия, на Чукотку. Летели вдвоём, в наличии был только один обратный билет (в июне-июле местные активно летят на материк), который я заранее уступил коллеге. Сам подвисал в Лаврентия с неясными перспективами двухнедельного ожидания и вероятным надёжным вариантом выбираться в Анадырь на теплоходе. При оформлении командировки на работе вынужденную задержку в Лаврентия пытался представить как тяготы и лишения (как в мультфильме «Братец Лис и братец кролик»: делай со мной что хочешь, только не бросай меня в терновый куст!). Шутка ли - застрять на краю Земли на 2 недели.. В грядущие страдания верили не все.
   Это был второй визит на Чукотку. Первый случился в 2019 г. и тоже был хорош - Шелагский полуостров (самая северная материковая часть Чукотки), нерпы, кекуры и полярные станции Валькаркай и Туманная, ссылка.
   Село Лаврентия - это административный центр Чукотского района Чукотского АО (самый восточный муниципальный район России). Интуитивно кажется, что здесь и на мысе Дежнёва должны быть самые восточные градусы, но нет - Лаврентия находится уже в западном полушарии, мыс Дежнёва (N 66.08, W 169.655) - и подавно, а граница восток/запад проходит в районе посёлка Эгвекинот и залива Креста. К своему стыду до поездки не знал, что на Чукотском полуострове (часть Чукотского АО к востоку от залива Креста) есть ещё и прекрасный полуостров Дауркина - часть Чукотского полуострова к востоку от воображаемой линии между Колючинской и Мечигменской губой. Полуостров Дауркина целиком лежит в Чукотском районе.


Карта-схема Чукотского полуострова.

Планы, погранзона
        Волею судеб возникшие две недели простоя было решено разделить по-честному между двумя чудесными местами - мысом Дежнёва и окрестностями бухты Провидения. Здесь опять пришла на помощь Вселенная: ровно посередине моих двух недель в расписании АК «ЧукотАвиа» значился местный вертолётный рейс из села Лаврентия в посёлок Провидения, на него удалось забронировать билет.
        Оба чудесных места находятся на территории национального парка «Берингия» - Дежнёвский и Провиденский участки парка. На территории парка реализовано функциональное зонирование: некоторые места закрыты к посещению, другие - требуют сопровождения сотрудниками парка, третьи - допускают даже хозяйственную деятельность. На Провиденском и Дежнёвском участках парка ограничена для посещения довольно небольшая площадь, остальное - можно после оформления разрешения с вменяемым разовым взносом (500 р.). В моём опыте короткого взаимодействия администрация парка вела себя прилично и дружелюбно.
        Едва ступив на гравий взлётно-посадочной полосы села Лаврентия, вместе с коллегой были окружены неусыпным вниманием, искренним радушием и заботливой заботой сотрудников погранслужбы. Показали командировочные, ответили на вопросы и ушли с миром заселяться в гостиницу. Коварных планов сходить на мыс Дежнёва я пока не озвучивал.
        В течение недели мы работали работу, а я понемногу искал лодку, чтобы перебраться через залив Лаврентия к началу запланированного пешего маршрута. Имея всего неделю, обходить залив пешком ценой +50 км не хотелось, хотя ставший уже традиционным путь к мысу Дежнёва через озеро Коолёнь был весьма заманчив. Переплывать на пакрафте 7 км штормящего залива тоже не очень стремился, пакрафт был подстраховкой на крайний случай для обратной дороги.
        Быстро стало ясно, что без ведома погранцов попасть через залив на мыс Пинакуль лодкой не получится. Дело в том, что в 2018 г. после отмены на Чукотке погранзоны широко известные в узких кругах двое удальцов взяли да и уплыли на катамаране с моторчиком через Берингов пролив на Аляску тайком от погранцов, обозначив дыру в заборе восточной границы. Было много шума, всех взбодрили. В том же 2018 г. случился эпизод принудительной вертолётной эвакуации попавшей под горячую руку известной туристки Марины Галкиной (который, впрочем, её не остановил, а лишь только задержал). С тех пор с повышенным вниманием сталкиваются все посетители Провиденского и Чукотского районов Чукотки, особенно если демонстрируют туристские наклонности и большие рюкзаки. А ежели это сольный турист - разумеется, это самый подозрительный тип и, скорее всего, шпион или диверсант.
        Сдался погранцам, рассказал обо всех планах. Лодка нашлась. Всё последующее время до самого Анадыря вежливые мужчины проявляли неподдельный интерес к моим планам, нисколько им не мешая. Нормально. Граница на замке. Государево око не дремлет.


Село Лаврентия. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Маршрут к мысу Дежнёва
    Километраж намеченного недельного маршрута туда-обратно составлял около 200км и предлагал ежедневно в среднем делать 30+км, чтобы хоть немного погулять в районе мыса Дежнёва. Это требовало максимально прямой нитки и довольно бодрого режима. Пройденный километраж активной части маршрута составил 207 км (по треку навигатора, без коэффициентов). На активном маршруте провёл 6.5 дней (16:00 26.06.22 - 01:00 03.07.22). На карте-схеме показан пройдённый маршрут, номера соответствуют ночёвкам. Красным пунктиром показана активная пешая часть, синим пунктиром - заброска и выброска на лодке.


Карта-схема маршрута. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

В заливе Лаврентия был плотный туман, на северо-восточном берегу лежали отличные снежники, кое-где - высокие и сплошные. Переправившись на моторной лодке, спрятал пакрафт на берегу, душевно пообедал и начал активную часть экспресс-маршрута к самой восточной материковой точке страны.
    Большая часть маршрута проходила по заболоченным тундрам речных долин, вдали от морского побережья. Прекрасный кочкарник приветливо чавкал и подзамедлял. Показанные на картах Генштаба/ГГЦ вездеходные дороги условны и задают лишь направление, над которым можно думать и часто не соглашаться. Идти по вездеходке также классно, как идти рядом или в любом другом месте. Кое-где были явно видны следы треколов, квадроциклов и ГТ-СМ, а где-то они совершенно терялись.


Следы вездеходной дороги. Чукотский район Чукотского АО. Чукотка.


Долина в верховьях р.Рыбная. Чукотский район Чукотского АО. Чукотка.

Первые два дня было пасмурно, дождливо и очень мокро. Это всё стойко переносилось с надеждой на погодное окно в районе мыса Дежнёва. Характерным наследием времён советского промышленного освоения района выступают топливные бочки. Повсеместно..


Топливные бочки в Чукотской тундре. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

В конце июня на многих реках по берегам ещё плотно лежит наледь.


Наледь на р.Бол.Кэглю. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Временами в тундре происходит некое бурление почв.


Тундра в долине р.Рыбная. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Арктическая Троя
    К северу от мыса Верблюжий в 1961г был открыт могильник древнего поселения Эквен.
Раскопки велись с 1961 по 1967 гг., было вскрыто до 200 погребений с черепами, костями, могильными кладками и парными/групповыми захоронениями. За годы работы найден обширный археологический материал: развалины землянок, инвентарь, поделки из моржового клыка, сланцевые ножи, наконечники стрел, фрагменты керамики и пр. Одних только наконечников поворотных гарпунов (главное орудие морского зверобойного промысла) было найдено 617 экземпляров.
    Древнее поселение Эквен было названо археологами Арктической Троей. Основу культуры жителей Эквена составлял морской зверобойный промысел. Охота на тюленей, моржей и китов обеспечивала их буквально всем необходимым: высококалорийными продуктами питания, топливом и материалами для одежды, оружия, лодок. Жилища освещали и отапливали жиром, одежду и обувь шили из тюленьих шкур, байдары обтягивали шкурами моржей. Из моржового клыка вырезали предметы охотничьего снаряжения, орудия труда, оружие и украшения. Жили в землянках: по периметру ям глубиной до 1.5 м и диаметром 10-15 м в качестве каркаса дома вертикально вкапывали в грунт челюстные кости и черепа гренландских китов. Мощные китовые кости служили опорами стен и перекрытиями крыши, для тепла использовали дёрн.
    В 1955 г. в районе современного села Уэлен был случайно открыт Уэленский могильник. Оба могильника относятся к древнеберингоморской культуре - высокоразвитой культуре морских охотников, предков современных эскимосов. В 1-ом тыс. до н.э. - 1-ом тыс. н.э. эта культура предстаёт уже в сложившемся виде. О времени зарождения данной культуры на берегах Чукотского полуострова и её возрасте информация противоречива: от 3-4 тыс. лет до 8-9 тыс.лет.
    Среди прочих находок в Эквенском и Уэленском могильниках, а также на севере Аляски были найдены так называемые крылатые предметы. Внешне они напоминали вырезанную из моржового клыка бабочку с распростёртыми крыльями, часто с орнаментом. Назначение долгое время было неясным: изображение птицы или бабочки для праздников, головка гарпуна, крылья заднего конца древка гарпуна, навершие шаманского жезла, оберег на каяках и байдарах и пр. В итоге стали считать доказанным, что крылатый предмет - это хвостовое оперение укороченного древка гарпуна для стабилизации его в полёте.




Нижнечелюстная кость гренландского кита. Мыс Верблюжий. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Кости кита. Вдалеке виден мыс Пээк. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

На востоке Чукотского полуострова известны остатки и других древнеэскимосских поселений - например, Пайпельгак в устье реки Чегитун. Чуть не каждое из найденных на полуострове древних поселений обладало системой культовых сооружений из китовых костей, камней, черепов моржей и белых медведей. Одним из самых известных объектов является архитектурный комплекс на острове Ыттыгран (Провиденский район, пролив Сенявина), состоящий из двух параллельных рядов черепов и челюстных костей гренландского кита и протянувшийся на 500 м - «Китовая аллея». В рамках поездки посмотреть этот памятник не удалось. К сожалению, со слов очевидцев, в 2022 г. значительная часть комплекса была уничтожена наледью.


Мыс Верблюжий. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Берингово море. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Аборигены восточной части Чукотки
    Эскимосы наряду с чукчами являются аборигенами Чукотского полуострова. В наших источниках считается, что прародина эскимосов - Азия, что они вместе с алеутами пришли на берингоморское побережье с юга (возможно, из Полинезии) и великолепно приспособились к суровому климату, и что именно здесь эскимосская культура приобрела свои характерные черты.
    Некогда между современными Чукоткой и Аляской существовал узкий перешеек (Берингийский мост или Берингия), по которому, предположительно, часть жителей Азии перешла и стала осваивать Америку. Есть и иная версия: предки современных эскимосов пришли в Азию по Берингийскому мосту с Аляски. К слову, сегодня в мире из 70-80 тыс. эскимосов в Чукотском АО проживает менее 2 тыс. человек. Остальные живут на Аляске, в Канаде и Гренландии. От былой суши в Беринговом проливе сегодня остались острова Диомида - о.Ратманова (наш) и о.Крузенштерна (не наш). До конца XX в. эскимосы говорили на трёх разновидностях своего языка - чаплинском, науканском, сиреникском.
    Чукчей в мире около 16 тыс., из них на Чукотке проживает около 12 тыс. Считается, что в районе Чукотского полуострова они появились позже эскимосов. Часть народа освоила внутренние тундры, а другая часть расселилась вдоль побережья и восприняла морскую зверобойную культуру эскимосов.
    Про давнее взаимодействие двух народов пишут разное: от тесной дружбы, родственных связей и ежегодных взаимных обменов до противостояния и вынужденного  переселения эскимосов на восток. Фольклор также богат сказаниями о далёкой эпохе вражды между этносами.


Остатки поселения Дежнёво. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Берингово море. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Поселение Дежнёво
    На современных картах Генштаба и ГГЦ к юго-западу от г.Нэпыгэллен Дежнёвского массива обозначено поселение Дежнёво. В 1932 г. в селе Дежнёво было товарищество «Красная звезда», которое впоследствии в 1951 г. было укрупнено в колхоз «Герой труда» в селе Уэлен. Село Дежнёво (эск. Канискак; чук. Кэнискус, Кенишхен) упоминается в записях знаменитого отечественного северного этнографа Владимира Германовича Богораза: там он пережидал пургу по дороге в Уэлен зимой 1930-1931 г. Иных упоминаний более древних поселений в этом месте в литературе найти не удалось.
    Сейчас остатки поселения представлены развалинами. Атрибуты когда-то освоенного и ныне оставленного севера (востока) - в наличии. Изобилуют, стыдят, напоминают. Помимо развалин на возвышении остался лишь один дом, используемый местными бригадами морских охотников в сезон охоты.


Остатки поселения Дежнёво. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Остатки поселения Дежнёво. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Остатки поселения Дежнёво. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Интересна двухкилометровая коса в районе остатков поселения Дежнёво - на неё регулярно выносит туши моржей и других морских животных. Этим коса интересна в том числе медведям (разным), поэтому требует особого внимания. Здесь на берегу Берингова моря нашёл деталь моржа - половину нижней челюсти весом около 1 кг. Ну не оставлять же на берегу..


Район поселения Дежнёво, выброшенные морем туши моржей. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Район поселения Дежнёво, выброшенный морем лахтак (морской заяц). Виден мыс Пээк. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.


Вид на запад из района мыса Дежнёва. Чукотский район Чукотского АО. Чукотский полуостров.

Конец первой части.
Вторая часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/12404.html
Третья часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/12765.html

андрей подкорытов, видео, degnev, video, livejournal, уэлен, коптер, Ратманова, uelen, andrey podkorytov, россия, берингия, туризм, наукан, hiking, арктика, arctic, dejnev, podkorytov, ekven, чукотка, beringia, chukotka, russia, дежнёва, одиночный поход, могильник, backpacking, эквен, подкорытов, квадрокоптер, поход

Previous post Next post
Up