Большинство моих знакомых терпеть не могут творчество группы «Психея» и не понимают его. Меньшинство - горячо любят и понимают. Равнодушных вовсе нет. Для тех, кто не знает, о чем идет речь (если таковые есть) - настоятельно рекомендую ознакомиться и составить свое мнение (помимо собственно творчества группы рекомендую замечательную книгу Ильи Стогова «Четвертая волна» - о новом течении в «русском роке» - группах «Психея» и «Последние танки в Париже»).
Что касается меня, сначала творчество группы мне решительно не нравилось, но постепенно я вслушался и в музыку, и в слова, и сейчас очень люблю «Психею».
Я не буду здесь вести речь о музыке. Те, кто в этом разбирается, сам услышит помимо общей энергетики и несхожести ее с какой-либо другой российской музыкой, тот узнаваемый оригинальный стиль и подчерк, причудливый коктейль из хардкора, рэпа, ню-металла, электронной музыки, трип-хопа, индастриала и всего что только есть, и чего еще нет в современной альтернативной музыке.
Но помимо всего этого, «Психея» чрезвычайно интересна и своими песнями, их содержанием и посылом, их текстами (их сложно расслышать в общем рёве, но расслышать их стоит).
Я рассмотрю только одну из песен - скандально известную «Убей мента». Много людей знают «Психею» только по этой песне с запоминающимся рефреном «Убей мента! Сколько же стоит твоя свобода? Убей мента! Сколько же стоит твоя свобода?». Исполнение этой замечательной песни группой на фестивалях зачастую сопровождается избиением музыкантов группы охраняющими концерты ОМОНовцами и прекращением шоу. Подобные факты (а они не единичны, а системны), вызывают мое крайнее возмущение и негодование.
Разумеется, это не значит, что я враждебно отношусь к сотрудникам милиции и желаю им смерти. Ни Боже мой! Отношение мое к сотрудникам правопорядка в целом скорее положительное. Мой опыт общения с ними показывает, что большинство милиционеров - люди положительные. Есть и плохие люди в милиции (а где их нет?), но в целом их меньшинство (хотя, как это в жизни бывает, даже один плохой человек может испортить жизнь множеству хороших).
Но и группа «Психея» не желает смерти милиционерам, в том числе охраняющим концерты. Нельзя же воспринимать все так буквально и кидаться с дубинками на музыкантов, принимая все на свой счет.
Песня ведь - совсем не о том!
«Убей мента!», как и многие другие композиции «Психеи» - песня о свободе. О границах свободы, о попытке расширить или сломать эти границы, о возможностях выйти за рамки.
Здесь будет полезно вспомнить отрывок из классической книги Виктора Пелевина «Чапаев и пустота». «Нравственный закон» Иммануила Канта (это ведь у Канта? Или у Гегеля? Я, к стыду своему, очень поверхностно знаком с немецкой классической философией), который не дает человеку совершать те или иные плохие поступки, иначе говоря, совесть, представлялся у Пелевина как некий образ сидящего в каждом человеке Внутреннего Судьи. Помимо Внутреннего Судьи в книге рассмотрены также близкие к нему образы Внутреннего Прокурора, Внутреннего Мента и т.п., также в каждом человеке присутствующие и отвечающие за те или иные аспекты совести, морали, нравственности и т.п. Этот «Внутренний мент» - и есть «нравственный закон» - бессознательный внутренний ограничитель свободы, не дающий человеку совершать часть потенциально возможных действий, если они толкуются обществом, а точнее моралью и нравственностью как некие преступления или грехи.
В то же время, сильная личность всегда стремится к свободе, всегда стремиться выйти за узкие рамки общественной морали, совести, нравственности.
Фридрих Ницше в этом вопросе стоял на стороне такой сильной личности - «сверхчеловека», ставя его над обычными людьми и их законами и интересами. Этот крайний индивидуализм ницшеантсва хорошо иллюстрируется древней латинской поговоркой «Что положено Юпитеру, не положено быку». (В дальнейшем идеи Ницше, как известно, были извращены идеологами немецкого фашизма, которые ницшеанскими «сверхчеловеками», которым многое позволено и прощается, что не разрешено обычным людям, автоматически объявили всех лиц «арийской расы», остальных поделив на «простых человеков» и «недочеловеков»).
В отличие от Ницше, Федор Достоевский, напротив, не поддерживал стремление «сильной личности» выходить за сковывающие индивидуальную свободу рамки морали и нравственного закона. О том, что подобный путь индивидуализма ведет в тупик, написано классическое произведение «Преступление и наказание». Родион Раскольников, очевидно, является носителем ницшеанского мировоззрения - это его «Тварь я дрожащая, или право имею?» - как раз попытка поставить себя сверхчеловеком. Поставить себя над старушкой процентщицей, над народом и человеческими понятиями о рамках свободы, преступлениях, грехах, как Наполеон над толпой, как Юпитер над быками. К чему привела эта ницшеанская идеология Родиона, чем кончилась книга - прекрасно всем известно. Кому нет - прочтите уже Достоевского! И Ницше! И Пелевина! И Стогова! И послушайте «Психею».
Песня «Убей мента» - о том же самом, что и «Преступление и наказание». Не по содержанию, понятно, а по основной идее. Убить Внутреннего Мента - это попытка как раз преступить Нравственный закон, попытка поставить себя ницшеанским сверхчеловеком над толпой человеков с их законами, моралью, совестью и другими ограничениями свободы. Рефрен «Сколько же стоит твоя свобода?» очень созвучен раскольниковскому терзанию «Тварь я дрожащая или право имею»? Текст песни «Психеи» - это же почти монолог Раскольникова перед убийством, его терзания и мысли о своей свободе, о своей возможности переступить общечеловеческие законы.
Понимать песню как-то иначе, а тем более буквально - это примитивно. И тем более, за ее исполнение избивать человека дубинками - это как бить детей за чтение ими Достоевского.
Приложение: текст песни «Убей мента»
Убей мента! Сколько же стоит твоя свобода?
Убей мента! Цена все ничтожнее год от года…
Режьте меня, топчите ногами,
Рвите на части - я уже невменяем.
Ситуация выходит из-под контроля! -
Я уверен, она того стоит!
Убей мента! Сколько же стоит твоя свобода?
Убей мента! Сколько же стоит твоя свобода?