ДУХLESS - необычное кинопрочтение культового романа

Oct 03, 2012 10:51

Один мой амиго Антон Голубчик разыграл билеты на предпремьерный показ "Духлесса", а другой мой друг Дмитрий Володин выиграл 2 билета и позвал меня с собой. Что сделали киношники с дважды прочитанной мной несколько лет назад книгой Минаева, мне стало интересно, и я, конечно, пошел (тем более на халяву-то).
Что я могу сказать - тем, кто не читал книгу, фильм наверняка очень понравится. У тех, кто книгу читал и любит, могут возникнуть легкие замечания - от Минаева в книге осталось не так много, часть сюжетных линий, идея и концовка принципиально изменены. Как мне показалось, не смотря на ряд удачных моментов, все же в худшую сторону. Глубина не та.


Вообще хорошую глубокую книгу, наверное, трудно экранизировать. Уж на что старались создатели "Поколения П" по Пелевину, и получилось удачно, но очень многое - скомканно, тезисно и поверхностно. Вот и здесь Минаевские идеи показались мне не очень развернуты, упрощены. Сходство с "Поколением П" мне бросилось в глаза еще из-за исполнения Михаилом Ефремовым ролей начальника и в экранизации Пелевина и в новой картине по Минаеву. Вообще, цитат и заимствований в "Духлессе" заметил немало. Причем, в отличие от книги, почти ничего не заметно от "99 франков" Бегбедера, зато из Юли сделали экотеррористку из подпольной антиглобалистской группы, явно напоминающей акции операции "Разгром" в бессмертном "Бойцовском клубе" по Паланику, а финальные сцены битвы на баррикадах Москвы с полицией - явная же отсылка к концовке "Мечтателей" Бертолуччи.
Ну, такие явные цитаты, вероятно просто подчеркивают постмодернисткий характер произведения. А вот зачем так менять основную сюжетную линию и концовку - мне показалось это непонятным. В книге герой терпит горькое, но реалистичное поражение, и вместе с ним гибнет этот бездуховный (духлесс) мир клерков и топ-менеджеров. Он терпит поражение на всех фронтах - и это больно и горько, но это похоже на правду. А в кино концовку сделали принципиально другой, и от этого поменялась вся идея. Тут герой таки выпутывается и возвращает себе и деньги и любовь. Это уже больше похоже на сказку для подростков. Самоубийство друга - это, конечно, сильная и удачная находка, как и то, как Макс оказался внутри мусоровоза, но то, что он оттуда выбрался счастливым и живым, а тут ему еще Юля позвонила - это уже какой-то банальный голливудский хэппи-энд. Сильнее, трагичнее и символичнее было бы, если бы Макса все же раздавило прессом насмерть, и труп остался бы на помойке. А так... Такое чувство, что фильм намеренно хотели сделать более подростково-романтичным и попсовым - чтобы привычнее было массовому зрителю. Все эти сопли в отношениях с Юлей, деньги больным детям, игры в революцию, хэппи-энды - все, чего в книге не было - это на, мой взгляд, слабые стороны фильма. А сильные - как раз то, что взято из книги. И сценарий, жесткие шутки и нецензурные диалоги, поездка в Питер и Путин-бэтмен, офисная работа, где все жрут и кидают друг друга - вот это сильные моменты картины, и именно на них больше и ярче всего реагировал зал. Народ современный любит Минаева - и, наверное, есть за что. 
Напоследок хочу отметить актерскую работу. На уровне. Макс в исполнении Данилы Козловского - очень цельный и колоритный персонаж. Он мягче и добрее, чем в книге, и оттого, может, менее реалистичен, зато, не смотря на все пороки получился самым что ни на есть положительным героем (книжного Макса положительным героем назвать сложно). Ну и остальные актеры хороши. Даже маленькая роль секретарши вызвала у меня внутренние аплодисменты.

В общем, фильму ставлю твердую четверку. А актерам - так и всю пятерку, пожалуй...


Духless, Минаев, рецензии, искусство

Previous post Next post
Up