Чтобы мальчишки жили вечно…

Jun 22, 2021 14:24

Прошло 80 лет с начала войны. Тем не менее дата 22 июня по-прежнему болит. Об этом говорит всё, что говорит: интернет, эфир, ТВ, литература. А уж если судить по многочисленности фантастических "попаданцев", угодивших неким чудом или явлением природы в 1941 год и всеми силами встающими там на защиту предков…
Но вот надо ли их защищать? Да, история лета 1941 года - история трагедии. Громадной, непредставимой, бесконечной трагедии. Достаточно сказать, что, по данным кадрового управления Красной Армии, на 31 декабря того года в составе РККА оставалось только 3 процента от тех, кто встретил в её рядах первый день войны! То есть, помня о не затронутых тыловых частях в восточных и сибирских округах, армия оказалась убита практически полностью!
Да что там армия! Если заглянуть в старые наши школы - те, которые существовали ещё до войны, - то там на мемориальных досках увидишь фамилии почти всех мальчишек военных выпусков. Из школы - в бой. А там…
Очень много легло нас на той войне. Нас, народа…
Однако не эта только боль определяет характер 22 июня. Но ещё и она, память. Ведь те мальчишки, что остались строчками на мемориальных досках, на плитах памятников, они ведь не умерли. Они погибли лично. Но они и живут. Ибо и безымянные они - живут в нас. И именно это особенно чисто проявляется 22 июня…
И живут потому, что Великая Отечественная война для нас… не война. В ней для нас - не только для тех мальчишек, так и не ставших нашими отцами, - в ней для нас всех тогдашних не было "продолжения политики иными средствами". Нас просто пришли убивать. Но между убийцами и народом стали те самые мальчишки. Что теперь остались строчками на сером мраморе…
Но ведь не только строчками! Свои "Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой" болят в каждой семье и в каждом сердце. И главное, что мы помним и знаем о них - сама гибель их осталась не напрасной! Ибо воистину: "смертию смерть поправ". Не в человекоубийстве победили. А в войне за выживание.
И поэтому 22 июня хочется вспомнить и другое. Не 1941 год только лишь. Но и не победный 1945. Хочется вспомнить… кадры немецкой кинохроники! С их парадами.
Ах, как славно они шагали! Как красиво они шагали! Как мощно и величественно! Этому маршу, кажется, не будет преград!
Оказалось, возникла преграда. Их убили, этих красавцев. Их убили в России. Практически всех. Они споткнулись здесь, у нас. Споткнулись о тех наших мальчишек!
В той страшной, кровавой, жестокой трагедии 1941 года начала возникать та преграда, не давшая убийцам победно прошагать дальше. Часто неумелые, но храбрые контратаки солдат. Часто нераспорядительные, но упрямые действия штабов. Часто нецелесообразные, но целенаправленные распоряжения командиров. Всё было. Ошибки, глупость, неумение… Часто Красная армия 1941 года напоминала слабо готовое к войне ополчение, а не армию.
Но фашистов она остановила. В том же, страшном и отчаянном году. А остановив - победила. Это ведь и усилиями мальчишек, ушедших тогда с выпускного бала на фронт, оказалась сначала сломлена, а затем безоговорочно уничтожена самая сильная военная машина мира. К тому же вобравшая в себя силы и ресурсы всей континентальной Европы. И начавшая войну в самый благоприятный для себя и самый неблагоприятный для нас момент.
Но вот сегодня мы оказались в ситуации, когда - вот уж точно сказано! - ветеранов "не хватает в шеренгах по восемь". Они уходят туда, к Серёжкам и Витькам, до конца отдав свой долг их памяти, сохраняя и охраняя её. Кто и, главное, как донесёт до новых поколений ту не победную на самом деле, а экзистенциальную радость за 9 мая? И не досаду военную, а боль человеческую за 22 июня? Не получится ли так, что новая молодёжь вынесет память о войне за скобки своего нового блистающего мира? Просто потому, что интересы её далеки от этого, а связь поколений разомкнута в силу естественных причин?
Чтобы ответить на этот вопрос, зададим новый. А что разделяет нас с нашими собственными отцами? И ответ будет очевиден: невозможность увидеть в них - себя. В этом новизна и в этом уникальность каждого поколения. Но в этом - и утрата.
А что нужно, чтобы - увидеть? Ответ тоже прост: если не пережить, то почувствовать то, что пережили они. И получается, что для того, чтобы не утратить память о нашей великой и жертвенной победе, надо увидеть за ней - людей. Тех наших мальчишек.
В дополнение к другим национальным проектам нам нужен национальный проект "Память".
Чтобы те мальчишки по-прежнему жили в нас. Всегда.

Великая Отечественная...

Previous post Next post
Up