Повести исконных лет

Mar 21, 2014 08:38

В лето 6434 (926). Родился у Олега сын Улеб.
Приходили на Березань русы тмутараканские, но увидя крепостицу здесь, воевать не стали и, заключив мир, ушли. А приходили, сказывали, по велению хазарского царя проверить, крепко ли сидит русь по Днепру.
В лето 6435 (927). Не платили волыняне дани Руси, а жили своим законом. И торговали в Киеве, а иные гости их в Краков и Прагу ходили. Решил Олег, что не добро то и обложил мытом большим торговцев волынских. Те же, отошед, хулили русь и князя её.
Тогда разгневался Олег, собрал русь, и варяг, и полян, и северян, а радимичи на своих кораблях шли. И пошёл на Лутеск, городок волынский.
Вышел к нему князь Воибор волынский, и старейшины волынские, и волхв их главный, и стали они просить мира. Сказал Олег: "Не буду жечь город, коли отдадитесь на всю волю русскую". И согласились старейшины и волхвы, а князь волынский спорить стал. Тогда убил его Олег и в городе сел. Созвал он всех старейшин родов волынских, и заключили они ряд, что будет теперь волынская земля под Русью, и дани будут платить, как другие платят. И помог в том волхв волынский, хотел бы он старейшим стать на волынской земле, как прежде было. Считалась ведь земля волынская не княжеской, а священской, Перуна бога, а правили именем его волхвы, как то преже у иудеев было и у других языцев. Токмо иудейские священники именем Бога истинного правили, а волыняне же ложному богу поклонялись, идолу деревянному, иже и по сей день стоит в роще священной у них.
И был тот волхв силён колдовством своим, и думал Олега сразить волшбою своею. Попросил он суму свою поднять воина одного, самого сильного среди русов; и не смог тот содеять сего. Удивлялись люди силе такой бесовской; но Олег был сам князем и волхвом, как то у русов принято, посему не удивился он чуду тому, но урядился с волхвом тем, что служить он будет неложно под русью, в княжеское же да не встревает.
А иные роды волынские под другим князем ходили, именем Перемысл. Сидел тот в городе Волине и не хотел покориться Олегу. Пошёл на него Олег прямо из Луческа, и обложил Волин город, а Перемысл затворился в нём. И не хотел на мир идти, говоря Олегу: "Убил ты князя лучского; я же лучше голову в бою сложу", Ответил на то Олег: "Быть тогда всему городу полоняну, и семью твою в рабство продам".
И была сеча велика и кровава, и победил Олег, и князя Перемысла убил. И содеял, как обещал: попленил город, а волынян в Киев пригнал, где продали их иудеям и гостям хазарским. А сам пошёл далее, на дулебов - объявили ведь те себя союзниками волынян. И разбила русь дулебов, и города их взяла. И воевали в то лето по Бугу и тоже городы многие взяли, у бужан. И посадил там наместника своего, и назвал ту землю Червонной Русью, ибо осенью уже завоевал её.
Так расширил Олег землю русскую Киевскую: были под ним и поляне, и древляне, и северяне, и волыняне, и бужане, и дреговичи, и радимичи, и кривичи. А се народы, что дань платили Руси: греки, северы донские, кривичи полоцкие, уличи, тиверцы, а русь хольмгардская и плесковская в соузниках с ним были.
В се лето скончал дни свои царь болгарский Симеон, мая 27 дня. Скончался он, готовясь воевать Константинополь город, отчего иные говорят - отравили его греки.
Распас он землю свою и в Бозе укрепил, и хотя много зла грекам сотворил, но не сам того хотел, а лишь отвечал им. Сам же он был мужем учёным и в Бозе смиренном; многие грамоты и хартии в земле Болгарской собрал, и много людей учёных к себе звал - и Иоанна Экзарха, и Константина Преславского, и Черноризца Храбра, и иных многних.
Умре же, оставил Петра, сына своего, княжить. Пётр.же женился на внучке Романа кесаря Марии и заключил с империей Ромейской мир, уступив земли до Стримона и гор Родопских, завоёванные отцом его. За то, однако, уставили грекам платить ему дань мира деля, а патриархия Болгарская стала автокефальной от Константинополя.
 

Повести исконных лет

Previous post Next post
Up