…нет, не очищаем место боя. Наоборот. Строим. Место контакта цивилизаций.
Или транспортно-инфраструктурный хаб мирового значения в Сибири. Чтобы и самим подняться на новых технологиях и сделать своё существование объективно выгодным для основных мировых полюсов силы в нынешних условиях растущей нестабильности, и миру помочь выбраться из экономического и цивилизационного кризиса. Обладание интегральной инфраструктурной системой межконтинентального уровня приобретает критическое значение как одна из гарантий геополитической безопасности.
Об этом говорится в одобренном только что Российской академией наук концепт-проекте создания в России интегральной системы развития на Евро-Азиатском континенте, что должна быть выстроена на базе нынешней Транссибирской магистрали. С докладом о проект перед президиумом РАН выступил сам глава РЖД Владимир Якунин. Кстати, сам учёный, доктор наук, заведующий кафедрой на факультете политологии в МГУ. И концепцию вместе с ним создавали директор Института социально-политических исследований РАН академик Геннадий Осипов и ректор МГУ академик Виктор Садовничий. Так что - не фантастика. Одобренный академией наук документ.
О чём же в нём идёт речь?
Сначала - предпосылки. Транссиб и БАМ… в общем, они на пределе ресурсов. "Мы следим за ситуацией - поезда по БАМу и Транссибу идут уже с интервалом 8 минут! - это слова самого Владимира Якунина в РАН. - Скоро здесь будет график, как в метро!"
Спасибо Советскому Союзу, что успел вчерне, но построить параллельную магистраль "от Байкала до Амура". Не будь её - Транссиб уже стоял бы в одной гигантской пробке, заметил глава РЖД. Но в то же время "всё, что можно сделать с точки зрения оптимизации процессов, мы сделали", сказал он. Остаётся либо ждать, когда заказы на перевозки перехватит Китай, строящий свой трансевразийский коридор, называемый часто "Новым шёлковым путём", - либо впрягаться в реконструкцию Транссиба.
Теперь - условия. Россия - не мост между Востоком и Западом, Европой и Азией. Россия - это отдельное самодостаточное пространство, слева от которого лежит Европа, а справа - Азия.
Ключевое слово - "самодостаточное". С цивилизационной точки зрения, да: в последние годы всё больше приходит понимания, что Россия не Европа и не Азия, а отдельная и в то же время синтетическая цивилизация. Цивилизационный перекрёсток всей Евразии. А если ещё реализовать проект туннеля под Беринговым проливом - а там всё просчитано, и даже бизнес-план есть, - то и до Америки сухопутный маршрут откроется.
А вот с экономической точки зрения самодостаточности Сибири уже не хватает. Ресурсы есть, но вот забрать их тяжело. Ответвлений от транспортного коридора Транссиба мало. Условия для жизни тяжёлые. Промышленность тоже жмётся к железной дороге.
В общем, Сибирью-то Россия-матушка приросла. Но теперь настало время, когда им обеим не мешало бы прирасти инфраструктурными мега-проектами. Которые создали бы вместо запруженного грузопотоками коридора настоящий транспортный и инфраструктурный пояс для Евразии. Вкупе с центрами нового индустриального развития.
А теперь - суть. Она, словами Якунина, в том, чтобы создать "не просто транспортный коридор, но и коридор обмена инфраструктурными импульсами, энергетикой, ресурсами, кадрами и так далее". Здесь должны соединиться в интегральное целое сверхскоростной транспорт, энергомост, транспортировку нефти и газа, новые технологии, новые города, новое сельское хозяйство, новая инфраструктура, в том числе информационная, банковская, социальная. И даже, возможно, система переброски воды как перспективного в ближайшем будущем природного ресурса.
Таким образом, в ходе реализации этого мега-строительства в России будут, по мнению разработчиков, появляться новые индустрии, новые материалы, новые технологии - следовательно, новые рынки, новые рабочие места, новые массовые производства, а в итоге - "кратный рост на порядки" валового внутреннего продукта. "Это будет не просто трасса. Будет создан новый полюс генерации общественного богатства!" - подчеркнул Владимир Якунин.
А сверхзадачей является "развитие России как цивилизационного ядра и интегрированных с ней ареалов от Тихого океана до Атлантики". По мнению главы РЖД и доктора политологии, такой универсальный коридор для транспортировки ресурсов, людей и технологий, является, по сути, "планетарным проектом развития", который "способен вывести человечества из нынешнего кризиса, носящего не только экономический, но цивилизационный характер".
И, наконец, средства. Создание поселенческо-индустриальной полосы шириной 200-300 км вокруг транспортных и энергетических коридоров вдоль всей Евразии, по оценке разработчиков проекта, предполагает объём вложений в "десятки триллионов евро". Это много. Правда, поэтапно. Во-вторых, блочно-интегрированно. Инвестиции идут по блок-проектам, которые затем интегрируются в одно мега-целое. В-третьих, говорит Якунин, гарантированная возвратность этих вложений определяется не платой за транспортировку, а комплексным развитием всех стран-участниц.
Отсюда - главное: создаётся альтернатива "существующим принципам глобальной экономической динамики, ставшим причиной мирового кризиса, и предназначается для изменения доминирующей экономической парадигмы".
Проще говоря: доминирующая сегодня неолиберальная экономическая концепция постиндустриального общества привела к нынешнему системному мировому кризису. А язык неолиберальной модели сегодня "не может описать даже нынешнего состояния экономики, не говоря уже о прогнозировании и описании новых моделей". Поскольку же Россия во многом остаётся заложницей таких концепций, основным бенефициаром которых является глобальная финансовая олигархия, то ей, чтобы окончательно подняться экономически и политически, необходима новая индустриализация. Новое, на базе новых научных и промышленных технологий, освоение Сибири даёт ей такой шанс. Пусть на одной чаше весов - действительно триллионы долларов. А на другой? А на другой - возможность повторить то, что когда-то дало России первое строительство Транссиба: новые промышленные и технологические мощности. Тот Транссиб задал невиданные темпы развития экономики, в десятки процентов в год по отдельным отраслям! И нынешний проект, по словам, Владимира Якунина, - это "проект неоиндустриализации, основанный на новом экономическом укладе". Это шанс не только на рывок. Это шанс сложить вокруг России, вокруг нас, новую, особую форму организации евразийского пространства - с новыми научными и промышленными центрами, с новыми технологиями и экономическими подходами, с освоением новых пространств и формированием из нашей страны по-настоящему нового мирового центра развития.
Хоть комсомольско-молодёжные стройки объявляй! "Молодёжь - снова на БАМ!" - потрясающий изгиб истории!
И ещё одно. Сегодня, в наши годы, которые всё большему количеству людей видятся по меньшей мере грозовыми, если не предвоенными, Россия оказалась одним из центров противостояния. Так вышло. Слишком большая, богатая. И пустая, да. Кстати, Владимир Якунин напомнил о словах некоторых западных лидеров о том, что несправедливо, когда такая территория как Сибирь, принадлежит одной России, и что для эксплуатации её богатств достаточно будет лишь 50-60 миллионов населения. Можно ли подумать, что подобного рода идеи, высказывавшиеся на уровне госсекретаря США или премьер-министра Англии, куда-то исчезли из голов западных олигархических элит? Нет, конечно. А значит, питательная почва для вражды с нами там есть.
Но чтобы противостоять качественно и успешно в пусть и навязанной драке, нужно быть сильным и… привлекательным. Идеалы и ценности у России есть, и они привлекательны для многих. Дело лишь за тем, чтобы притянуть этих многих - и ещё больше других - к их защите и пестованию. А как лучше это сделать, как не возглавить новый цивилизационный проект, который объединил бы для начала две трети человечества? И - да! - получить за это гарантии национальной безопасности не только от собственных армии и флота, которые, конечно, хороши, но являются всё же "последним доводом королей", - а от заинтересованных в безостановочной работе глобального хаба.
А всем вместе получить - новое качество цивилизации…