Повести исконных лет

Feb 02, 2014 13:33

В лето 6366 (858). Погряз град великий Константинополь в грехах своих, ибо умножались они из-за ссоры двух святителей великих, Игнатия и Фотия. Оба прославлены были подвигами своими за истинную веру, образ жизни их был чистый и непорочный, сильны оба были в учении хирстианском, обличали и пап Римских, от истинной веры кафолической уклонявшихся; однако из-за интриг нечестивого Варды принуждённых бороться друг с другом.
Так бывает от наущений диавольских; и сильных в вере соблазняет нечистый, пользуясь самою ревностию их к вере: спорят богословы, как лучше служить Господу нашему, а диавол уловляет души их через грех гордыни, а для того подсылает людей нечестивых, слуг своих, дабы раздували они споры и свары. Истинно говорят иные, что не 30 сребренников, деньги малые, предал Иуда Христа нашего Господа; но из-за гордыни своей - хотел возвеличиться паки Его после смерти Его. Не верил бо, что Христос - истинный Сын Божий, и смертию Своею смерть попрал, даровав человекам, рабам своим, жизнь вечную. И пошто спорят и ругаются человеки в жизни сей скорбной своей, не думаю, что отдаляют себя тем от жизни вечной? Истинно: гордыня то и диаволово наущение.
И так не смирился и святой Игнатий с отстранением своим, и обвинение в государственной измене отвергал, а поддерживал его в том папа Римский Николай, коего позднее отлучил от Церкви Собор Константинопольский в лето 6375. И по изгнании св.Игнатия возведён был Фотий на патриарший престол в день Рождества Святого, на 25 грудня месяца.
А был тот Фотий муж учён вельми и в вере твёрд; обличал Римских пап за властолюбие, указывал на ереси их за добавление к Символу веры слов filioque, то есть: "и от Сына" - добавили бо нечестивые христиане испанские прилог сей к чистому символу веры, на великом Никейском святом соборе принятому, и на Константинопольском соборе святейшем дополненному.
То важно есть: Символ веры раскрывает учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о всеобщем воскресении и о будущей жизни, посему покушение на него ересь есть, подрывающая веру истинную Апостольскую Кафолическую. И по сей день пытаются папы инако Символ веры произносить, нежели Святыми Отцы нашими заповедано было, и Церковью Святою принято как истина. И верно то; писал ещё святитель Григорий Богослов: "Мы чтим единоначалие; впрочем, не то единоначалие, которое определяется единством лица - и одно, если оно в раздор с самим собой, составит множество, - но то, которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого (что невозможно в естестве сотворённом), так что Они, хотя различаются по числу, но не разделяются по власти. Поэтому Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас - Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец - родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын - рождённое; Дух - изведённое".
А богословы те и епископы толедские, от коих пошла ересь сия, от неверных взяли её, кои не в Сына Божия веруют, но в пророка Его - и так содеяли нечестивые те, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, яко же и у магометан от сына не Божия, но человеческого учение их изошло.
Всё сие есть происки диавольские, подделывающиеся фальшивыми умствованиями нестойких в вере священников.
Происходил Фотий из знатной и благочестивой семьи, отец его был спафирий и приходился племянником первому восстановителю иконопочитания Патриарху Константинопольскому Тарасию, а мать приходилась сестрою нечестивому иконоборцу Патриарху Иоанну VII Грамматику; оттого называли Фотия иные лукавым, что не верно; а то верно, что серед борений всех изучал прилежно он учение Отцев Святых и первых христианских еписскопов и богословов, тщась постичь учение Христово в чистом и незамутнённом начале его. А при Михаиле кесаре стал преподавать он, и были ученики у него, и среди них - просветитель Кирилл, что сотворил азбуку славянскую, на коей и аз грешный летопись сию творю.
И был за то Фотий и с братьями его великих милостей царских удостоен, ставши протоасикритом, то есть начальником императорской канцелярии.
А говорю я так много о Фотии, ибо он первее крестил русь, и землю Русскую, и посылал епискпов своих в Тмутараканскую Русь, о чём скажу ещё.
Ходила русь ростовская на булгар итильских и многие селения их разорила. А булгары вышли против них на лодьях своих, и была сеча меж ними зело люта. Они сражались долго, и немало народу пало в этом бою. А княжил в Ростовской Руси тогда некий Сигурд по прозвищу Свиная Голова, и был он могучим воином. И в том бою огн сразил многих булгар.
И подошли они, булгар избивая, к мысу, а за ним пряталась пешая рать булгарская - к ней и заманивали русов булгары на лодьях. И был среди булгар один из князей их, вельми могучий воин и меткий стрелок. И когда бросились русы к мысу, чая, что победили уже булгар, стал он метать стрелы, и ни одна из них не падал мимо цели. А Сигурд Свиная Голова шёл впереди всех. В одной руке он держал небольшой щит, а в другой копьё. И выстрелил из лука в него князь булгарский. Сигурд тот заметил летящую стрелу; он поднял щит, но та пробила щит, вошла в глаз и вышла из затылка Сигурда - вот каким могучим лучником был тот булгарин.
И так умер вождь ростовской руси, после чего предложили русы булгарам замириться на вечные времена. И пошли на то булгары, ибо несмотное число воинов порубили у них уже русы, и боялись булгары биться с ними далее. И хотели русы похоронить здесь же Сигурда, но не дали того булгары, сказав: "Знаем, что будут русы своею считать землю, где похоронены их вожди; не хотим, чтобы ходили русы воевать нашу землю, но да приходят на торг". И русы согласились на то, зане тоже пострадали сильно в битве той. Принесли им булгары краду, полную мёда, и положили в неё Сигурда-князя, и отвезли к себе на Сару-реку, и там похоронили, как положено по обычаю русскому. И есть могила его там до сего дни; видели её русы Ольговы, когда ходили примучивать русь Ростовскую под Киевскую.

Повести исконных лет

Previous post Next post
Up