А в комнатах наших сидят комиссары…

Jan 15, 2025 16:50

Впрочем, пока ещё не сидят комиссары из Европы в кабинетах политических партий Германии. Но всё, кажется, идёт к тому, если выборы в Бундестаг 23 февраля приведут в парламент много оппозиционеров и с правого, и с левого крыла политического спектра.
Во всяком случае, в кругах аналитиков не исключают вариантов с переходом ФРГ под внешнее управление, сколь бы фантастично это ни звучало по отношению к стране, которая всё ещё выступает в роли экономического локомотива ЕС. И подвигают к таким предположениям результаты опросов немецких избирателей.

Что происходит

Цифры показывают довольно стабильную картину популярности идущих на выборы партий, не сильно меняющуюся в зависимости от даты опроса и институции, опрос проводившей. В лидерах по состоянию на 15 января остаётся так называемый «Союз» - блок правоконсервативных Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС). За него «дают» сегодня 31% голосов в среднем. И это «среднее» от отнюдь не широкого разброса мнений - между 29% и 33%.
На втором месте упрямо держится называемая право-радикальной, но на самом деле также право-консервативная «Альтернатива для Германии» (АдГ). У неё в среднем 20%.
Некогда одна из ведущих политических сил Германии и формально пока ещё правящая Социал-демократическая партия (СДПГ) драматически отстаёт от правых - 16%. Затем идут, наступая социал-демократам на пятки, «Зелёные» - 13%.
Эти четыре партии, если не случится с ними чего-то катастрофического, уверенно заходят в будущий парламент, преодолев 5%-ный барьер. Следующие четыре такой уверенности пока только завидуют: у лево-популистского «Союза Сары Вагенкнехт» (ССВ) - около 5%, у вышедших из правящей коалиции либеральных «свободных демократов» (СвДП) - около 4%, у просто левых «Левых» - около 3% и у либерально-консервативных сторонников коммунального самоуправления «Свободные избиратели» - 2%.

Что это означает

При том картина действительно стабильная, когда даже раскрашенные под цвета партий графические кривые колеблются в пределах одного-двух, много трёх пунктов вокруг указанных цифр. Некие дополнительные краски вносит разве что сравнение с результатами предыдущих выборов в 2021 году: по-чемпионски подняла себя с тех пор «Альтернатива» - на 10,7%, столь же ярко уронила себя СДПГ - на 10,4%. На 5,9% раздобрели христианские демократы, на 7,2% похудели демократы свободные. Но вот именно с декабря прошлого года, когда было объявлено о новых выборах, колебания позиций партий остаются в рамках статистической погрешности.
Иными словами, германский избиратель в целом со своим выбором определился, и состав будущего немецкого парламента можно представить уже сегодня. По оценкам социологов, 223 кресла из 630 займут депутаты от ХДС/ХСС, 158 - от АдГ, 108 - от СДПГ, 94 места возьмут «Зелёные» и 47 - Сара Вагенкнехт. Именно она, тут нет издёвки: ССВ - чисто именная, «авторская» группа, вроде нашей ЛДПР при Жириновском.

Чего можно ожидать

Всё это не означает, конечно, что партии не ведут борьбы. С результатами опросов никто не смиряется, несмотря на стабильные позиции в скаковом дерби. Так, социал-демократы не только лелеют надежды приблизиться к крупу ХДС/ХСС, но и заявляют на публику, что «Союз не получит пост канцлера». Во всяком случае, генеральный секретарь СДПГ Маттиас Мирш уверен, что «в ближайшие несколько недель люди будут разбираться с программами и увидят большие различия между СДПГ и ХДС/ХСС». А поскольку лидер оппонентов и главный претендент на пост будущего канцлера Фридрих Мерц, по мнению социал-демократа, «выступает за политику вчерашнего дня» - он «против электромобильности, против ветроэнергетики, против устойчивой стали», чем «выбивает из колеи целые отрасли», - то ему у избирателей мало что светит. А вот СДПГ «борется за сильную экономику и за каждое рабочее место» и чтобы «от экономического роста доходило что-то и до нормальных людей».
А что? - экономический рост налицо: в 2024 году Volkswagen продал на 1,4% меньше машин, чем годом ранее, Mercedes-Benz - на 3%, продажи BMW просели на 4%, а Audi - и вовсе на 12%. Даже продажи люксового Porsche упали на 3%! Причём тут экономический рост? Так ведь это даёт шанс «экономике завтрашнего дня» - бурное развитие получит та же электромобильность, а «E-Autos» не дают локальных выбросов и не загрязняют окружающую среду вредными веществами! И вообще: «Олаф Шольц обеспечил энергоснабжение, стабилизировал цены и возглавил непростую коалицию в трудные времена».
Это, конечно, больше всего смахивает на игру на публику, причём игру такую, когда просто необходимо надевать хорошую маску. Но Маттиас Мирш обронил при этом странную фразу: «Карты теперь перетасовываются наново». Отчего сразу же возникает вопрос: он просто так это сказал или высокопоставленный политик что-то знает о будущем?
Что же он может знать?
Первое и очевидное предположение - что в глубокой тишине идут переговоры о возможной «красно-чёрной» коалиции. В самом деле, если всё пойдёт, как идёт, то 223 + 108 мест дают возможному блоку ХДС/ХСС/СДПГ 331 место в Бундестаге, то есть больше половины от 630. Других коалиций не намечается: у «Зелёных» с Сарой Вагенкнехт взаимная идиосинкразия, а с «Альтернативой» никто вообще связываться не собирается - «нерукопожатые». И даже если получит развитие история нащупанного было контакта между лидерами АдГ и ССВ на дебатах в октябре прошлого года, когда обе дамы сошлись в довольно солидном ряде оценок и Вагенкнехт признала Вайдель не слишком крайне правой, то возможный союз между двумя партиями всё равно не перебьёт «заново перетасованные» карты чёрной и красной масти.
Второе, что приходит в голову аналитикам, - это недопуск «Альтернативы» до выборов. С этим при желании проблем не будет: совсем недавно, в ноябре прошлого года 113 депутатов Бундестага подали в Федеральный конституционный суд заявление о запрете этой партии. Тогда инициативу тихонько притушили, невнятно пробормотав в прессе, что для подобного запрета есть немало юридических препятствий, так как неконституционность АдГ убедительным образом доказать непросто.
Но это «непросто» - это пока непросто. Депутаты слишком поторопились со своей инициативою, и «Альтернатива» вполне могла успеть выпутаться из юридических капканов. Но кто гарантирует, что она успеет это сделать, когда до выборов останется совсем немного времени? Пусть Алис Вайдель и нервничает, когда ей задают вопросы о главе тюрингенского отделения АдГ Бьёрне Хёке, и, было дело, даже инициировала процедуру исключения Хёке из партии, но тот всё равно остаётся лидером одного из территориальных образований «Альтернативы». Более того, при нём партия в Тюрингии взяла первое место на земельных выборах! И за Хёке партию всегда можно подвесить за ребро: возглавлявшая им правая фракция в АдГ, Der Flügel («Крыло»), уже объявлялась Федеральным управлением по защите конституции правоэкстремистской организацией. А с этим крылом, по приводившимся в прессе оценкам, солидаризируются до 40% членов партии…
Имеется также рабочий вариант с расколом «Альтернативы» на несколько образований. Вон он, Хёке, улыбается из Эрфурта. Блестящий вариант! А вот Тино Хрупа́лла, сопредседатель партии вместе с Алисой. Покамест между ними вполне предупредительные отношения, и союз двух политиков кажется крепким. Но когда и где союзы политиков были крепкими всегда? Не та профессия, где хранят лебединую верность. Да и левый он, Хрупалла, особенно на фоне Хёке и его последователей.
И, наконец, последнее. Евросоюз на недавних выборах в Румынии показал вполне наглядно: ему нужны только такие результаты, которые нужны. В любых иных случаях могут быть присланы комиссары из Брюсселя, которые наведут порядок. Хоть бы даже и решением конституционного суда. Склонятся над ним пыльные шлемы - и пожалуйте нужное решение! Кто гарантирует, что то же самое невозможно проделать в Германии?
И не стоит уповать на силу этого государства или важнейшую экономическую позицию в ЕС. Если, например, коалиция между ХДС/ХСС и СДПГ не удастся, то какое государство без органа законодательной власти? Новые выборы? А дадут ли они принципиально другой расклад между партиями? А то и вовсе - не пойдёт ли осатаневший от политических и экономических кризисов избиратель за «Альтернативой»? Поди, запрети её, если за ней половина населения построится…
Что остаётся? Да те самые комиссары и остаются! Прямое управление из Брюсселя утомившейся от выборов-перевыборов Германией - чем плохо? Сядут - один в парламент, другой в правительство, третий над конституционным судом шефство возьмёт…
И будет мир и благорастворение в воздусях немецких… И европейских, конечно.

Политическая диалектика, Творчество

Previous post Next post
Up