Итак, в воскресение я все-таки дошла до выставок в Пушкинском: одновременно там выставляются Караваджо и Блейк. Надо сказать, что очередь вход на так страшна, как ее малюют: 40-45 минут под снегопадом и ты уже внутри.
Я решила начать осмотр с Блейка - его творчеству, а также близким по духу художникам отведены стандартные выставочные залы - зал вокруг лестницы и два примыкающих к нему. Поскольку Блейк был больше иллюстратором, чем художником, крупных картин маслом у него представленно очень мало. В основном, на выставке были его рисунки и гравюры. Последние в виду их не очень большого формата, а также того факта, что я забыла дома очки, можно было рассмотреть только встав вплотную. Поскольку народу на выставке было довольно много, приходилось идти очередью от картины к картине, и не особо задерживаться на деталях, хотя именно их на картинах Блейка много, и они крайне интересны. В общем, рассматривать его гравюры дома как-то приятнее: не нужно спешить и приглядываться. Зато представленнуе картины маслом очень порадовали, особенно "Ньютон" и "Навуходоносер".
В целом, его картины, а также иллюстрации к Данте очень интересны.
Что касается Караваджо, то впечатление от зала, посвященного ему, оказалось двояким: с одной стороны - 10 масштабных, ярких картин, а также прекрасное освещение: зал был полностью затемнен, а направленные источники освещают только картины, делая краски на них ярче и вообще привлекая внимание. С другой стороны - народу в этом зале было - как днем в метро: то есть куда шагать еще можно было определиться, но у картин поворачиваться можно было только по команде. Если абстрагироваться от этого, то данная подборка Караваджо ассоциировалась у меня с Рембрантом: темный фон, освещение от свечи или подобного источника света, библейские сюжеты.
В воздухе был запах благовоний (или мне казалось?), но, в любом случае, обилие людей не давало возможности проникнуться картинами: постоянно бродящие туда-сюда люди, экскурсоводы, вещающие что-то и даже полумрак комнаты не позволял отделиться от присутствовавшей там толпы.
В общем, если с Блейком я провела где-то около часа, то на Караваджо меня хватило минут на 15 от силы - и я ушла на основную экспозицию. На ней было совсем пусто - 2-3 человека на зал - и масса возможностей рассмотреть любую картину с удобного угла и удобное количество времени. Странно, что выставки вызывают такой ажиотаж, а на основную экспозицию люди не ходят: во-первых, там представлены не менее интересные картины, а во-вторых, - Пушкинский меняет периодически выставляемые картины - и есть что осматривать заново. В общем, печалька, что выставки продлятся до середины февраля, а значит в ближайшие пару месяцев без очереди на основную экспозицию не попасть, а так хочется...