Ещё из фантастики на грани реальности. Написано порядка 20 лет назад.
***
Отчего же так хочется спать?
Сквозь набегающие волны тёплой дремоты Джек не переставал удивляться себе. Прежде с ним такого не бывало, а если и бывало, то редко и не в это время. Засыпать за рулём он начинал обычно днём, например, когда случалось выехать «как все» - то есть, в то время, которое для всех считается утром: часов в 10 - 11. Или в обед. Тут уж с гарантией можно было сказать, что через час или два потянет в сон. Но чтобы ночью или ранним утром - нет, не припоминалось…
Больше всего Джек любил выезжать ни свет ни заря. Во-первых, потому что любил рассветные часы: свежий, чистый, весной и осенью - морозный воздух. Во-вторых, улицы и трасса свободны. В-третьих - развивающееся к вечеру приятное ощущение, что сделано много, удовлетворение от более полно прожитого дня. Если выехать в обед, проваландавшись утром в постели или в её окрестностях, вечером остаётся только сожалеть об этом: столько планировал, столько начал - а ничего толком не успел. Жалко, обидно - а что сделаешь? Остаётся ждать следующих выходных. Интересно, что своей службы Джек вовсе так не любил и в будни сползал с кровати по утрам неохотно.
Но вот - суббота. Рассветные часы ясного весеннего дня. В воздухе - ароматы ещё не пробудившейся зелени и остатков снега. Первые, несмелые голоса птиц. Первые, ещё не греющие лучи солнца. И на трассе, в машине он - один. Никто рядом не зудит (иногда - одним своим присутствием), что, мол, рано встали, что-то забыли, надо успеть то-то и то-то, что едем слишком быстро или слишком медленно, что музыка чересчур громкая…
Музыка! Надо просто сделать погромче - и сразу проснёшься.
Джек повернул рукоятку - но знакомая, всегда, вроде, бодрившая мелодия, наоборот, показалась назойливой. Никак не «входилось» в её ритм, никак не просыпались ощущения, которые она будила всегда - только не к месту. Бывало, так хотелось разогнаться и прохватить, что называется, с ветерком - ан негде: то трасса забита, то везёшь барахла, как ломовик, то погода не располагает, то машина не хочет… И вот теперь - все условия, а - не слушается, не катит…
Удивившись и этому, Джек принялся вертеть головой, моргать, приоткрыл окно, сунул в рот жвачку - словом, начал бороться со сном, как знал. Помогало плохо. Немного взбодрили только приближавшиеся в зеркале фары: какой-то утренний лихач требовал уступить дорогу. Джек нехотя сменил полосу - и слева проплыл большой серебристый седан.
Дорога с легким поворотом вылетела из коридора леса в поля - и порыв бокового ветра справа заставил машину чуть вильнуть. Джек легко парировал удар и невзначай скосил глаза вправо. Так вот, почему его клонило в сон! С запада ползла огромная, во всю половину неба, сизо-серая туча с рваным подолом - верный дождь, а может быть, и ливень… Вот так прокатился, подумал Джек, представив, что непременно промокнет, когда надо будет выходить из машины: он не взял зонтик. Эх-х, обидно… но не поворачивать же обратно! И тут он невзначай заметил: проснулся. Сразу же по-другому зазвучала музыка. Джек повертелся на сиденье, прикрыл окно и немного прибавил скорость - так, как он обычно делал, когда ехал один по трассе.
Туча между тем приближалась, и дорога плавным поворотом входила прямо под ее крыло. Вот и первые крупные капли… а вот и ливень! Он обрушился настоящим водопадом, волной - и дорога практически исчезла в его пелене. Джек поневоле сбавил скорость, включил «габариты», потом добавил к ним ближний свет. Хороший дождичек! По дороге понеслись ручьи… А что за алые огоньки впереди? Это серебристый седан ушёл со скоростной полосы. Джек немного рискованно переложил руль влево, лишь потом подсознательно сообразив, что в такую погоду вряд ли кто-то настигнет его сзади. Вот он уже поравнялся с серебристым - и краем глаза, сквозь скользящие по стеклу струи разглядел его водителя - напряжённо ссутулившегося, вперившего взгляд в глубину дождя… Еще немного газу - и он растворился, растаял, как сахар, только фары некоторое время блестели, но потом пропали и они.
Однако, может быть, не стоит так рисковать? Все-таки сто двадцать уже… Но впереди подъем, почти не видимый сквозь завесу дождя. Впрочем, дорога знаком до выбоинки, до камушка - и Джек продолжал гнать. На этом подъёме - сколько раз проезжал он здесь! - на этом подъеме он всегда ощущал, что, прибавь он еще газку, - и только отсутствие крыльев не позволит там, наверху, взмыть в воздух. Эх, сейчас бы…
Вдали завиднелась полоска леса. За ней скоростная трасса слегка забирала влево, а вправо отходил ус «клеверной» развязки. Джек поймал себя на том, что едва не проскочил знакомый поворот. Но вёе же в последний момент переложил руль - и на той же скорости ушел на местное шоссе.
В лесном коридоре трассовая скорость казалась просто немыслимой. Да ещё этот дождь… Джек сбавил до «сотни», и, хотя этого было тоже многовато, продолжал нестись - практически без удовольствия уже, а просто по привычке.
Вон впереди автомобиль. Догоню - и сбавлю. Тем более, что там переезд, а перед ним нередко приходится останавливаться. А дальше - перекрёсток со светофором и старое шоссе, узкое, застроенное по сторонам. Последний скоростной кусок - здесь, в лесу, перед железной дорогой.
Автомобиль приближается. Бежит неплохо, хотя и везёт что-то на крыше. Небольшой хэтчбек белого цвета…
Хэтчбек белого цвета…
Серое пятнышко на задней двери слева от замка…
Щербина на нижнем крае заднего бампера.…
И НОМЕР - 799…
Джек почувствовал, что у него отнимаются ноги.
Не может быть! Потому что этого не может быть НИКОГДА! ЭТА МАШИНА, С ЭТИМ НОМЕРОМ И С ЭТИМ ОСОБЫМИ ПРИМЕТАМИ УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ ГОД СТОИТ РАЗОБРАННАЯ В ДЖЕКОВОМ ГАРАЖЕ!
Может, всё-таки заснул? Нет, непохоже, слишком всё осязаемо. Руль, педали, холодок в приоткрытое окно, слегка уставшая спина (надо подвигаться). Джек поёрзал на сиденье. Глянул вправо, влево, в зеркала. Потом снова вперёд… не исчезло!
Белый хэтчбек продолжал бодро катиться впереди. И номер у него не изменился. И особые приметы остались те же.
Угнали? Восстановили и ездят? Но замки у гаража целы и невредимы. Да и долго ли проездишь с чужими номерами? Опять же владелец может случайно узнать… вот как сейчас… Может, проследить, куда поедут? И оттуда сообщить, вызвать наряд… только документов подтверждающих нет. Ну, пусть проверят по своей базе. И по первое число вклеят хулиганам: нечего, мол! Джек прибавил газу, намереваясь догнать…
Но белый автомобиль, словно отталкиваясь одноимённым полюсом магнита, продолжал лидировать.
Джеку стало как-то неуловимо тревожно. Знакомый незнакомый автомобиль на пустом шоссе - и он один, против таинственных сил, сведших его с собственной памятью. Ведь РОВНО ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД впервые сел он за его руль, пронёсся по этой самой дороге, впервые пленяясь ощущением скорости - такой возможной, такой доступной, такой безопасной…
Ровно десять лет назад…
День в день…
И даже час в час… Точно. Таким же весенним утром.
И тут Джека осенило. Нет никаких грабителей, никто не крал машину и её номера. Это ОН САМ несётся сейчас впереди себя - и сам же догоняет себя сзади, замыкая десятилетний круг. Превысил где-то ДОЗВОЛЕННУЮ скорость, догнал своё прошлое на этом гигантском - или коротком? - отрезке, свернул его в кольцо и…
И что теперь? Замкнуть этот круг?
Догнать! Конечно же, догнать! Увидеть себя, тогдашнего, полного жизни, смелости, энергии. Готового вскакивать ни свет, ни заря, нестись за тридевять земель только ради ощущения дороги, скорости, полёта. Валиться потом с ног от усталости - и снова, едва отдохнув, вскакивать и лететь, наматывая километры, меняя города, а потом и страны…
Вот это да! Встретить самого себя в прошлом - и поделиться собственным будущим! Рассказать, как всего через пять лет…
Нет, вначале через три. Автомобиль будет продан брату, а взамен куплен другой - побольше, помощнее.
А через год - еще один.
Через два года - еще.
Тот тоже послужит два года.
И следующий прослужит два - и будет заменён на нынешний. И каждый автомобиль дарил это восхитительное ощущение скорости (всё возраставшей) и наматывал всё больше замечательных километров, - но ни один так до конца себя не оправдал, не окупил. Все были в итоге проданы, но отнюдь не с выгодой. И каждый предыдущий было жалко, каждый вспоминался с теплом и любовью, каждый, казалось, мог дать что-то еще, сделать больше, проехать дальше. Но ощущалось это только после продажи.
А тот, первый, белый хэтчбек… сколько всего связано было с ним! На нём Джек впервые почувствовал, что это значит - владеть автомобилем, а не просто перемещаться в пространстве. На нём освоил авторемонт, окончательно связав свою жизнь с машинами. На нём в жуткий снегопад, когда соседи возвращались по домам, так и не доехав, куда хотели, - так вот, в этот жуткий снегопад Джек отправился в родильный дом за появившейся на свет дочерью. На нём… да сколько всего могло бы быть ещё на нем, если бы Джек не продал его брату. А тот бесславно запустил машину до состояния полной непригодности, и в итоге её просто бросили в гараже, даже не разобрав до конца на запчасти.
Печальная, однако, автобиография. Такой не гордиться, а стыдиться надо.
Джек вдруг почувствовал, как нелепо, глупо и быстро прошли эти десять лет. В опьянении скоростью, какой-то весенней, зелёной молодостью, смелыми и решительными, но нелепыми и опасными авантюрами. Зачем? Зачем всё это было? Зачем об этом вспоминать и кому-то рассказывать? Тем более - самому себе?
Самому себе… Джек даже усмехнулся: а что, я и так этого не знаю?
Но ведь узнать тогда, в прошлом - это совсем иначе. Можно ведь будет не повторить ошибок, вовремя одуматься, остановиться, свернуть…
…И в итоге соскочить с этого круга. Попасть на другой. А что там, на другом? Какие ещё ошибки, нелепости, глупости? Каков его конец, вернее, место замыкания? А может быть, его не будет вовсе?
Или эта дорога станет своеобразным местом встречи поколений самого себя? Через очередной десяток лет. Отбегал, прожил очередной виток, вернулся сюда, встретился, поделился - и дальше. По новой. С нуля…
Джек фантазировал - а хэтчбек всё нёсся впереди и не позволял себя догнать.
А хорошо идёт, однако! Вообще-то, надо сказать, неплохо ездил он тогда. Многому научился. Можно ли было сделать больше? Лучше? Хотя бы - иначе?
Можно, наверное. Только нужно ли?
Ведь он тоже едет сейчас на хэтчбеке - только уже на другом. Большом, мощном, зелёном автомобиле. Не самом современном - но удобном и практичном, к тому же новом, как все Джековы машины. И музыка есть. И есть, куда ехать. И есть, ОТКУДА ехать: дом, в котором его ждут. Ждут его возвращения.
Словно зацепившись за эту мысль, Джек начал понемногу отставать. А впереди тем временем замаячил переезд - и вспыхнули алые огоньки светофора…
Шлагбаум уже начал опускаться, но белый автомобиль отчаянным рывком нырнул под него и, прогрохотав по настилу, оказался недосягаем. Джек фактически упёрся фарами в шлагбаум - проскочить он уже не мог. Успел только увидеть, что, вроде, вспыхнули у хэтчбека стоп-сигналы (зачем-то) - и засвистел прямо перед носом поезд. А когда он просвистел, за переездом уже никого не было.
Джек почувствовал в глазах слёзы. Он закрыл глаза и уронил голову на руль.
Очнулся только тогда, когда кто-то постучал в стекло. Прямо перед капотом он увидел выкрашенные красным и белым большие бетонные блоки, перегораживавшие дорогу. Над ними на железной трубе возвышалась табличка: «ПЕРЕЕЗД ЗАКРЫТ».
Служитель в форме железнодорожника что-то беззвучно произносил за окном и показывал руками в разные стороны. Джек опустил стекло.
- Чего это вы тут стоите? Не положено! Закрыто. Нет проезда.
- Да, вижу, - ответил Джек. - Сейчас уеду.
Но вместо этого он открыл дверь, вышел из машины и уставился перед собой. За блоками, ближе к путям, стояла строительная техника. Настил между рельсами был разобран. Судя по всему, работы велись давно. Джек присел на край бетонного куба.
Стрелочник не выдержал:
- Не проедете, не трудитесь. Да тут объехать недалеко. Вернётесь на трассу - и по ней километров семь до заправки, а потом вправо свернёте, там указатель есть. Крючок, конечно, придется дать, но что поделаешь…
- Да я ориентируюсь тут, спасибо, - Джек хотел скрыть раздражение, но не смог.
- А чего тогда сидите? Вообще-то не положено…
- Да так… Вроде, проезжал тут недавно - и никаких работ не было. Вот и удивился.
- Да как не было? - у старого стрелочника вскинулись брови. - Две недели уже копают. Пора заканчивать, а они… То раствор не подвезли, то настил…
- И часто здесь это… ремонтируют? - зачем-то спросил Джек.
- Да как часто? Не часто, но и не редко… РАЗ В ДЕСЯТЬ ЛЕТ. Только в прошлый раз начали позже: не в апреле, а в мае, кажется. Или в июне. Машин уже полно было, пробки начались, а указатель не повесили, приходилось отсюда разворачивать. Некоторые прямо по рельсам проскочить пытались, чудаки…
И Джек вспомнил, что десять лет назад, переезд действительно какое-то время не работал. И указателей не было. И приходилось возвращаться на трассу и добираться в объезд.
- Десять лет назад… - задумчиво произнес Джек.
- А вы помните? - почти обрадовался стрелочник. - Я-то помню, уже работал здесь. Третий десяток лет на этом месте.
- Помню, - ответил Джек и пошёл к машине. Резко развернулся и помчался прочь. И только глянув в зеркало, заметил: стрелочник смотрит ему вслед и как будто улыбается.
***
С приветом,
@ Omnibus @