Mar 11, 2011 09:59
Читаю "Мусульманский мистицизм" профессора А.Д. Кныша (М.,-СПб., 2004), декана факультета ближневосточных исследований Мичиганского университета. Могу порекомендовать в качестве одного из последних крупных изданных в нашей стране на русском языке исследований суфизма. Наряду с работами Тримингема и Бертельса, этот труд представляет собой одно из наиболее полных исследований проблемы мистического течения в исламе (опять-таки из числа легко доступных в России). Рассмотрен генезис мистицизма в исламе, показаны ранние представители этого направления в VIII - IX вв. (от Р.Х.) Исследуются различные течения в мусульманском мистицизме (который, кстати, не сводится исключительно к суфизму, особенно на ранних этапах существования). Вы увидите здесь и "трезвый" мистицизм ал-Багдади, и "опьяненный" мистицизм ал-Халладжа. Как достаточно часто встречается в подобных работах, показана географическая привязка тех или иных школ суфизма. Книга демонстрирует эволюцию суфизма с самого раннего периода и вплоть до настоящего времени. Профессор Кныш исследует формирование суфийской традиции, догматики и принципов в трудах различных представителей суфизма. Читатель найдет здесь не только такие знаковые фигуры, как ал-Халладж, ал-Газали и Ибн ал-Араби, но и великое множество других суфиев. В монографии дается хороший обзор различных сторон суфизма, таких, как терминология ("стоянки", "состояния" и т.д.), образование дервишских братств, их распространение, связь суфийских школ и отдельных представителей суфизма с теми или иными религиозно-правовыми школами - мазхабами и многое многое другое. Книга снабжена хорошим научным аппаратом. Всячески рекомендуется к прочтению всеми, кто интересуется проблематикой. Впрочем, должен оговориться, что ввиду изобилия специфической терминологии и большого количества малознакомых персоналий работа может быть несколько сложна для восприятия неподготовленным читателем.