новое омское метро

Nov 17, 2010 16:37


Новость дня в Омске - новый план строительства метро. Теперь всё, чем мучились раньше, и, бия в свою грудь, доказывали, что это самое-самое…, оказалось «отстоем», теперь наконец то решено (предложено) строить его (омское метро) ИННОВАЦИОННО.
По этому поводу я ещё надеюсь отпишусь, а ниже предлагаю подборку из моих двух тестов годичной давности, один к 20-ти летию продолжающегося как бы строительства метро в Омске, другой, на примере мирового подхода, о самой идее «омского метро» и метро в маленьких «мегаполисах».

Омское метро - следующая станция "ВЫЛЕЗАЙ"?

Омск без фанфар подошел к 20-летней отметке от начала строительства собственной подземной железной дороги - метро.

За это время целое поколение новых омичей успело вырасти. Многие в городе так привыкли к тому, что метро строится, что и ждать какого-нибудь конца стройки перестали. А процесс строительства как бы превратился в некое предприятие, которое работает само по себе, что-то там может производить, по крайней мере, какие-то люди ходят туда на работу и чем-то там заняты.
Какими только лозунгами не украшали за это время забор стройки - от начальных "Даешь…" и "Омск - город будущего" до недавних "1 июля 2008 года состоится пуск омского метро (Л. Полежаев)" и "К 300-летию (2016 год) в Омске будет пущено метро". Сейчас, как мы знаем, стройку негласно украшает объявление: "2009 год - перекур на кризис, далее по обстоятельствам". Перекур в том смысле, что денег дано только "на махорку" и сторожей, а лопаты и галоши землекопам купить уже не на что.
А 2016 год не за такими и большими горами. Случится или не случится в городе метро, каковы перспективы? Судя по последним заявлениям от наиболее сведущего в омских метростроевских делах директора (теперь бывшего) "ГУ Омской области "Управление заказчика по строительству объектов омского метрополитена" В. Елисеева, при уже потраченных 8,5 млрд. руб. для завершения строительства пусковой очереди из четырех (!) станций в 2016 году необходимо финансирование в 3,5 млрд. руб. ежегодно (!). Эти его слова никто не опроверг.
Что можно сказать о 3,5 млрд. ежегодно? Только одно - метро в Омске и в 2016 году не будет! Тут и к букмекеру ходить не надо. Еще большей уверенности в том, что пуск в 2016 году не состоится, придает такой факт: в Самаре в похожей ситуации с финансированием метро (там продолжения первой, действующей линии) область передает функции заказчика стройки непосредственно городу. Что это значит? Это значит, что весь выстроенный непростой порядок финансирования ломается, и теперь город как заказчик обязан вести стройку, то есть должен иметь для этого средства. В сегодняшней российской межбюджетной действительности провинциальному городу находить миллиарды рублей еще и на строительство метро нереально. Но самарское областное правительство, ссылаясь на то, что законы РФ теперь запрещают субъектам федерации быть заказчиком муниципальных строек, своим решением "перевело стрелки" на муниципалитет - с 01.01.2010.
Похоже, что и омичам вполне резонно ожидать для себя такой перспективы, когда область "передвинет" на город своим законным решением функции заказчика метро. Что останется делать Омску? Конечно подчиниться, только денег это вряд ли добавит, скорее на­оборот, то, что построено, охранять придется. А область, поучаствовав в освоении средств, скушав корешки, вершки оставит городу, со всякими достройками, настройками, запусками и прочими нестыковками.
В этой ситуации будущему мэру я бы предложил следующий путь: перед тем, как подписывать акт приема-передачи недостроя метро, получить в свои руки некий документ. В этом документе должен быть предлагаемый ответственными лицами и прочими проектировщиками и апологетами метро план: сколько денег надо, сколько времени, и где эти деньги брать, и чтобы под этим планом эти лица подписались. В документе обязательно должен быть пункт - санкции, из которого однозначно следовало бы, что за неисполнение футуристических планов ометровывания бывшей столицы бывшего Степного края, а ныне просто "мегаполиса" Омск, каждый из списка должен ответить материально и административно. Чтобы не было, как сейчас: бизнес не построил - где прокурор? власть не постро­ила - обстоятельства! Как-то несимметрично.
В заключение мой подарок на 20-летие для любителей метро - первое зрительное воплощение образа метро в Омске, которому, наверное, лет 60 уже исполнилось (на фронтоне Лобкова, 4). Поздравляю.

Впервые опубликовано в «Бизнес курс» № 37(314) от 30.09.2009
http://bk55.ru/magazine/archive/2009/143/11886/

Сизифов метрострой

Грандиозно отмечаемое Китаем 60-летие республики, их успехи и в строительстве транспортной инфраструктуры городов побудили меня снова обратиться к теме омского метро.

Первого октября, как минимум, каждый пятый житель Земли, являясь гражданином Китая, праздновал юбилей своего государства. Среди парадов, фейер­верков и трудовых подарков был и досрочный пуск метро в Шэньяне, городе на северо-востоке Китая с населением в пять миллионов человек. Кстати, еще 100 лет назад Шэньян (тогда Мукден) был опорным ­пунктом Российской империи на востоке, в Маньчжурии, через него проходила южная ветка построенной Россией КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), в нем торговали керосином известные поныне братья Нобели из своей­ сибирской, расположенной в Омске конторы­. Но это уже история, так же, как и вынужденно подаренная Сталиным Китаю целиком 2500-километровая КВЖД, лучше было мирно отдать, чем по-военному потерять.
Так вот, в этом древнем Шэньяне современные шэньянцы построили ­метро и в сентябре 2009 года запустили его в эксплуатацию. Факт по сего­дняшним постиндустриальным временам не особо выдающийся, но для омичей и для водящих их за нос местных метростроевцев крайне показательный. Отличная, так сказать, иллюстрация того, как дОлжно делать то, за что берешься. А сделано там следующее: за четыре неполных года с ноля было построено 16,4 км линии с ­18-ю станция­ми и запущено движение! И это не все, общая смета линии в 22,2 км составляет лишь 1,1 млрд. долларов, и о ее превышении разговоров не ведется. Поставьте напротив этих цифр омские данные: длина  - 6,1 км, станций  - 4, срок строительства  - не менее 25 лет, стоимость (?!)  - по нынешним данным, не считая "опытов" на ул. Кирова, порядка 30 млрд. руб. (тот же 1 млрд. долларов). Впечатляет?
Совсем недавно, в сентябре, я поминал в журнале 20-летие строительства метро в Омске (БК №37 от 30.09.2009 Омское метро  - следующая станция "ВЫЛЕЗАЙ"?), неуемность в этом проекте власти и очередное приурочивание завершения первого участка к дате 300-летия города, к 2016 году. Я же утверждал, что и в 2016 году перевозящей пассажиров подземки в Омске не будет.
Факты из Китая и их сравнение с омскими цифрами еще более выпукло показывают всю несуразицу затеи построить метро в Омске. Главное, как всегда, в деньгах, и здесь же самый большой вопрос, который в сопоставлении становится для омских ­сметчиков просто неприличным,  - стои­мость 1 километра метро. Почему в китайском Шэньяне можно уложиться в 50 миллионов долларов за километр, а в российском Омске и 150 миллионов мало?! Откуда эта более чем трехкратная разница? Неужели бессмысленное закапывание денег в землю  - это необходимейшее, чем в Омске нужно заниматься? И кроме того, что "Омск  - город будущего" и юмористических прогнозов проектировщиков о планируемых 190 тыс. пассажиров в день по линии из 4-х станций  - есть ли еще какие-нибудь причины для строительства метро в городе? Очевидно, что идея построить в Омске метро зашла в тупик, для ее осуществления явно нет денег, для его (метро) эксплуатации хоть на каком-то приемлемом уровне самоокупаемости нет пассажиров. Положение бесперспективное, и каждый следующий шаг в этом направлении  - это дополнительные бессмысленно потраченные деньги. Что делать? Ответ  - остановиться. Покаяться перед горожанами за бесцельно потраченные деньги и силы и попроситься в добровольную отставку в надежде на то, что общественность не будет сердиться.
И такой выход из создавшегося положения не будет революцией в сознании, примеры в жизни есть, а именно  - американский город Цинциннати. Там к 1925 году за пять лет было построено более 10 км туннелей и несколько станций, но собранные деньги кончились, новых не нашлось. Вполне адекватные жизненным реалиям горожане и управители, еще раз все подсчитав, выслушав независимых экспертов, на референдуме приняли решение постройкой метро в Цинциннати больше не заниматься. И не занимались, а тратили деньги на более насущные цели.
Кто-то опять, возможно, скажет: "Ну это там, у них". Да, у них так, одни, рассчитав силы, доводят до конца, другие, не рассчитав сил, признают ошибку и не продолжают безумство упорствования, для омичей же постройка метро превратилась в тяжелейшее из наказаний  - бессмысленный труд.

Впервые опубликовано в «Бизнес курс» № 39(316) от 14.10.2009 http://www.bk55.ru/magazine/archive/2009/145/12023/

общественный транспорт, Китай, БК, метро, Омск

Previous post Next post
Up