Я знаю тот вагон.
Я номер не забыл.
Он снегом занесен,
он в угле и в дыму.
И я приговорен
пожизненно к нему.
Мне нужен этот снег.
Мне сладок этот дым,
встающий высоко
над всем пережитым.
(Юрий Левитанский)
Спектакль «Долгие проводы». Фотограф - Сергей Трифонов
Творческая лаборатория «Ликбез» Театра на Таганке снова представила премьеру - «Долгие проводы» по мотивам одноименного фильма Киры Муратовой.
Мне посчастливилось побывать на одном из первых показов спектакля. В рамках «Ликбеза» молодые режиссеры работают с драматургией советского периода. Не секрет, в общем, что довольно много достойных пьес и сценариев тех лет не получили широкой аудитории. И это шанс подарить им новую жизнь, тем более, что многие темы, которые затрагиваются, вечны или прекрасно перекликаются с нашим временем.
Фильм Киры Муратовой «Долгие проводы» по сценарию Натальи Рязанцевой сняли в 1971 году и фильм сразу же отправился на полку, не пройдя цензуру. На экраны вышел только в перестроечное время, спустя 16 лет.
Спектакль «Долгие проводы». Сын - Сергей Кирпичёнок, мама - Елена Оболенская
Режиссер Александр Карпушин в своих «Долгих проводах» из фильма оставил двух персонажей - маму и сына, еще больше заострив внимание на взаимоотношениях между ними.
Сын Саша (Сергей Кирпичёнок) - уже 17-летний подросток. Этот этап взросления очень непросто даётся его матери Евгении Васильевне (Елена Оболенская). Отец когда-то ушел из семьи, и именно сын стал тем мужчиной, на котором сосредоточились вся её забота и внимание. Новую семью создать тоже не удалось. Предчувствуя, что сын хочет уехать учиться в другой город, она хочет помешать этому.
И, в общем-то, понятно, что затея эта глупая. Ведь это старо как мир - все сыновья когда-то должны покинуть родной дом. Чтобы возмужать, обрести себя и где-то в далёком далеке осознать для себя ценность близких людей. И лучшее, что тут можно сделать - не препятствовать.
Спектакль «Долгие проводы». Сын - Сергей Кирпичёнок, мама - Елена Оболенская
Конечно, в спектакле «Долгие проводы» подняты и другие пласты. Почему же мама не нашла в себе силы и мужество заполнить надвигающуюся пустоту чем-то другим, кроме сына? Почему Саша приревновал её к ухажёру? Почему накопилось непонимание, которое привело к отдалению?
Но есть в спектакле и примиряющая, на мой взгляд, самая важная сцена. Мама и сын сидят напротив друг друга и вспоминают всякие забавные ситуации из детства. Она на самом деле про настоящую любовь и неразрывную связь, про принятие и примирение с обидами.
В конечном итоге, куда бы ни ехал твой поезд, потом хочется вернуться домой, где всегда ждут.
Подытожу: получился хороший актерский дуэт в интересном музыкальном и поэтическом оформлении, затрагивающий глубоко скрытые душевные струны.
Сентябрьские показы уже прошли, а вот на октябрьские и ноябрьские можно успеть.